Тема

Божий взгляд на сверхъестественное

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 91/Божий взгляд на сверхъестественное
Божий взгляд на сверхъестественное

Попробуйте поговорить с человеком по душам, вы, вполне вероятно, коснетесь темы иных миров или даже дойдете до того, «что что-то такое точно есть». Но это будет касаться, скорее, мистических вещей, наукой не изученных, но общеизвестных: магия, потусторонние стуки, таинственный шепот, телепатия, телекинез… Более распространенные обсуждения — это знаки Зодиака, влияющие на родившегося под знаком Девы, Стрельца или Весов, соответственно знакам на каждый день составляют гороскопы; китайский год того или иного цвета животного (Огненного Кабана, Желтого Тигра, Белой Лошади); гадание на картах. Практикующие магию люди верят в то, что можно провидеть будущее и даже каким-то образом на него влиять. Это влияние, как они полагают, осуществляется при помощи обрядов, амулетов и специальных техник, оно производится на уровне сверхъестественном, на уровне тонких невидимых материй…

Что бы ни говорили об этом те или иные «специалисты», как бы ни было это распространено в средствах массовой информации, имеет смысл поискать более надежный источник, которому можно доверять, для безопасной жизни в этом мире, а также для описания будущего.

Бог говорил с Моисеем, а тот записал Божьи повеления. Среди этих наставлений есть прямые указания, касающиеся невидимого мира. «Когда войдете в страну, которую Господь, Бог ваш, отдает вам, вы не должны перенимать у народов, живущих там, их мерзкие обычаи… не должно быть среди вас ни прорицателя, ни колдуна, ни гадателя или чародея, ни заклинателя, ни тех, кто вопрошает духов, или знахаря, или того, кто вызывает мертвых» (Втор 18:9–11; здесь и далее пер. под ред. Кулаковых). Существует ли общение с миром мертвых, есть ли те, кто может устанавливать такую связь, устроить спиритический сеанс? Вероятно, были те, кто практиковал такое. Египет, который покидали израильтяне, был страной, где к мертвым было особое отношение, а люди там готовились к переходу в мир иной, заучивая самые разные магические формулы и заклинания, чтобы преодолеть потусторонние опасности. Бог прямо запретил общение на эту тему, нельзя общаться со «спиритистами», прибегать к магии. Помню, как одна моя знакомая увлеченно следила за передачами «Битвы экстрасенсов» и спрашивала, смотрю ли их я. А я не смотрел и даже удивлялся ее интересу, потому что Бог дал ясное повеление по этому поводу.

Позднее пророк Исаия запишет: «Скажут вам: “Обратитесь к вызывающим мертвых, к прорицателям, шепчущим и бормочущим”, а вы отвечайте: “К Богу своему должен народ обращаться. Расспрашивают ли мертвых о живых? Искать ли у них наставления и свидетельства?”» (Ис 8:19, 20).

Важно, что взгляд Божьего народа во время Исхода должен быть обращен на Землю обетованную, где он будет жить и жить долго. В одной из заповедей, о почитании родителей, это подчеркивается: «Почитай отца своего и мать свою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы жил ты долго и было тебе хорошо на земле, которую дарует тебе Господь, Бог твой» (Втор 5:16). При этом мистическая сторона не должна занимать слишком много внимания, даже Бога нельзя представить в виде какого-либо образа: «Вы ведь не видели никакого образа, когда Господь говорил с вами из огня на Хориве, посему остерегайтесь, чтобы вам не совратиться и не сотворить себе кумира в образе каком идольском: в подобии мужчины ли, женщины; в подобии животного какого, на земле обитающего, или птицы крылатой, в небе парящей, иль какого-нибудь пресмыкающегося, либо рыбы, что в воде, ниже земли, водится» (Втор 4:15–18).

Далее уточняется, что нельзя служить ни солнцу, ни луне, ни звездам — всему воинству небесному, а лучшим служением Богу будет послушание Его установлениям и заповедям: «Ныне слушай, Израиль, те установления и те правила, соблюдению которых я буду учить тебя! Повинуйтесь им, чтобы вы живы были и, завершив путь свой, могли овладеть той землей, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. Ничего не прибавляйте и ничего не отнимайте от тех заповедей, блюсти которые я вменяю вам в обязанность, чтобы вы исполнили заповеди Гос­пода, Бога вашего, какие я вам излагаю» (Втор 4:1, 2).

