Тема

Чужой — враг или друг?

Всеволод Погасий
Журнал/Архив/Номер 90/Чужой — враг или друг?
Чужой — враг или друг?

Ксения — красивое женское имя. Оно весьма популярно в России, хотя своими корнями уходит в древнегреческие язык и культуру. В основе его этимологии лежит слово ksenia, интересное своим двойным смыслом. С одной стороны, оно раскрывает такое важное понятие античной культуры, как гостеприимство. Оно не только было возведено в ранг личной и гражданской (полисной) добродетели, но и являлось важной составляющей политической жизни городов-государств. Например, ksenia была основанием для заключения союзов о мире и взаимопомощи.

С другой стороны, понятие ksenia выражало специфическое античное субъектно-объектное восприятие мира, где субъект — человек, его ойкос, полис, понятный и предсказуемый мир. А объект — то, что лежит за пределами привычного и понятного. В последующей европейской традиции такое противопоставление развилось в концепт «свой—чужой». Так вот понятие ksenia как раз раскрывает многогранность чужого. У него есть два важных модуса. Первый говорит о другом, ином, хотя и похожем. Здесь важно заметить: у этого другого есть лицо. Его язык можно понять, а логику мышления — разгадать. Другими словами, сходства больше, чем различий. Такого другого можно признать человеком. Второй модус указывает на отличия, выводящие чужого за пределы «человеческого». Это делается на основании нескольких принципиальных критериев: во-первых, его формы, или одежды, во-вторых, непонятного (варварского) языка, в-третьих, как ни странно, запаха. И в-четвертых — невозможности хоть как-то понять образ мысли и логику его действий. Все это как бы исключало чужого из привычной земной реальности и помещало его в потусторонний мир зла. Почему чужому давалась такая оценка? Современные ученые предполагают, что древние люди так воспринимали неоднозначность и противоречивость окружающей их жизни. Некоторые ее явления были зеркально противоположными. Например, свет и тьма, засуха и дождь, жара и холод. Постепенно осмысляя это, люди заключили: что-то несет жизнь, а что-то — смерть. Первое было признано добрым, своим, желанным. Второе — злым, чуждым, страшным. Между ними должна пролегать граница, предохраняющая одно от другого. Но по факту эта граница оказывалась почти прозрачной, проницаемой, из-за чего чуждое постоянно угрожало стабильности мира.

Богословы видят иной генезис понятия «чужой». Оно связано с духовным миром. Точнее, с той его частью, которая находится во власти злых сил. Они действительно не принадлежат к земной реальности и ее материальным формам. Их сущность совершенно иная. Их единственный мотив — нести смерть. Именно поэтому понятие «чужой» рождает страх. Комментаторы Библии говорят, что допотопные люди встречались с такими сущностями достаточно часто.

Итак, ksenia: гостеприимная, радушная, странница, странная (непохожая, иная), пришлая, чужая. Чувствуете, как спектр коннотаций меняется с теплых тонов на холодные? Наш ассоциативный ряд черпает из глубины подсознания одновременно и надежду, и страх. Есть ли между этими чувствами мостик? Может ли страх от соприкосновения с кем-то непохожим, непонятным, непредсказуемым и, наверное, враждебным перерасти в доверие к нему? Может ли этот некто стать другом? Размышляя об этом, я хочу обратиться к жанру фантастики. Почему именно к ней? Фантастика свободна от социальных условностей и не платит дань политкорректности. Здесь всегда на сюжет можно повесить этикетку «вымысел», и она надежно скроет отсылку к нашей социальной, политической или психологической реальности. Здесь можно до максимума довести реакцию человека на нечто чужеродное и потом эту реакцию исследовать. И сам чужак может свободно стать олицетворением абсолютного зла. Или не стать…

Я разберу две фантастические киноленты: «Чужой» (сценарий Дэна о-Бэннона, режиссер Ридли Скотт) и экранизацию одноименного романа Стефани Майер «Гостья». И в одном и в другом фильме речь идет о контакте с инопланетными существами, пришельцами, чужими. В обоих фильмах они представляют смертельную опасность для человечества.

Сюжет триллера «Alien» («Чужой») не нов: астронавты, получив сигнал бедствия с некоторого планетоида, высаживаются на него и оказываются зараженными инопланетным существом-паразитом. Оно использует человеческое тело для вызревания своего эмбриона, а затем покидает его, уничтожая человека-носителя. Кроме того, это существо невероятно агрессивно, убивает направо и налево. А главное, нет ни одного «общего места» между ним и людьми, на основании которого можно было бы наладить контакт. У существа (хоть художник-аниматор и сделал его антропоморфным) нет лица. Нет глаз, которые могли бы отразить его внутреннее содержание. А значит, нет души, нет личности, нет речи. Есть только инстинктивное стремление убивать ради продолжения собственного рода. Для человека спасением становится лишь превентивная агрессия к этому существу. По своей сути оно чужое, чуждое всему человеческому. Возвращаясь к мнению богословов, можно сказать, что оно есть образ и квинтэссенция всего демонического, истинной целью которого является «украсть, убить и погубить». С сатаной нельзя найти общего языка. У него невозможно вымолить пощаду. Смертельно опасно с ним заигрывать, и лучше сделать так, чтобы ваши пути не пересекались.

Пролог другого фильма тоже повествует о расе инопланетных существ, путешествующих между мирами и порабощающих живых существ той планеты, которую они колонизируют. Они проникают в церебральную и интеллектуальную системы, угнетают их и пользуются телами своих новых носителей. Их называют «души». У них есть своя культура и история. Есть язык, есть чувства. В своей логике они даже миролюбивы, а свое парази­тическое существование оправдывают актом милосердия к аборигенам, культура которых самоубийственна. Эти инопланетные «души» живут по земным меркам чрезвычайно долго и накапливают опыт существования во многих обитаемых мирах Вселенной. Главную героиню так и зовут: Странница. Она поселяется в теле другой героини, но не может до конца заглушить ее личность. Как результат: в одном теле — две души, два мыслящих существа, две личности. Сначала они враждуют друг с другом. Но затем инопланетная Душа погружается в человеческую культуру, она входит во взаимоотношения с людьми, а главное, она познает, что такое любовь. Да, сначала это любовь к телу ее носительницы. Но затем люди открывают в инопланетной гостье личность и, перешагивая свое отвращение и ненависть, принимают ее. Находится человек, который становится способным эту инопланетную Душу полюбить. Личностью можно назвать того, кто способен принимать решения в ущерб себе, ради того, что больше ее самой, ради другого человека, ради любви. И наша главная героиня решает умереть ради свободы и жизни той, чье место она заняла, но с кем потом подружилась и которую поняла.

А что сами люди? Этими инопланетными существами они были поставлены на грань исчезновения как биологический вид. Есть за что их ненавидеть, есть за что сражаться и за что их уничтожать. И вдруг появляется одна такая Душа, которая пытается понять душу человеческую, которая открывается навстречу людям. Возникает дилемма: продолжать ее ненавидеть или послушаться той человечности, что пробуждается внутри от соприкосновения с другой личностью, пусть и инопланетной? Сценарий фильма отвечает на это хеппи-эндом.

А как происходит в реальной жизни, когда перед нами не абстрактный, вымышленный космический пришелец, а настоящий другой, непохожий, чужой и поэтому опасный человек? Когда это эмигрант или беженец, язык и культуру которого мы не понимаем? Когда это наш сосед, логику жизни которого мы не можем принять? Но у всех у них есть лицо, есть глаза, заглянув в которые, можно попытаться разглядеть их душу. Есть личность, с которой однажды можно встретиться. Решать нам. А нам Богом дана величайшая привилегия и ответственность быть первенцами Царства Божьего. Это значит — те Его ценности, которые мы воплотим в нашей жизни, постепенно станут достоянием всего человечества. Если мы, христиане, преодолеем в себе неприязнь к иному, неизвестному, непонятному человеку и сможем прозреть в нем образ Божий, у социума будет надежда. Наверное, для нас это один из серьезных и важных вызовов сегодняшнего дня.

Свои размышления я хотел бы завершить символичным высказыванием главной героини фильма «Гостья»: «Стоило прожить десятки жизней и пролететь миллиарды миль, чтобы найти того, ради кого у меня нашелся смысл жить и умереть».

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone