БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРААМОМ
В Синодальном переводе слово «пришелец» мы впервые встречаем в Книге Исход. Но в Торе на иврите мы встречаем два слова, которые могут переводиться как «пришелец». Первое из них — «иври», от которого произошло русское слово «еврей». Более точно это слово переводится как «пришедший с той стороны, с того берега». Именно оно используется в Священном Писании, когда речь идет об Аврааме: «И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы» (Быт 14:13).
Живя в Земле обетованной, Авраам всю жизнь не имел прав и не мог называться местным жителем, так что и место для похорон жены он вынужден был купить за огромные деньги. Различные ограничения подчеркивали временный характер его пребывания в этой земле.
«Гер» — второе слово, переводимое как «пришелец», также встречается в Книге Бытие, когда речь идет о потомках Авраама в контексте пророчества об их грядущем рабстве в Египте. Это слово можно перевести и как «чужестранец». Затем оно обрело еще одно значение, о котором мы поговорим чуть позже.
Итак, в обоих упомянутых случаях подразумевается, что речь идет опять-таки о людях, которые пришли в землю для них новую, им не принадлежащую, и живут там бесправно, как бы временно. Но при этом Авраам жил так, что окружавшие его люди, в том числе коренные жители, видели в нем представителя Бога на земле: «…послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей» (Быт 23:6).
Пришелец Авраам послужил примером и стал благословением для всех людей. Его можно даже назвать прообразом грядущего Мессии. Милосердие, благочестие и доверие Авраама Богу, по сути, спасали, спасают и еще будут спасать множество людей. Ведь за эти качества ему были даны благословения, обетования и Завет, невероятные в своей перспективе: так, Авраам стал родоначальником целого народа пришельцев, народа избранного, сам факт существования которого — благословение для этого мира. И даже наш Господь Иисус Христос, которым Всевышний благословил все народы, вышел из чресл Авраама в осуществление данных ему обетований.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ РУФЬЮ
Спустя много веков народ Израиля возвратился из Египта и стал пришельцем в земле, обещанной Аврааму. Пророчество исполнилось. Народ переживал сложные времена и как никогда нуждался в вере и милосердии. Кто тот человек, который принесет Израилю благословение в Земле обетованной? Этим человеком стала пришелица — Руфь-моавитянка. По логике вещей опорой Израилю в те времена должен был бы послужить потомок Авраама из царственного колена Иудина, то есть Елимелех. Но из Книги Руфи мы узнаем, что он покинул Вифлеем, принадлежавший их колену: «В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских» (Руфь 1:1).
Мелхиседек благословляет Авраама. Собор Сан-Марко, ВенецияСчитается, как я уже не раз повторял в своих статьях, что для еврея покидать Землю обетованную всегда плохо. Тем более отправиться туда, где жили тогда потомки дочерей Лота — моавитяне. Тот, кто должен был стать руководителем и поддержкой для братьев-евреев в трудный час, отправился к тем, кого Господь назвал врагами Израиля. Это стоило ему жизни, а его сыновья стали сиротами в полях Моавитских: «И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими» (Руфь 1:3).
Казалось, вот сейчас бы и вернуться домой. Но, видимо, и мысли такой у них не возникло. Более того, сыновья Елимелеха сделали еще один неправедный шаг: они взяли себе жен-моавитянок. Хуже выбора нельзя себе представить. Считается, что именно это и стоило им обоим жизни: «Но потом и оба сына ее, Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего» (Руфь 1:5).
Теперь Ноеминь, потерявшая мужа Елимелеха и обоих сыновей, возвращается в Землю обетованную в сопровождении Руфи, вдовы одного из сыновей. И по сути, снова речь идет о переселении в Израиль — по крайней мере для Руфи. Так появляется еще одна пришелица, ставшая своего рода символом и примером для еврейского народа.
С древних времен исследователи отмечали загадочность этой книги. С одной стороны, в отличие от Торы, в ней нет правил, отделяющих чистое от нечистого, разрешенное от запрещенного. Однако именно эта книга учит главному принципу Торы: награда за добрые дела велика. Благодаря этой книге еврейский народ усвоил многие принципы, которые легли в основу отношений с теми, кого в иудаизме называют прозелитами. «Прозелит» — еще одно значение еврейского слова «гер». Итак, «гер» — это пришелец, чужестранец, прозелит.
Руфь. Церковь Св. Марии, ИерусалимКнига Руфи открыла еврейскому народу законы милосердия и то, что о бедных, обездоленных, беззащитных необходимо заботиться. Мудрецы отмечали, потрясающую красоту повествования этой книги. Руфь-моавитянка обладала качествами, которых в тот период очень недоставало Израилю. Она, по сути, принесла их Израилю. И подобно тому, как Руфь благодаря своему милосердию обрела в дальнейшем все остальное, так и Израиль обрел сокровище, научившись этому величайшему благочестию. Писание упоминает два особо благочестивых поступка Руфи. Во-первых, она не оставила свекровь, хотя имела на то полное право. Более того, Ноеминь сама предлагала ей вернуться в отчий дом, как и вдове другого сына. Ответ Руфи не может не восхищать: «Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом…» (Руфь 1:16).
Руфь осознавала всю тяжесть своего положения, но проявила милосердие и доверие, достойные самого Авраама, и это стало, по сути, ее обращением к Богу, ее «геюром». На что она надеялась, отправляясь в путь со свекровью? Может быть, на то, что люди в той земле чтят Бога и будут соблюдать заповеди, предписывающие заботиться о вдовах? Мы не знаем. Очевидно то, что она на деле доказала свою веру в Единого Творца и надеялась обрести благословение избранного народа. Но случилось так, что, будучи пришелицей, благодаря своей вере и милосердию она сама стала благословением для Израиля.
Вторым благочестивым поступком Руфи стало ее послушание свекрови, когда она, по слову Ноемини и ради нее, облеклась в царские одежды и пошла к Воозу. Многие исследователи считают, что таким образом она исполнила заповедь о левириатном браке. Не вдаваясь в детали, скажем, что исполнить эту заповедь должен был сам Вооз, а не пришелица-моавитянка.
Среди всех народов, живших тогда рядом с Израилем, не было более чуждых Израилю народов, чем Амон и Моав. Именно Моав в свое время вознамерился уничтожить весь народ Израиля, ради чего его царь Валак даже прибег к помощи колдуна Валаама. Но внучка того самого Валака, Руфь, стала примером милосердия для многих поколений евреев. Она послужила народу опорой в сложный период истории, когда его лидер не смог сделать этого. И благодаря ее выдающимся качествам она становится праматерью царского рода и Самого Мессии.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ МЕССИЕЙ
Отправляясь в путь вместе с Ноеминью и намереваясь прожить с ней всю жизнь, Руфь, возможно, видела себя просто ее служанкой. Вряд ли она надеялась на большее, особенно с учетом запрета, о котором мы читаем на страницах Торы: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки…» (Втор 23:3).
Христос. Монастырь Хора, СтамбулОднако Благословенный Всевышний Творец всего сущего, пославший Мессию в этот мир, рассудил иначе. Скорее всего, до этого времени у евреев вопрос об обращении моавитян вообще не возникал, никаких преданий и толкований на этот счет не обнаружено. В Книге Руфи описан прецедент, который нуждался в разъяснениях. И в дальнейшем появились разные толкования, например, такие, что этот запрет касался только мужчин, но не женщин. Эта идея мне кажется странной, особенно если учесть то, что именно женщины стали «инструментом» в руках Валака с Валаамом (см.: Чис 25:1–2), и то, что в отношении египтянок (см.: Втор 23:4) подобные послабления не признаются.
Возможно, в связи с этим стоит задаться вопросом: а что Тора подразумевает под словами «войдет в общество»? Что если «войти в общество» и «стать частью общества через гиюр» — понятия разные? Хорошо известно, что с точки зрения Торы человек, принявший иудаизм, ничем не отличается от рожденного в еврейской семье. Так, например, народы, вышедшие с евреями из Египта (уверен, что среди них были и египтяне, хотя прямых ссылок на это нет), стали частью Израиля. Но в Торе (см.: Втор 25:3) мы читаем, что потомки египтян не могут войти в общество Израиля. Это наводит на мысль, что понятие гиюра подразумевает нечто большее, чем просто проживание среди Израиля. Косвенно такая идея подтверждается историей с Раав-блудницей, которая помогла израильским разведчикам. В Торе существует запрет в отношении потомков блудниц: «Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне» (Втор 23:2).
В связи с вышесказанным можно предположить, что гиюр есть более высокий уровень единения с еврейским народом, после которого меняется природа человека, и моавитянин, египтянин, русский перестают быть таковыми, становясь евреями. Руфь принесла Израилю веру и милосердие, обладая, по сути, светом грядущего Мессии, и распространила его среди народа Израиля.
Через много веков пришел срок воссиять и свету Мессии. Можно ли говорить о Мессии как о пришельце? Учитывая то, что в детстве родители долгое время прятали Его в Египте, — почему бы и нет? Он и Сам говорит о Себе: «… лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову…» (Мф 8:20).
Мессия, странник и пришелец в этом мире, также стал благословением народам и принес им Свой свет. В Мессии, по сути, осуществились обетования Господни праотцу Аврааму, а также благочестие и самоотверженность Руфи. Мессия должен был вначале пройти «путь Иосифа» — пришельца в земле египетской, чтобы затем в страдании явить миру свет милосердия и научить людей вере. Недаром одним из Его имен, согласно древним толкованиям, было «Сын Иосифа». Подобно тому, как в свое время через страдания возвысился Иосиф, Мессия страданиями заслужил трон Давида и статус Царя Израиля.
Ноеминь, ведомая Духом Святым, направляет Руфь к Воозу — сама бедная вдова на такое вряд ли решилась бы. Как отклик на божественный свет грядущего Мессии, отраженный в вере и милосердии Руфи, Дух рождает благосклонность в сердце Вооза. Ясно одно — Господь жаждал рождения этого ребенка. Через него был возрожден царский род, и в итоге все это привело к торжеству Мессии в веках. Так пришельцы послужили благословением для Израиля и всего мира.
Фото: gettyimages.ru, wikipedia.org