В чем состоит религиозность человека? Как правило, под религией понимают знание некоего свода обрядовых и моральных правил. Человек ходит в церковь, его учат священники, он общается с себе подобными. Но здесь упускается из виду самое важное — вера: «Невозможно обрести Божью благосклонность без веры: нужно верить в подлинное существование Бога, в то, что Он воздает всем стремящимся к Нему» (Евр 11:6; пер. мой. — И. Л.). Нужно обрести живые отношения с Богом, признать Его подлинное существование и возможность установления этих самых живых отношений.

Религия — система верований человека, включающая его в мир сверхъестественного. Как система, она имеет составляющие ее элементы: взгляды на Бога и мир, обряды, связывающие их, и этику, определяющую поведение среди людей. Видимые части — две последние, но первая дает верное направление последующим. Устремленность религиозного состояния христианина определяется словами Христа: «Ищите прежде Царствия Божьего». Остальное второстепенно. Веруешь ли Христу?

А кто такой Христос? В кого я должен веровать? Об этом говорит нам Библия, о жизни Иисуса Христа рассказывают нам Евангелия. И об этом нельзя рассказать коротко, в двух-трех фразах. Познание Господа занимает какое-то время: нужно пообщаться с верующими людьми, почитать Биб­лию, послушать другую музыку: от Баха до современных христианских гимнов, от ставших классическими («О благодать», «Тихая ночь») до написанных только вчера для самого невзыскательного слушателя (музыка разная, ведь и люди все разные, с разными вкусами, и каждый ищет то, что ему близко).

Но, может быть, в Евангелиях много говорится о том, какой он, этот сверхъестественный иномир? Мы вспоминаем притчу о богаче и Лазаре, вот что о ней пишет известный англиканский богослов Николас Томас Райт: «Мы давно бы разобрались в сути дела, если бы нам не мешало очевидное предубеждение. Мы ошибочно исходим из того, что основная забота Иисуса — “научить людей, как после смерти попасть на небеса”. Авраам привечает Лазаря. Это напоминает о встрече… блудного сына c отцом… Эта притча не говорит о загробном мире и не учит “этическим” абстракциям о богатстве и бедности. Она объясняет, что происходит с богатыми в настоящем. [Пяти братьям]… отказано в дополнительном откровении от умершего: Моисей и пророки обо всем сказали ясно»*.

Иисус мог бы говорить об ином мире, Он заверил в этом Никодима, одного из учителей народа своего времени, но есть что-то очень важное, о чем надо сказать в первую очередь: «Прими всерьез, кто не переживет новое рождение, окунувшись в духовную жизнь, как в воду, тот не сможет жить во время царствования Бога. Живущий земными размышлениями ими и закончит, а духовные выводят на другой уровень. Не удивляйся Моим словам о новом рождении для каждого взыскующего истину так, как ты, дражайший Никодим, ее жаждешь. Вот ветер дует, ты слышишь шелест листвы, видишь колыханье верхушек деревьев, но, знаешь ли, откуда этот ветер и куда он потом устремится? Так и духовные устремления уведут тебя в неведомую даль… Поверь Мне на слово, у Меня есть этот опыт, Я это видел и знаю. Жаль, что не все такие, как ты. Я ведь и о земных вещах говорю, и даже тут вы, умные люди, Мне не доверяете. А если речь Я поведу о духовных, небесных реалиях, разве этому вы поверите? Вот и Я человек, как и ты, но Я был в небесных обителях и сошел на землю. А Меня возденут, поднимут над вами, как когда-то медного змея Моисей поднял на шест для исцеления ужаленных змеями. Они смотрели с верой и исцелялись. Помнишь эту историю? Так и верующий Небесному Человеку войдет в вечную жизнь. И вот Бог из любви к этому миру пожертвовал Мной, единственным Своим Сыном, чтобы через личную веру каждого дать людям возможность не умереть, а войти в вечную жизнь» (Ин 3:5–16; пересказ мой. — И. Л.).

Итак, теперь, когда вы заговорите с человеком по душам, вы сможете ему сказать о том, что на самом деле есть нечто сверхъестественное, влекущее нас к Богу, и это — живой Христос, это действующий в верующих Святой Дух.

*Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. — М.: Изд-во ББИ, 2004. С. 233.

Работает на Cornerstone