Тема

Надежда вдали от дома

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 90/Надежда вдали от дома
Надежда вдали от дома

Автор Послания к Евреям пишет, что великие люди веры считали себя странниками и пришельцами на земле (см.: Евр 11:13). И Книга Руфи повествует о жизни двух женщин, неожиданно оказавшихся странницами. История книги начинается с переселения. В Израиле, на родине Елимелеха и Ноемини, наступил голод, и семья уходит в соседнюю страну, чтобы пережить трудные времена. Поскольку они были в состоянии уехать, можно предположить, что семья имела достаток, ведь бедные люди редко могут позволить себе такие перемещения. Ноеминь переезжает в соседнюю страну в сопровождении мужа и двух почти взрослых сыновей, серьезной опоры семьи. Трое крепких мужчин в состоянии заработать пропитание для семьи даже на чужбине. Их расчет оправдался, они устроились на полях Моавицких, зажили всей семьей. Но внезапно оборвалась жизнь Елимелеха, и Ноеминь осталась вдовой на чужой земле. Однако жизнь продолжалась, и ее сыновья взяли себе жен-моавитянок. Две молодые семьи обеспечивали пропитанием и заботой Ноеминь на протяжении десяти лет. Но оба ее сына тоже скончались. Три женщины вдруг остались без мужей и без обеспечения, им опять стал угрожать голод. Опора Ноемини рухнула, она оказалась в чужой стране без денег, с двумя молодыми женщинами на ее довольствии. Что делать? Как дальше жить? Горе и потеря самых любимых близких изменили Ноеминь. Она просит не называть ее больше Ноеминью (евр. — «приятная»), но нарекает себя Маррой (евр. — «горькая»).

Несчастья непредсказуемы, людские планы могут рухнуть в один момент, стихийные бедствия или иные обстоятельства необратимо изменяют жизнь людей. Вчерашний день, хоть и был тяжел, теперь видится благим, а будущее сокрыто. В наши дни, во время политических изменений, зачастую именно женщины оказываются в чужих странах с детьми и пожилыми родственниками. Мужчины, как сильные, несут ответственность за страну, семью, они больше рискуют, и они же уходят из жизни раньше. И те же вопросы, что и раньше, встают перед странниками наших дней: что делать? как дальше жить? на кого можно опереться?

Ноеминь, как чужестранка, лишенная социальной и духовной поддержки, вынуждена позаботиться о своем будущем. Она принимает решение вернуться в Израиль, к своим. Забота о невестках побуждает ее отпустить их по домам (после смерти ее сыновей ее невестки по закону с ней ничем не связаны). Она знает, как трудно выжить в чужой стране без опоры на мужчин и без средств к существованию. Выживание и голод на чужбине, где у молодых женщин практически нет перспективы замужества, — сомнительное будущее для них. Одна из невесток возвращается в отчий дом, другая же, Руфь, остается при Ноемини и идет жить к евреям. Комментаторы отмечают, что смена места проживания и веры были крайне редки в те времена, но Руфь переступает национальные рамки, желая поддержать свою свекровь в тяжелую минуту. По прибытии в Вифлеем Ноеминь и Руфь меняются статусами. Ноеминь возвращается к своим, Руфь становится чужестранкой — нищей, без родни и крова. На страницах Библии она названа моавитянкой Руфью, пришедшей из другой страны. Ее скромное положение компенсируют хорошие отношения со свекровью. Вдвоем они могут поддерживать друг друга, думать о способах выживания.

Сегодня, как и в те далекие библейские времена, эмигранты встречают различные сложности в новой стране. Среди них выделяют* десять наиболее частых.

Языковой барьер. Незнание языка затрудняет общение с людьми, осложняет понимание новых условий жизни. Когда человек не может общаться с окружающими, страдают все сферы жизни. Приезжим необходимы переводчики при обращении за медицинской помощью, при решении юридических вопросов, при поиске работы, съеме жилья, в магазинах.

Поиск работы. Квалификация, полученная человеком в одной стране, не всегда признается в другой. Поэтому профессионалы при переезде часто теряют в социальном уровне: учителя работают уборщиками, архитекторы — таксистами. Непризнание документов и образования лишает приезжих квалифицированной и высокооплачиваемой работы. Социальная поддержка или поддержка родственников и земляков иногда остается единственным источником дохода, обеспечивающим им пропитание и кров.

Поиск жилья. В каждой стране есть своя специфика при аренде или покупке дома. Не знающие этих особенностей часто становятся жертвами мошенников при выборе жилья или выбирают невыгодные варианты. Социальное жилье для приезжих предоставляется не всегда и в ряде случаев налагает определенные ограничения на возможности и доход приезжих.

Социальная помощь. Этот вид поддержки бывает затруднен по причине неосведомленности и незнания языка. В разных странах предоставляются разные виды помощи, но приезжие просто не знают, что именно можно и нужно просить. Между тем это первое, за чем стоит обращаться.

Проезд на транспорте. Передвижение — необходимое условие для посещения места работы, школы. И здесь незнание языка также играет свою отрицательную роль. Если у человека есть водительские права, их нужно переоформлять в согласии с правилами новой страны, пересдавать экзамен, а на это нужны деньги и время.

Культурные различия. Эта проблема не относится к первостепенным, таким как язык и жилье, однако на деле она одна из самых сложных. Непонимание местного менталитета ведет к частым ошибкам в общении и договоренностях. Теоретически понятно, что в другой стране люди думают по-другому, но на практике различия впечатляют! Это относится не только к местным традициям и историческим особенностям, но и к таким вопросам, как отношение к властям, религии, взаимоотношения полов и так далее.

Воспитание детей. С одной стороны, адаптация детей в другой стране происходит быстрее, чем у взрослых, но в связи с этим родители и дети часто испытывают культурное отчуждение. Много мудрости требует воспитание уважения к собственной культуре и одновременно постижение иного менталитета в стране проживания. С другой стороны, языковой барьер мешает родителям оказывать детям помощь в образовании, поиске кружков и курсов, во взаимоотношениях со взрослыми людьми.

Предвзятое отношение местных к приезжим. Несмотря на то что в большинстве стран мира прививается уважение к другим национальностям и культурам, различие свой–чужой восходит к древним биологическим реакциям.

Надежда вдали от дома

Изоляция. Приезжие скучают по семье, друзьям и коллегам, оставшимся дома. Особенно сложен переезд для тех, у кого сложились близкие отношения с родственниками; люди из коллективных культур сложно адаптируются в западном индивидуалистическом обществе. Требуются годы, чтобы завести новых друзей и знакомых.

Климат. Это не самое сложное препятствие, но все же переезд в страну с другим климатом требует адаптации. Чем больше климатическая разница, тем более длительным будет период приспособления, новые природные и климатические условия могут негативно влиять на здоровье людей. У детей и молодежи климатическая адаптация проходит более легко по сравнению со зрелыми и пожилыми людьми.

Во времена Ноемини и Руфи не было социальных выплат, их выживание всецело зависело от милости людей и Господа. Молодая моавитянка просто пошла просить подаяние. Она в кротости решила работать на сборе остатков урожая, что позволялось в той стране бедным. Будучи работящей и вежливой, она собирала ячмень с ранней зари до вечера, чем снискала расположение жнецов. Молва о ее верности свекрови дошла до хозяина поля, который позволил ей остаться со слугами. Кроткий характер и умение работать ценятся в любой культуре, и Руфь смогла обеспечить пропитание для себя и Ноемини.

Книга повествует, что знание обычаев левиратного брака, когда бездетная вдова имела право на брак с ближайшими родственниками своего умершего мужа, предопределило судьбу Руфи. Этот обычай сохранял род человека в коленах Израиля и давал возможность вдовам выживать при поддержке родственников. Хозяин поля Вооз оказался близким родственником Елимелеха и взял Руфь в жены, выкупив у ее свекрови наследное поле. Книга заканчивается рождением наследника, данного Господом Ноемини в утешение, которое она нашла на своей земле. Ее невестка-чужестранка оказалась тем человеком, через которого пришло благословение.

Чему мы можем научиться у двух женщин — Ноемини и Руфи, бывших в свое время чужестранками? В самой неблагоприятной ситуации голода и потерь Бог был рядом с ними. Смиренное принятие бедствий помогает им просить поддержки и принимать ее. И помощь приходит откуда ее не ждут! Материальная опора может оказаться ненадежной, но и в состоянии нищеты посещает блаженство. Умение увидеть возможности в новых условиях, кротость и трудолюбие помогают превозмочь любые жизненные трудности! Благость Господа больше наших несчастий и проблем — даже самые трагические ситуации Он может обратить во благо. В Его руке — будущность и надежда!

*По материалам Top 10 Problems for Immigrants. Электронный ресурс https://www.immigroup.com/topics/top-10-problems-immigrants/ (дата обращения 18 августа 2022 года).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone