Портрет

Грэнвилл Шарп: милость к отверженным

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 90/Грэнвилл Шарп: милость к отверженным
Грэнвилл Шарп: милость к отверженным

Грэнвилл Шарп (1735–1813) — английский общественный деятель и борец с рабством. Он родился в городе Дарем в большой многодетной семье Томаса Шарпа, архидьякона1 Йоркского. Грэнвилл был девятым в семье, и к тому моменту, когда мальчику нужно было начать учиться, ресурсы семьи были исчерпаны, поэтому образование не было блестящим — даремская средняя школа. Недостаток знаний пришлось восполнять самообразованием.

В пятнадцать лет Шарп был определен в ученики к торговцу льняными тканями. Нудная работа не удовлетворяла юношу, который любил думать и рассуждать. К счастью, его интересы разделяли некоторые его товарищи: один был унитарием2, а другой — иудаистом. Беседуя с ними, Шарп понял, что его знаний недостаточно, он самостоятельно выучил древнегреческий, чтобы на основании Нового Завета раскрывать догмат о Троице, и иврит, чтобы на основании Ветхого Завета показать, что мессианские пророчества говорят о Христе.

В 1757 году умерли оба родителя Шарпа, а сам он завершил свое ученичество и устроился клерком в артиллерийское управление Тауэра. Эта работа давала достаточно свободного времени для научной и правозащитной деятельности.

В 1765 году Грэнвилл был в гостях у своего брата, врача Уильяма, где познакомился с Джонатаном Стронгом, молодым рабом с Барбадоса. Хозяин Стронга избил его пистолетом по голове, из-за чего Стронг почти ослеп и был выброшен на улицу как бесполезная обуза. Уильям и Грэнвилл оплатили лечение Стронга. Когда он поправился, то стал посыльным у друга Шарпов аптекаря-квакера3. В 1767 году бывший хозяин Стронга увидел его на улице и решил продать плантатору с Ямайки. Заступничество Грэнвилла оказалось кстати, и арестованного Стронга отпустили. Офицер вест-индских войск, однако, вновь схватил Стронга и заявил, что он — собственность ямайского плантатора; Грэнвилл Шарп пригрозил обвинить офицера в нападении. Шарп был поражен, узнав, что, согласно английскому закону, раб остается собственностью хозяина даже на английской земле. Возмущенный Шарп продолжал искать возможность помочь Стронгу, и в итоге Стронга удалось освободить.

К Шарпу, который теперь имел репутацию защитника негров, обратились еще два чернокожих раба, но, к сожалению, их дела правозащитник проиграл. В 1769 году Шарп написал первый на английском языке трактат с критикой работорговли, апеллируя к тому, что естественный закон Бога обеспечивает равенство всех принадлежащих к человеческому роду.

В 1772 году к Шарпу обратился африканец Джеймс Сомерсет, проданный в Америку, а затем приехавший со своим хозяином в Англию. Здесь Сомерсету удалось бежать, однако его поймали и должны были отправить на продажу на Ямайку. В суде не только удалось защитить Сомерсета, но и создать прецедент — раб не считается рабом на английской земле.

Грэнвилл Шарп: милость к отверженнымИоганн Цоффани. Семья Шарп. Грэнвилл Шарп — в центре

В 1770-е годы Шарп активно участвовал в политических дебатах, связанных с обострением отношений Великобритании с американскими колониями. Когда Шарп увидел, что он, как клерк артиллерийского управления, должен участвовать в отправке вооружения для британских войск в Америке, он взял отпуск, а затем в 1776 году был вынужден уволиться, чтобы не поддерживать войну с американцами, которую Шарп считал несправедливой.

Аболиционистская4 деятельность Шар­па продолжилась и в 1780-е годы. В 1781 году работорговое судно «Зонг» выбросило за борт 132 раба из-за того, что корабль неправильно проложил курс и переоценил запасы воды. Шарп взялся за это дело, которое вылилось в полемику с его противником Джоном Ли, генеральным солиситором5 Англии и Уэльса. Ли заявлял, что это дело абсолютно идентично ситуации, когда за борт выкинули бессловесный груз. Судья постановил, что владельцы «Зонга» не могут требовать страховой выплаты — отсутствие должного количества воды показывает, что они плохо обращались с грузом, соответственно, его потеря — это их вина. Попытки Шарпа привлечь капитана и команду к ответственности за убийство людей так и не увенчались успехом — по английскому закону рабы были имуществом.

В Великобритании в конце 1780-х проживало несколько тысяч безработных чернокожих. Энтомолог Генри Смитман предложил Комитету помощи чернокожим беднякам проект переселения африканцев в Сьерра-Леоне, на территорию Западной Африки. Шарп ухватился за идею создать колонию равных между собой чернокожих. Приехавшие в 1787 году переселенцы на деньги Шарпа основали поселение Грэнвилл-Таун. Еще через год Шарп познакомился с Томасом Питерсом, бывшим рабом из Америки, и помог ему основать Фритаун, столицу Сьерра-Леоне.

Грэнвилл Шарп: милость к отверженнымСьерра-Леоне, Фритаун Грэнвилл Шарп: милость к отверженнымХлопковое дерево, под которым состоялась церемония открытия Фритауна в 1792 году

В том же году несколько английских квакеров создали Общество за искоренение работорговли. Квакеры были религиозным меньшинством и не могли быть избраны в парламент, поэтому для продвижения программы общества они проголосовали за то, чтобы его председателем стал англиканин Грэнвилл Шарп. Позиция Шарпа была радикальнее позиции его коллег по обществу: большинство считало, что нужно сосредоточиться именно на отмене работорговли, Шарп же был твердо убежден, что нужно отменить рабство как таковое.

Шарп был весьма разносторонней личностью. Во-первых, он много сделал для развития молодого на тот момент протестантского миссионерства и стал одним из основателей и первым президентом Британского и зарубежного библейского общества. Во-вторых, Шарп много занимался библейскими штудиями и сформулировал шесть правил грамматики греческого языка Нового Завета. В-третьих, Шарп был хорошим певцом (его голос король Георг III называл лучшим в Британии) и великолепным музыкантом, он играл на кларнете, гобое, литаврах, арфе и флейте; в письмах к друзьям он подписывался «Соль-диез»6.

Но главным делом жизни Шарпа оставалась борьба с рабством и помощь угнетенным и чужим для английского общества чернокожим. Когда в 1807 году был принят закон об отмене работорговли, 71-летний Шарп, потративший сорок лет на борьбу с рабством, упал на колени и произнес благодарственную молитву.

Умер Шарп в Лондоне и похоронен на кладбище Всех святых в Фулхеме. Священник не позволил прочесть надгробную проповедь в церкви, поскольку Британское и зарубежное библейское общество, где Шарп был председателем, поддерживало связь с религиозными диссидентами. Но память о борце с работорговлей осталась, в его честь был установлен мемориал в Вестминстерском аббатстве и названа деревня вольноотпущенников Грэнвилл на Ямайке.

Эта история показывает нам, как христиане, действуя небольшой группой или даже в одиночку, ломали сложившиеся несправедливые стерео­типы — защищали права чужих для данного общества людей, видя в них прежде всего тех, кто нуждается в помощи и сострадании.

1Архидьякон в англиканстве — помощник епископа.

2Унитарии — направление в протестантизме, которое отрицает триединство Бога.

3Квакеры — направление в протестантизме, которое настаивает на абсолютном пацифизме и равенстве всех людей.

4Аболиционизм (англ. abolitionism от лат. Abolitio, «отмена») — движение за отмену рабства и освобождение рабов.

5Солиситоры — адвокаты в Великобритании, подготавливающие судебные материалы для ведения дел барристерами — адвокатами высших судов.

6По-английски G-Sharp, игра слов.

 

Фото: gettyimages.ru, EN.WIKIPEDIA.ORG

Работает на Cornerstone