Решение

«Прошу вас, как пришельцев и странников…»

Мария Романова
Журнал/Архив/Номер 90/«Прошу вас, как пришельцев и странников…»
«Прошу вас, как пришельцев и странников…»

Кто откажется хотя бы на пару дней отправиться в путешествие в другой город или, еще лучше, в другую страну? Побродить по красивым улочкам, послушать морской прибой, пройтись по горным тропам… Кажется, что дух странничества у нас в крови, поэтому порой хочется бросить дела и, закинув на спину рюкзак, подчиниться этому зову. А иногда чувствуешь, что именно там, далеко, есть что-то настоящее, чего недостает в повседневности.

Не случайно образ странника — один из важных биб­лейских архетипов. И если многие герои Ветхого Завета были странниками в прямом смысле этого слова, то в Новом Завете странники — это собирательный образ христианского народа. А раз так, то каждый из нас — странник. Что же это значит? И как мы призваны воплотить этот образ в своей жизни?

Первые христиане называли себя греческим словом «ходос», которое означает «путь». Тем самым они, с одной стороны, подчеркивали, что основа их жизни — Христос, который говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин 14:6), а с другой — что христианин — это человек, который находится в пути. Он осознает последствия греха и изгнания из рая, испытывает тоску по Небесному отечеству и идет к нему. Христианский богослов Иоанн Лествичник так писал о странничестве: «Странничество есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию. Странничество есть не дерзновенный нрав, неведомая премудрость, необъявляемое знание, утаиваемая жизнь... путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание глубины»1.

Лучший пример странника и пришельца — Сам Иисус Христос. Он подчеркивает Свое положение странника, говоря: «…лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20).

Читая Евангелие, мы замечаем, что Иисус все время в движении. Он восходит на горы для молитвы, идет к больным и умирающим, переходит из города в город, чтобы благовествовать о спасении, приходит на помощь ученикам…

Эта динамика пути хорошо передана в христианской песне «Учитель»:

 

«Он шел в жару и в зной,

В пыли больших дорог,

Учил любить, прощать обиды, боли.

Он с мытарями ел,

Не знал ни в ком врага,

Склонялся к тем, кто был в слезах и горе.

Учитель,

Свой путь пройти я должен так, как это сделал Ты;

Учитель,

У ног Твоих я вновь учусь людей любить, как Ты;

Учитель,

Ведь нелегко нести чужое бремя так, как Ты;

Учитель,

Я все смогу, но только будь всегда со мною Ты».

 

Вот так идти по жизни призван каждый из нас: любить и прощать, склоняться к тем, кто ищет истину и страдает, указывать путь во тьме тем, кто его потерял.

Апостол Петр просит христиан «…как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет 2:11–12).

На первый взгляд может показаться странным, что Петр называет христиан пришельцами, ведь те церкви, к которым он обращается, состояли в основном из местных жителей. Значит, для апостола все христиане в этом мире — пришельцы по определению. Для Петра христианин — чужак, пришелец в непреображенном мире. Он — житель Царства Небесного и только там будет дома. А на земле он пришелец, ведь мир еще не стал Царством.

Оказываясь в неродной для себя среде, чужеземец ощущает утрату своей самобытности, чувствует себя бездом­ным. В Новом Завете представление о чужеземцах по национальному или этническому принципу отступает на задний план. В число Своих последователей Иисус включает сирофиникиянку, римского сотника и самарянку. Апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: «…мне через откровение возвещена тайна... чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования…» (Еф 3:1, 6). Так что понятие «чужеземец», или «пришелец», в Новом Завете тоже становится собирательным и относится ко всем верующим во Христа, направляющимся к своему истинному отечеству на Небесах. Оно преобразуется в духовный символ христианской жизни, об этом говорится в Послании к Евреям. Там мы читаем, что Авраам обитал верою в Земле обетованной, как на чужой, а его наследники по вере «говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле», тем самым показывая, что они ищут лучшего, Небесного отечества.

Говоря о теме странничества, нельзя не вспомнить аллегорический роман Джона Баньяна «Путешествие пилигрима в Небесную страну», появившийся в 1678–1688 годах. Баньян иносказательно описал путь преображения человеческой души, обратившейся к Богу. Роман быстро завоевал популярность в Европе, а позже и во всем мире. Его полюбили и простые люди, и писатели, и политики. Так, Уильям Теккерей, например, позаимствовал из него образ ярмарки тщеславия для названия своего романа. Образы Баньяна использовались и в музыке, и в изобразительном искусстве. В протестантских церквах можно встретить изображение эпизодов путешествия Христианина, главного героя романа.

В 1835 году Александр Пушкин пишет стихотворение «Странник», представляющее собой рифмованное изложение первой главы книги Баньяна:

 

«…Я встретил юношу, читающего книгу.

Он тихо поднял взор — и вопросил меня,

О чем, бродя один, так горько плачу я?

И я в ответ ему: “Познай мой жребий злобный:

Я осужден на смерть и позван в суд загробный —

И вот о чем крушусь: к суду я не готов,

И смерть меня страшит”.

“Коль жребий твой таков, —

Он возразил, — и ты так жалок в самом деле,

Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?”

И я: “Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?”

Тогда: “Не видишь ли, скажи, чего-нибудь”, —

Сказал мне юноша, даль указуя перстом.

Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,

Как от бельма врачом избавленный слепец.

“Я вижу некий свет”, — сказал я наконец.

“Иди ж, — он продолжал, — держись сего ты света;

Пусть будет он тебе единственная мета,

Пока ты тесных врат спасенья не достиг,

Ступай!” — И я бежать пустился в тот же миг»2.

 

Образ странника созвучен человеческой душе в любом веке и в любой культуре. Наверное, так душа откликается на данное ей Богом призвание.

Что же нужно страннику в пути? Обычно, готовясь к путешествиям, мы изучаем карты и описание достопримечательностей. У христианина есть «карта Царства Небесного» — Библия. «Шлем спасения» и «меч духовный — Слово Божие» — первое, что он возьмет с собой в странствование.

Если мы на пути в настоящий дом, не стоит привязываться к вещам временным. Именно это имеет в виду Гос­подь, говоря «не заботьтесь», и приводит в пример птиц и полевые лилии, которых Он кормит и одевает. Бог окружает нас Своей чудесной заботой в нашем странствии. Нам остается только верить в Божье провидение.

В пути всегда есть искушения и опасности. Но христианину дана сила Святого Духа, Утешителя, чтобы преодолевать препятствия и находить верную дорогу.

Путь странника не только испытания и труд. Это еще и чудесные горы и долины, которые открываются его взору, красота рассветов и закатов, чарующее пение птиц и лучи солнца, ароматы лесных трав и цветов… Тот, кто идет налегке и устремлен ввысь, особым образом открыт к истине и красоте, во всем чувствует Божью любовь и Его присутствие.

1Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, или Скрижали духовные. Электронный ресурс https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/8 (дата обращения 18 августа 2022 года).

2Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 8 тт. М., 1968. Т. 3. С. 313–314.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone