Мир Библии

О ценностях и единстве

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 90/О ценностях и единстве
О ценностях и единстве

«И был на всей земле один язык и слова одинаковые для всего» (Быт 11:1; пер. мой). Так буквально начинается рассказ о строительстве Вавилонской башни. Язык был один, и дело было одно, и ценности были у этих строителей общие. Какие?

Приведу свой пересказ этой истории со всеми смысловыми нюансами:

«Когда-то все люди на земле говорили на одном языке. Они расселялись по земле, двигаясь на восток, и вот они дошли до Шинара, где была огромная равнина. Они же в своем самомнении решили делать из глины кирпичи и для крепости обжигать их в огне. Так природный камень они заменили рукотворным, а при строительстве стен вместо известкового раствора для связки использовали теперь горную смолу, битум. И заважничали они: “Эге! Да так мы можем построить город с башней высотой до неба, впишем в историю свои славные имена и не рассеемся по всей земле”.

Господь присмотрелся к людям, что строили город и башню, и решил: “Вижу, они едины в намерениях, договориться могут, потому что один у них язык и им кажется, что нет для них ничего невозможного. Придется вмешаться и дать им разные языки, перемешать языки, чтобы они друг друга не понимали”. Так оно и случилось по воле Гос­пода: перестали люди понимать друг друга и разошлись по земле, забросив строительство города.

А город назвали Вавилон. Думали, он будет великими вратами Бога (“баб-эль” — “врата Божьи”), а это название стало смешным, потому что там смешал Господь языки всех жителей земли и рассеял их оттуда по белому свету. И теперь про беспорядок при огромном стечении народа говорят: “Прямо вавилонское столпотворение”, ведь ту башню высотой до неба прежде называли столпом».

Слово «Вавилон» буквально с аккадского переводится как «врата Бога», в Книге Бытие это название высмеивается при помощи игры слов. Евр. «балаль», «смешивать», созвучно слову «Бавель» (так по-еврейски звучит «Вавилон»). В русском языке есть похожие примеры с названиями: Пномпень, название столицы Камбоджи, переосмысливается в игре слов «Пень пнём». Итак, с точки зрения этой языковой игры слово «вавилон» понимается как «смешение». Чего с чем? Истина передается далее с искажениями.

Все это повествование выстроено в очень интересном ключе. Люди должны «наполнить землю» — это первоначальное повеление Божье. Но у людей после потопа существует два опасения, проистекающих из их недавнего исторического опыта. Во-первых, из-за недоверия Богу, который, впрочем, обещал, что вселенского потопа больше не будет, люди нуждаются в каком-то надежном, не зависящем от вышних сил укрытии, убежище. Во-вторых, если они расселятся по земле, то рассеются и будут слабыми, а значит, надо собрать всех вместе, сгруппироваться и действовать сообща. Нужна организация, совместное действие. Нужно единство.

О ценностях и единствеЗиккурат, построенный ок. 1250 года до н. э. в древнем эламском городе Дур-Унташ (Чога-Зенбиль, Ирак), на реставрации

Люди мира умеют организовываться. Как сказал Иисус в притче о неверном управляющем: «Да, дети века сего, когда имеют дело с себе подобными, более предусмотрительны, чем дети света» (Лк 16:8; пер. под ред. Кулаковых, далее — ПК). В этом церкви стоит присмотреться к опыту разного рода светских структур: деловитости, собранности, умению ставить реальные цели и находить способы их реализации. Итак, цель поставлена, нужно убежище. Решено, что для этой цели подойдут недавно открытые средства — битум и обожженные кирпичи. Как-то я смотрел фильм о строительных технологиях прошлого: в Месопотамии строили высокие башни, языческие святилища. Но, пока люди не научились обжигать глиняные кирпичи, эти здания приходилось отстраивать ежегодно, потому что под собственным весом глина (ее еще не обжигали) фактически стекала за год до уровня равнины, как бы оплывала постепенно. Чем выше строилось здание, тем быстрее оно разрушалось.

Теперь было найдено средство для строительства высокого и прочного здания. Люди могли договориться и решить свои задачи без Бога. Одной из сопутствующих целей, идеологической целью, было создание славного имени. Слава человеческая, человеческий авторитет был противопоставлен Божьему авторитету. И это самая главная идея этой истории.

Собственно, любая человеческая идея обязательно несет в себе этот вавилонский оттенок самовозвеличивания, самопрославления. Вавилоном, по сути, сегодня может быть любой город, организация, предприятие, где человек учится, а затем самоутверждается, делает себе имя.

Этой человеческой гордыне противостоит Бог. Он заинтересован в человеке, в диалоге с ним. Но люди слишком заняты делом, и их не очень интересует точка зрения Бога. Библия описывает, что Бог сходит на землю, чтобы посмотреть, что делают люди. Так Моисей описывает заинтересованность Божью, Его вовлеченность в человеческую историю.

Когда Он видит, что люди определенно устремлены к завершению своего предприятия, уверенно движутся вперед, то приходит к простому выводу: нужно лишить людей взаимопонимания, смешать языки. Из одного языка возникает много разных языков. Тогда дело прекращается, и люди расселяются по земле. Теория глоттогенеза, развития языков, сегодня говорит о возможности существования когда-то единого языка. Что это был за язык? Один из существующих или уже утраченный? Неизвестно. До XVIII века считалось, что это иврит. На роль древнего языка выдвигали и другие языки (санскрит, латынь, русский). Армяне так говорят о своем языке: ковчег остановился на горах Араратских, народ рассеялся с долины Шинар, а кто-то остался жить у ковчега, это армянский народ, его язык Бог не смешивал…

Вавилонское смешение в библейской истории однажды было преодолено: в Книге Деяния апостолов мы читаем о сошествии Святого Духа, когда «явились разделенные языки, как бы огненные. Всех охватил Святой Дух, они начали говорить на разных языках, это дано им было этим самым Духом… В Иерусалиме же находилось множество благочестивых иудеев из разных стран, что пришли на праздник… собравшиеся у того дома поразились, слыша проповедь, звучащую на разных языках: “Мы слышим, как они говорят нашим языком о великих делах Божьих!”» (Деян 2; пересказ мой. — И. Л.).

Так Бог преодолел разность языков для совершения не человеческого, а Божьего дела.

В Книге Откровение, в ст. 8 гл. 14, второй ангел из трех появляется в повествовании, объявляя о падении Вавилона конца времени. Его весть переходит от положительного призыва к поклонению истинному Богу, сделанного первым ангелом, к описанию последствий неверия и отвержения вести.

Вавилон — это религиозно-политическая власть, противостоящая Богу и преследующая Его народ. Но в то же время Вавилон в Откровении представляет собою и все человеческие попытки предложить путь спасения, все планы и программы, в основу которых будут положены лишь разум и возможности человека в его стремлении расстроить Божественный замысел об этом мире. Иначе говоря, это религиозная система, противостоящая Евангелию. Вавилон конца времени, всемирная отступническая религиозная система — временное явление. Ее падение предопределено и объявлено. Никто не должен обманываться. Еще есть время выйти из Вавилона и начать поклоняться и служить истинному Богу (см.: Откр 18:1–4).

«Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу. Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем» (1 Кор 15:57, 58; ПК) — этот призыв звучал на протяжении всей израильской истории. Авраам услышал его в Уре Халдейском, Лот — в Содоме… В новозаветные времена христиане тоже слышат призыв Божий отделиться от мира: «Живите как дети света… стараясь всегда уяснять, что угодно Господу. И не только не участвуйте в делах тьмы, в бесплодных делах, но и даже изобличайте их» (Эф 5:8, 10, 11; ПК).

Но это не призыв эмигрировать в другую страну. Фактически Вавилон присутствует повсюду. Да, Вавилон представляет организацию, подменяющую церковь Божью. Но Вавилон — это образ мышления, менталитет, и выйти из него — значит отказаться от типа мышления, который был свойственен церкви в течение столетий. Это также означает, что необходимо оставить мысль о том, что церковь представляет собой ворота на пути к Богу (Вавилон), перестать заменять Бога церковью и веру — политикой. Есть другие ценности, Божьи, есть другое единство, единство Божьего народа вокруг Христа.

Таким образом, выйти из Вавилона — значит пережить полное духовное обращение. Только таким путем можно избежать гибели в конце времен, это единственный путь выжить и обрести то, для чего мы были сотворены. Призыв выйти из Вавилона — это колокол надежды, который звучит на улицах Вавилона, это призыв к каждому из нас, и пока еще он продолжает звучать.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone