Тема

Встреча с большой буквы

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 91/Встреча с большой буквы
Встреча с большой буквы

Из всех земных существ только у человека есть способность верить. Это говорит о том, что вера ведет свое происхождение из сверхъестественного, сверхприродного мира и содержит в себе некоторые свойства этого духовного мира. Я еще скажу об этом. И все же разговор о вере требует определенной строгости и четкости и нуждается в некоторых предварительных замечаниях.

Если вглядеться внимательно, то мы увидим, что вера во что-то свойственна каждому человеку. И несмотря на то что вера — дитя Духа, она вполне готова быть использована совсем не в духовных нуждах, и эта ее метаморфоза отнюдь не является чем-то неожиданным для нас, а обозначает печальную закономерность, когда духовные вещи начинают терять свою высоту и обозначают свойства вполне приземленные.

Разве не верит большая часть людей во власть, в собственный интеллект, в приметы, в деньги, в значительность и значимость своей личности, в то, что все мы должны добиваться на земле успеха, или следовать моде, или быть остроумными и нравиться людям?

Но параллельно этому ряду мы можем видеть такие проявления веры, как вера изобретателей в свое детище: например, вера пионеров авиации в то, что сконструированный ими аппарат тяжелее воздуха может летать, как птица, или вера творцов и художников, например Микеланджело, в то, что они могут осуществить небывалую работу, почти немыслимую для человека, и расписать исполинский потолок капеллы или высечь статую Гиганта из огромного, хоть и испорченного куска мрамора. Или вера писателя в то, что ему удастся написать «Войну и мир», или, наконец, вера матери в то, что она вырастит и воспитает своего ребенка.

Если приглядеться, все держится верой. Вера является во многом основанием жизни для человека. Она вплетается почти во все действия человека в течение дня. Человек, даже атеист или агностик, на деле живет по большей части верой.

Когда мы вглядываемся в звездное небо или произведения искусства и, восхищенные их красотой, на минутку замираем в творческом забвении всего остального — это тоже вера, вера в бесконечное могущество красоты, которую мы переживаем, созерцая закат или полотно Рафаэля.

И, подобно тому, как стрелка компаса показывает своим синим концом на север, а красным — на юг, так и вера как таковая в нашем мире разделена двумя направлениями. Один спектр вещей, в которые мы верим, принадлежит миру нижнему, конечному и детерминированному, миру полупризрачному, о котором сказано, что того, что ему принадлежит, нам не следует любить, и прибавлено, что мир во зле лежит и хозяином его является Противник, — и я уже перечислил некоторые из объектов такой веры: деньги, карьера, себялюбие, конкуренция, обман ради выгоды, власть неправой силы и т. д. Вторая же часть предметов веры словно поднимается и устремляется к небу — это материнская любовь, верность, честность, чистота и другие добродетели.

Как сказано, вера дает устойчивость и движет по жизни своего носителя. Поэтому и жизнь человека будет выстроена в зависимости от того, во что он верит. И если он верит в нижний ряд, то он пойдет в одном направлении, а если в верхний, то соответственно сложится и его жизнь.

То есть наш разговор о вере — это не разговор о вере и противоположном ей неверии, а разговор о вере в реальность и вере напрасной, призрачной.

И суть духовного роста человека, как мне кажется, — это продвижение от веры призрачной к вере истинной, как бы банально это ни звучало. Как часто самые свежие, самые жизненные, самые насущные вещи, без которых не обойтись человеку, если он хочет реализовать себя, звучат банально!

Итак, дальше мы будем говорить не просто о вере, а о вере в Высшую силу, вере в вещи, превышающие логику, превышающие земное понимание. Мы будем говорить о Боге и вере в Него.

Апостол Павел сказал: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). И мы сразу чувствуем, что это слова из мира Духа, потому что речь идет не о подарках на день рождения, хотя иногда и о них тоже, но преимущественно о вещах куда более тонких. И акцент здесь на «осуществлении». То есть если ты веришь, что предмет твоей веры должен осуществиться, то он и осуществится. Больше того, новый перевод с греческого говорит следующее: «Потому говорю вам: все, о чем вы молитесь и просите, верьте, что вы получили, — и будет вам» (Мк 11:23).

Высказывание парадоксально. Причина этого в том, что весть из мира бесконечного и вневременного излагается на языке пространства-времени, языке куда менее реальном и гибком, чем язык Неба. Вы еще ничего не получили, а вам говорят: верьте, что это у вас уже есть! Непривычный мир, в который нам предлагает войти небесная вера. Время словно бы делает петлю, да и пространство становится каким-то непривычным, обладающим небывалыми, недетерминированными возможностями. И так будет и дальше, ведь мы вошли в мир Божественных парадоксов, мир Царства, где земные законы перестают срабатывать.

Но все это — встречи с Божественными проявлениями. А мне хотелось бы сказать о главной встрече в моей жизни — встрече с Высшим, с Богом.

В середине своей жизни я долго болел. Два года я почти непрерывно, за редкими периодами, провел в постели. Я уже верил в Бога. Я лежал, молился и читал христианские книги. И вот когда болезнь обострилась и меня перевезли на дачу, я понял, что, может быть, я уже никогда не встану. Но я продолжал молиться. Моя мама поехала к моему духовнику о. Александру Меню и спросила: что же делать? «Пусть читает мои книги», — сказал о. Александр. «Но он не может читать», — сказала мама. «Пусть читает, не понимая, — отвечал священник. — А я помолюсь».

На третью ночь я лежал без сна и смотрел в окошко. Там была ночь. Со станции доносились гудки и звуки набирающих скорость электричек. И тут пришел Он. Я несколько раз пытался описать Его приход, сейчас я только скажу, что мне Бог открылся в ту ночь как Первореальность, потому что стволы берез в окне стали прозрачными и зыбкими, как дым, а стена дома исчезла вовсе. Пространство ушло и время тоже… И после этого мне уже не надо было доказывать что-то о существовании Бога. Если что-то действительно и существует, то это Он. Рядом с Ним все остальные вещи мира существуют куда в меньшей степени, не выдерживая близости с Первореальностью. Я повстречал Источник Бытия, я повстречал То, чему не может быть имени.

После этого я стал выздоравливать.

Эта встреча сыграла огромную роль в моей жизни. Я многое понял и многое продолжало как раскрывающаяся информация развертываться в моем понимании еще несколько лет. Я узнал незыблемую основу жизни. И сегодня я убежден, что каждый человек способен пережить свою встречу с Богом. У каждого — она своя. И каждому Он открывается по-своему. Кому-то ярко и сильно, кому-то приглушенно и тихо, а кто-то даже не понимает, что ему открылось. Но, так или иначе, Бог стучится к каждому.

Но разве не вера привела меня к этой Встрече? Вера, граничащая с отчаянием и все же преодолевающая его, потому что у меня были братья и сестры — христиане, потому что мама поехала и получила ответ, потому что я был не один.

Я убежден, что вера динамична. Она может распахивать свои крылья и вдохновенно взлетать над миром. Но она также может обессилеть, и тогда нужно припадать к источникам вдохновения, искать их, пополнять свои ресурсы. И это прежде всего — церковь, те, кто вместе с тобой молится, к кому ты можешь обратиться во время кризиса. И это молитва этих людей, и твоя собственная молитва, и это, конечно же, прежде всего Библия и другие книги, и музыка, и живопись. И это природа. Во всем этом присутствует Дух, Его вдохновляющая сила. Все это работает, поверьте мне.

В моей Встрече ничего не было от фокуса. Не было так, что я выздоровел мгновенно. Чудо заключалось в том, что эта главная Встреча породила целую серию встреч, в которых также жил Бог и его чудодейственная сила. Как волна разбивается на множество потоков, так и та ночь и явленная в ней сила Встречи раздробилась на знакомства с новыми в моей жизни людьми. Я встретил новых друзей, круг людей, с которыми стал регулярно собираться на коллективную молитву, — Бог повел меня. И я выздоравливал.

Но с тех пор сомнение в существовании Бога ни разу не навещало меня. Я мог возроптать по поводу длительного Его отсутствия или кучи проблем и испытаний, обрушившихся на меня, я мог усомниться в том, что я правильно молюсь и живу, но я всегда знал, что той ночью в мою жизнь вошел Сущий. Вернее, той ночью я встретил Его. И еще я думаю, что с тех пор я могу воспринимать свою жизнь как непрерывную Встречу с Богом, которую образуют все эти мои чудесные встречи, в которых Он также присутствует, — с восходом солнца, моими друзьями, музыкой, природой. Все это взятое вместе не является ли все той же одной нескончаемой животворящей встречей, может быть, в более сокровенной, но не менее глубокой форме? И даже трудности и настоящие проблемы, хоть этому я еще не совсем научился, могут привести к ощущению присутствия Бога в них, и кажущееся Его отсутствие является Его вестью о Себе и восходит к той ночной Встрече, которая так сильно развернула мою жизнь в сторону живого Солнца и Его явных и потаенных лучей, струящихся сквозь Бытие.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone