История

Сомнения: полезны или вредны для веры?

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 91/Сомнения: полезны или вредны для веры?
Сомнения: полезны или вредны для веры?

Современный человек почти ни в чем и ни в ком не уверен и всегда сомневается. Вера как спокойное и абсолютное доверие кажется ему немыслимой даже не потому, что он считает ее наивной, а потому, что он просто не способен на такое доверие. Может ли сомневающийся человек верить, можно ли вообще испытывать сомнения, если ты верующий? Церковь давно задавалась этими важными вопросами.

Сомнения: полезны или вредны для веры?Джон Апдайк (1932–2009)

Ранние христиане считали сомнение антонимом веры. Климент Римский (I век), ученик апостола Петра, сравнивал сомневающихся с женой Лота, которая превратилась в соляной столб (см.: Быт 19:26). Дидахе, сборник правил ранних христиан, императивно велело не сомневаться в Божьем суде. «Сомнение это есть дочь диавола»1, был уверен автор раннехристианского памятника «Пастырь» Ерма» (III век). Философ Климент Александрийский (150–215) указывал, что сомнение — это слабость, потому что оно только отрицает, а не утверждает; истинная свобода — это вера, потому что она что-то предполагает и предлагает. Но как же бороться с сомнениями, если они уже возникли? Епископ Киприан Карфагенский (III век) считал, что когда Божья благодать делает нас новым человеком, то терзающие душу сомнения отходят сами собой.

Вера и сомнения — важная тема христианских мыслителей Поздней Античности и Раннего Средневековья. Епископ Василий Великий (IV век) писал, что «совет нечестивых», куда не до´лжно ходить праведнику (см.: Пс 1:1), — это наша готовность рассматривать сомнения и прислушиваться к ним. Духовный писатель Исаак Сирин (VII век) указывал, что сомнения, поселившиеся в нашем сердце, вселяют в душу страх и неуверенность, противоположные вере. Впрочем, не всякое сомнение плохо: яркий пример того, как из сомнений и терзаний рождается вера, это «Исповедь» Блаженного Августина (354–430).

Кроме того, уверенность в Боге вовсе не означает уверенности в нас самих: так, христианский мыслитель Антоний Великий (251–356) призывал подвергать сомнению нашу уверенность, что мы — с Богом и поступаем правильно, равно как и случающиеся с нами откровения, которые могут быть обманом демонических сил. Его младший современник Ефрем Сирин (IV век) призывал не бояться сомневаться, если у нас не хватает знаний или опыта. Впрочем, как указывал духовный писатель Иоанн Лествичник (579–649), нужно в определенный момент пресекать и такие сомнения, приняв како е-то определенное решение.

Высокое Средневековье — время окончательного формирования философии на христианском Западе. Она стремилась ответить на все вопросы и разрешить все сомнения думающих людей. Яркий представитель такой философии — Фома Аквинский (XIII век), выстраивающий свои произведения как ответы на вопросы, уверенно и спокойно противопоставлял всем сомнениям стройную богословскую аргументацию. Для людей эмоциональных и неуверенных этого было недостаточно: младший современник Фомы Бонавентура, человек страстный и горячий, постоянно мучился, считая себя недостойным общаться с Богом, и его, по его свидетельству, спасала переживаемая Божья милость.

Сомнения: полезны или вредны для веры?Израиль, гора Содом, на первом плане соляная скала, на втором — соляная колонна «жена Лота»

В Позднее Средневековье христианские наставники стремились уходить от философской аргументации и искать опору во внутренней жизни. Немецкий писатель Майстер Экхарт призывал предать себя Богу, не бояться быть в отношениях с Ним только ожидающей и принимающей стороной. Проповедник Иоганн Таулер указывал, что проверка на верность Богу — это отсутствие беспокойства, когда у нас появляются сомнения, исчезает радость и легкость, дарованные Богом в начале нашего христианского пути.

В эпоху Реформации обретение веры и борьба с сомнениями становятся важнейшим делом. Молодой Мартин Лютер, страдая сомнениями по поводу того, что он не сможет заслужить Божью благодать, приходил с этими вопросами к своему наставнику Иоганну фон Штаупицу, который посоветовал Лютеру прийти к Богу и честно сказать, что быть настоящим христианином не может, но уповает на милость Бога, который делает невозможное. Слова Штаупица впечатлили Лютера, он обратился к изучению Писания и, убедившись в правоте этих слов, отринул сомнения и впоследствии стал твердым и бескомпромиссным проповедником идеи, что человек спасается только верой в Иисуса Христа.

Крупный пуританский богослов Уиль­ям Перкинс указывал, что внутреннее изменение человека и укрепление в нем веры — это не одномоментный акт. Осознание греховности — это начало пути, а дальше человеку предстоит долгий и сложный путь, во время которого нужно быть готовым и к сомнениям, и к упадку сил, при этом твердо надеясь на Бога и Его помощь. Созвучен Перкинсу был испанский поэт Хуан де ла Крус, который говорил о том, что христианин переживает периоды, когда он не слышит и не чувствует Бога. В этом случае для него главное — продолжать идти дальше, не сомневаться и не отчаиваться. Об этом же писали лютеранский пастор Иоганн Арндт и квиетист2 Мигель де Молинос. В аллегорической форме эту обычную для христианина ситуацию представил Джон Баньян. В его книге «Путешествие пилигрима в Небесную Страну» путешественники, соблазнившись хорошей дорогой, зашли не в ту сторону и попали в плен к великану Отчаяние, владельцу замка Сомнение, который по наущению своей жены Недоверие избивал своих пленников и склонял их к самоубийству. Выйти из темницы удалось только благодаря найденному у Христианина ключу Обетование, то есть, согласно мысли Баньяна, спасение от сомнений заключено в том, что человек полагается на Божии обещания.

Сомнения: полезны или вредны для веры?Митрополит Антоний (Блум) (1914–2003)

В XVIII–XIX веках сомневающихся людей, в том числе и верующих, стало еще больше. Нидерландский писатель Вильгельм а Бракель указывал, что сомнение — это нежелание и отказ положиться на Христа, а такое недоверие и есть противоположность веры. Сомнения необходимо пресекать тут же, не входя в какие-либо рассуждения, которые только еще больше затягивают в духовное болото, были уверены российские духовные писатели Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Преодолеть сомнения в Боге и Его промысле великому американскому философу и богослову Джонатану Эдвардсу помогли наблюдаемые им в качестве ученого стройность и красота мироздания, которые говорили о мудром и все предусмотревшем Архитекторе.

Другие христианские мыслители, в традициях предыдущей эпохи, указывали на то, что сомнения могут быть полезными: епископ Альфонсо Лигуори считал, что они помогают ново­обращенным и неопытным христианам не увлекаться своими чувствами и переживаниями, а реформатский проповедник Герхард Терстеген полагал, что сомнения могут проистекать из-за неудовлетворенности души внешними церковными обрядами и правилами, а значит, такие сомнения — это шаг вперед, это обострение стремления к Богу и личным отношениям с Ним, углубление внутренней духовной жизни. Датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что сомнения в том, так ли мы хороши и хорош ли мир вокруг нас, ведут к отчаянию, а отчаяние как остро осознаваемый тупик может привести нас к вере.

ХХ век, период масштабного кризиса, в том числе и кризиса веры, сказался и на выдающихся христианах. Эван Робертс, деятель Уэльского пробуждения, который привел к Богу многих людей, пережил нервный срыв и долгое время пребывал в сомнениях, думая, правильно ли он действует и нужно ли это кому-нибудь; преодоление кризиса заняло у проповедника много лет. Греческий духовный писатель Иосиф Исихаст во время болезни также подверг сомнению всю свою жизнь и свою деятельность; в период отчаяния ему все казалось пустым и бессмысленным. Длительные периоды «духовной сухости», богооставленности, испытывала, судя по ее дневникам, и одна из самых известных христианок ХХ века Тереза Калькут­тская. Хотя и Иосиф, и Тереза преодолели этот период, очень показательно, что он оказался затяжным и мучительным.

Сомнения: полезны или вредны для веры?Билли Грэм (1918–2018)

Такие кризисы не только следствие личных внутренних причин и трансформации некогда христианского мира, это еще и результат культа разума и требования доказательств того, что принципиально недоказуемо. Верующий христианин американский писатель Джон Апдайк в романе «Россказни Роджера» рассказывает историю молодого ученого, который берется доказать существование Бога с помощью компьютера и терпит в этом неудачу; для писателя в этом нет разочарования, а напротив, есть радость и надежда: в мире остается тайна, в которой можно сомневаться, и, рискуя, преодолевать эти сомнения. Кроме того, как указывал известный проповедник митрополит Антоний (Блум), наши сомнения вообще полезны для нашего развития: «…каждый раз, когда в нас рождается какой-либо вопрос, связанный с нашим мировоззрением, связанный с нашей верой, с нашим представлением о Боге, о человеке, о себе, мы должны радоваться и благодарить за это Бога. Это значит, что мы переросли какую-то предыдущую стадию нашего развития, когда вопроса не существовало, потому что мы еще не доросли до него»3. В любом случае, как много раз говорил Билли Грэм, вера в этом смятенном и не имеющем опоры мире остается надежным и твердым якорем.

Таким образом, опыт христиан предшествующих эпох говорит нам, что сомнения постоянно сопровождают духовную жизнь христианина; нужно не поддаваться отчаянию, а оставаться верным Богу и надеяться на Его обещания; сомнения же в нас и наших представлениях могут оказаться полезными, помогая нам избавиться от иллюзий и обрести более глубокую веру.

1«Пастырь» Ерма. Электронный ресурс: https://svyatye.com/chitat/Apostol-Erm-Trudy-Pastyr/7910/ (дата обращения 4 октября 2022).
2Движение в католичестве, которое под влиянием протестантизма сосредотачивалось на внутренней молитвенной жизни и пассивном предании себя Богу.
3Митрополит Сурожский Антоний. Вопрошание и сомнение. Электронный ресурс: http://www.mitras.ru/pouty/somnen.htm (дата обращения 4 октября 2022).

 

Фотография Билли Грэма — из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение»

евангельских хрис­тиан-баптистов

 

Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org

Работает на Cornerstone