Искусство

Гостеприимство Авраама

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 90/Гостеприимство Авраама
Гостеприимство АвраамаСцены из жизни Авраама. Базилика Сан-Витале (Равенна, Италия)

 

Страннолюбия не забывайте,
ибо через него некоторые, не зная,
оказали гостеприимство Ангелам.

Евр 13:2

Странники и пришельцы в Ветхом Завете занимают особое место, о них Господь имеет попечение и учит держать двери открытыми для тех, кто постучится к вам в дом. Бог напоминает, что сами евреи на протяжении своей непростой истории не раз были пришельцами в чужой земле. В законе Моисеевом сказано: «Пришельца не притесняй и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх 22:21; см.: Исх 23:9). Гостеприимство — одна из важнейших заповедей Божьих. История народа Божия и начинается с того, что Авраам становится странником: «…пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего… в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12:1). А затем к Авра­аму приходят три странника. Библия называет их вестниками, по-гречески — ангелами, потому что они приносят Аврааму весть о том, что у него родится сын. И от сына Авраама Исаака произошел народ Божий, и впоследствии в этом народе родился Мессия.

Эту историю мы читаем в 18-й главе Книги Бытие: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер… во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер… и поклонился до земли…» (Быт 18:1–2).

Гостеприимство АвраамаБартоломео Эстебан Мурильо. Авраам встречает трех ангелов. 1670–1674

Кто были эти три мужа — люди, ангелы небесные или Сам Господь? У богословов нет единого мнения. С древних времен этот эпизод толковали по-разному. Еврейская традиция видела в этом гостеприимстве Богоявление: Авраама таинственно посетил Сам Бог в сопровождении двух ангелов, которые затем пошли судить Содом и Гоморру: «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа» (Быт 18:22).

Мнения христианских богословов разделились, одни, как и евреи, в таинственных странниках видели Бога и двух ангелов, а другие — Троицу, Бога в Трех Лицах, а были и те, кто считал, что явились люди, посланные Богом. И эти разные толкования отразились на иконографии этого сюжета.

В римских катакомбах на Виа-Латина есть изображение, где Авраам разговаривает с тремя юношами, почти отроками, у которых нет ни крыльев, ни нимбов, никаких других особых атрибутов. Вот так просто и даже наив­но изобразил библейский сюжет раннехристианский художник. Фреска датируется IV веком.

А вот уже в мозаиках церкви Сан-Витале в Равенне VI века этот сюжет имеет иной характер: три ангела (с крыльями и нимбами) сидят за столом, Авраам преподносит им угощение, в дверях дома стоит Сарра. А в правой части композиции мы видим Авраама, готового принести в жертву своего сына Исаака, обещанного как раз его таинственными гостями. Но десница с небес останавливает занесенную руку с ножом, а рядом стоит агнец, который приготовлен для жертвоприношения. В этом не только точное следование за текстом Библии, но и указание на Агнца-Христа, от века уготованного стать единственной искупительной жертвой.

В Средневековье таинственные странники изображались с крыльями, нимбами, посохами и чаще всего абсолютно одинаковыми, что должно было указывать на единого в Трех Лицах Бога. Например, в картине французского художника XV века Жоса (Йоса) Лиферингса мы видим трех одинаковых ангелов, перед которыми коленопреклоненно стоит Авраам.

В эпоху Возрождения и барокко мы видим большое разнообразие вариантов и интерпретаций. Особенно любили этот сюжет голландские художники, которые большой интерес проявляли к различным деталям и подробностям. Одни художники изображали ангелов в виде обычных, даже простоватых юношей, уставших от дороги, которых щедро угощает Авраам различными яствами. Другие художники представляли юных посланников с крыльями и посохами, ангельскими атрибутами, и бытовая картина обретает более возвышенный характер. Третьи выделяли одного из ангелов — возрастом (он мог представать в виде старца), масштабом или просто центральным положением, подчеркивая различную иерархию небесных странников. Наглядный пример мы видим в картине Рембрандта, где  один ангел выделен не только масштабом, но и светом, от него исходит сияние, благодаря чему простое жилище Авраама преображается. Тем самым художник подчеркивает божественную природу одного из ангелов, а гостеприимство Авраама становится богообщением.

Гостеприимство АвраамаРембрандт Харменс ван Рейн. Авраам, служащий трем ангелам. 1646

Самого Авраама художники тоже писали по-разному: то как богатого человека, щедро угощающего гостей, то как скромного хозяина, который готов служить странникам, то как богобоязненного человека, склонившегося в смиренном поклоне перед Господом. Но чаще всего Авраам показан слушающим, что говорят ему гости, пытающимся вникнуть в таинственные слова, превосходящие человеческое разумение, ведь ему, несмотря на его преклонный возраст, обещан сын — наследник.

Именно таким представлен Авраам на картине Марка Шагала. Трех ангелов с огромными крыльями художник пишет со спины, их лиц мы не видим, ангелы сидят за столом за приготовленной Авраамом трапезой. А сам праотец смиренно стоит перед ними, лицом к зрителю, и мы видим, как внимательно он слушает, вникая в каждое слово, сказанное таинственными посланцами. Кажется, он даже чуть-чуть раскачивается, как это обычно делают евреи во время молитвы. И вид у Авраама, как у бедного жителя местечка где-нибудь в районе Бердичева. Но общий красный фон картины создает необыкновенную атмосферу общения Бога и человека. Красный цвет символизирует огонь Божества, к которому прикасается в этот момент Авраам. Это тот огонь неопалимой купины, перед которой будет стоять Моисей, сняв обувь свою, и то сияние Спасителя на горе Преображения, перед которым падут ниц апостолы.

Современная художница Елена Черкасова тоже использует яркие краски. Но в ее картине сделан другой акцент: гостеприимство Авраама показано как радость, что приходит с гостем в дом. Мажорный колорит картины символизирует рай, который возникает там, где происходит встреча с Богом. Вспомним, что Царство Небесное в Священном Писании часто передается через образ пира.

Гостеприимство АвраамаЖос Лиферинкс. Авраам и три ангела. 1495–1500

Нередко в сценах гостеприимства Авраама присутствует и Сарра. Как правило, она стоит на заднем плане, иногда — выглядывая из-за занавески, прислушиваясь к разговору. Как мы помним из Священного Писания, Сарра усомнилась в верности слов небесных посланцев, в тексте даже сказано, что она «усмехнулась», ведь она давно вышла из детородного возраста и не могла зачать и родить. Но, как мы знаем, обетование исполнилось, и Сарра родила Исаака, чье имя и значит «смех», Господь посмеялся над неверием Сарры.

Наверное, Сарру можно понять: мы не каждый день встречаем небесных посланцев, хотя, может быть, просто невнимательны; мы не каждый день слышим божественные вести, хотя, видимо, просто не умеем слушать. Но библейский рассказ учит тому, что пришедший в наш дом человек может быть посланником Бога, а принимая его, мы принимаем Самого Бога, по слову Христа: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Да и Сам Христос был странником и пришельцем, порой Он не знал, где приклонить главу. Но были дома, где Его всегда готовы были принять: это и дом Петра, где Христос исцелил тещу апостола, дом Лазаря и его сестер Марфы и Марии, где Он всегда был желанным гостем. Он принимал приглашение Симона-фарисея и мытаря Матфея, и каждого, кто приглашал Его в свой дом.

Сюжет о гостеприимстве Авраама взят из Ветхого Завета, но он имеет отношение и к нашей сегодняшней жизни. Так говорит Господь: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). И кто знает, когда в нашем мире столько беженцев, не окажется ли кто-то из них, постучавшихся в наш дом, Его посланником или даже Им Самим.

 

Фото: wikipedia.org, wiki5.ru

Работает на Cornerstone