Свидетельство

Юрий Пожидаев: услышать, когда Бог стучится к тебе

Мария Романова
Журнал/Архив/Номер 91/Юрий Пожидаев: услышать, когда Бог стучится к тебе
Юрий Пожидаев: услышать, когда Бог стучится к тебе

Юрий Пожидаев — старший пастор московской евангельской церкви «Парадигма». Его личный путь к вере был непростым. Родился Юрий в глухой деревне Самарской области, мама была инвалидом, отца он не знал. Когда Юрию исполнилось два года, дед прогнал маму из дома, чтобы она зарабатывала на жизнь самостоятельно. Хотя дома висели иконки, родственники пели в церковном хоре, это не приблизило Юрия к вере. «Я в принципе знал, что Бог есть, — вспоминает он. — Знал, что есть какая-то невидимая и неосязаемая реальность. Но трудная жизнь была препятствием на пути к вере. Рядом не было близких людей, я страдал от одиночества. Я всегда искал кого-то, кто обнял бы меня, полюбил, конфетку дал. Помню, два года жил в интернате, там все было непросто, но какая-то неведомая сила спасала меня от зла, например от суицида. Есть люди, которые сами выбираются, но мне нужна была помощь. Я покаялся и принял Христа только в 23 года, когда мне рассказали о Благой Вести».

Юрий считает, что Бог порой ставит человека в трудные жизненные ситуации, чтобы тот искал Его. А будь все хорошо, то вера и не понадобилась бы. Человек жаждет найти того, кто бы принимал и любил его безусловно, этот поиск и приводит его к Богу.

Когда в 2000 году создавалась евангельская церковь «Парадигма», Юрий работал с подростками. По его опыту, подростки легко приходят к вере, потому что у них не засорено сознание, нет предубеждений. Трудности, конечно, тоже есть, в основном в отношениях с близкими. Часто этот период называют подростковым кризисом. И Писание подтверждает, что домашние могут быть человеку врагами. Например, матери порой боятся и не отпускают подростка в церковные группы или на собрания. Так иногда взрослые люди, имеющие предубеждения, становятся на пути подростка и препятствуют тому, чтобы он встретился со Христом. К другим взрослым подростки более толерантны. Зато подростковый кризис расширяет восприятие молодого человека: он пытается все попробовать, все понять, во что-то вникнуть. Спектр его притязаний становится гораздо шире, именно поэтому подростки открыты вере.

На путь подростка к Богу влияют его мировоззренческие позиции и, как ни странно, музыкальные предпочтения: если он слушает музыку с сатанинским подтекстом, то это, естественно, мешает ему идти к вере. Но в целом подростки — это те люди, которые чаще и охотнее всего реагируют на Благую Весть. 

Мир веры — мир невидимый. И когда мы сосредоточены исключительно на жизненных заботах и проблемах, на этот невидимый мир трудно переключиться. Благодать Божия нам открыта всегда, но мы не всегда готовы ее принять. Я предложила Юрию назвать причины, которые препятствуют уже взрослому человеку прийти к вере. Основных получилось три.

Первая причина — мы мешаем сами себе. Это может быть грех, к которому мы привязаны, или устоявшиеся жизненные стереотипы. Мы живем в материальном мире, в котором гос­подствует разум. Нас учат ко всему подходить осмысленно. Вспоминается эпизод из фильма «Буратино». Мальвина учит Буратино математике и говорит: «Представь, что у тебя в кармане два яблока». Тот хлопает по карманам и отвечает: «Нет у меня двух яблок». Это наглядный пример, созвучный восклицанию Фомы: «Пока не вложу персты в раны Христа — не поверю». Мы хотим, чтобы Бог нам что-то явно и значимо перстом написал — как в свое время Навуходоносору. И мы бы ухватились за это и не отпускали.

Существует много житейской мудрости, которая помогает справляться без Бога: «Подальше положишь — поближе возьмешь», «Своя одежка ближе к телу» и т. д. Когда мы решаем проблемы собственными усилиями, то нам не нужны ни Бог, ни вера в Него. Мы понимаем, как устроен мир: нужно заводить правильные связи, иметь хорошую профессию, быть стабильным финансово. И это кажется самым важным для жизни, но притом суета вокруг всего этого вытесняет веру в Бога.

Вторая причина, мешающая вере, — противник душ человеческих и зло, в котором мы живем. Сатана борется с Богом за человека, постоянно его отвлекает, подсовывает искушения богатством и властью. На выстраивание карьеры и зарабатывание денег уходят годы, самое драгоценное время. Чем дольше человек живет вне Бога, тем больше его сердце черствеет и наконец становится железобетонным. Человек приспосабливается к жизни, в его суждениях появляются цинизм, уверенность в собственной непогрешимости: «Я-то пожил, я знаю все сам, никому не доверяю».

И третье препятствие на пути к вере — люди, наше окружение. Нас постоянно чем-то увлекают, навязывают свою точку зрения, свой образ мыслей. Надо бы посидеть подумать, осознать что-то, но мы часто неосознанно идем за другими. Мы находимся в хаотичном движении: кажется, живешь, какой-то продукт производишь, а на самом деле «все это суета сует и томление духа», как говорит нам Книга Екклесиаста. Лишь через десятилетия приходит это осознание. Импульсом к нему могут послужить кризис или серьезная болезнь. Человек вдруг понимает, что ему уже не 15, а 45. Но трудно расстаться с набором препятствий на пути к Богу: своей самостью, влиянием окружающих. Человек хочет быть среди людей, ведь он существо социальное, хотя в наше время в большой чести индивидуализм. И возникает амбивалентное состояние души — люблю и ненавижу, хочу поверить и не могу. Многое зависит от того, насколько человек «отравлен» и насколько крепка железобетонная конструкция вокруг его сердца. Сделать шаг к Богу в состоянии духовного нездоровья очень тяжело. Это не значит, что Бог не может спасти, но выбор всегда за человеком.

Иногда все говорит человеку о Боге, а он настолько «отравился» — уцепился за какую-то идею или ценности мертвой хваткой, что не может их отпустить. Такому человеку трудно прийти к живому Богу, поскольку все это замещает ему веру в Него. Ведь он попробовал, протестировал то, во что верит, и ему страшно что-то менять.

Поверить в Бога, с одной стороны, просто, а с другой — трудно. Ведь поверить — это перестать беспокоиться о том, что значимо для тебя в данный момент, и сказать: «Господь, я Тебе доверяю». Но человек перепробует все способы — лишь бы решить проблему своими силами. И лишь когда почва выбита у него из-под ног, ему не остается ничего другого, кроме как поверить в Бога. Но, как правило, это уже критическая ситуация, лучше раньше самому к Богу прийти.

«Я думаю, что в отношениях с Богом невозможно быть спецом, магистром каким-то, — размышляет Юрий. — Я за Богом иду долго и каждый день ощущаю, будто снова иду в первый класс. И чем больше я Бога познаю, тем больше понимаю, что ничего не понимаю. Настолько Он глубок и безбрежен. Взрослость для меня — это, конечно же, ответственность за свои поступки. Но Бог так нас устроил, что в душе мы всегда чувствуем себя детьми. И Он хочет, чтобы мы всегда оставались такими в отношениях с Ним.

Юрий Пожидаев: услышать, когда Бог стучится к тебе

Я всегда чувствую себя ребенком перед Богом. Прощаемым ребенком. Меня это успокаивает, приводит в состояние равновесия. Выдохнул — и перестал беспокоиться о своих проблемах и обстоятельствах.

Я обожаю общаться с детьми. Моему младшему сыну десять, он такой клевый, все говорит напрямую. Общение с ним всегда приводит меня в чувство. И хочется самому таким быть — без тайных смыслов, двойного дна, секретов и опоры на свои возможности».

Под конец беседы Юрий вспоминает своего знакомого с криминальным прошлым по имени Виктор. У Виктора была родственница-христианка, поэтому он знал о церкви и о Боге, но ему было не до того, пока однажды он не получил пулевое ранение. Пуля прошла навылет через голову, повредив слегка глаз. Виктор остался жив, но понял, что без Бога ему не жить, и уверовал.

Порой Господь самым необычным образом стучится к нам, чтобы мы встрепенулись и поняли, что данная нам физическая жизнь конечна, но есть вечный Бог, и Он зовет нас к Себе. У каждого человека однажды наступает «момент икс», свой поворот. В Москве если проехал дорожный поворот, то потом не знаешь, как возвратиться. Так и в жизни каждого человека есть особый момент, когда Бог стучится и говорит ему: «Следуй за Мной». Он зовет нас на брачный пир, на котором оказались не званные, их было множество, но избранные.

Люди часто не придают значения приглашению Бога, несмотря на то что понимают — их зовет Бог. И у человека всегда есть выбор — принять это приглашение или нет.

 

Фотография (стр. 24) предоставлена Юрием Пожидаевым

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone