История

Помощь своим и чужим

Оксана Куропаткина
Журнал/Архив/Номер 90/Помощь своим и чужим
Помощь своим и чужимМедики Аляски и «Сумы самаритянина» помогают людям после стихийных бедствий

Христианство с самого начала ощущало себя чужим и неорганичным как для языческого, так и для иудейского мира, и еще с новозаветных времен христиане называли себя «странниками и пришельцами» (ср. 1 Петр 2:11). Необходимость помогать друг другу в период гонений, естественное сочувствие к тем, кто по тем или иным причинам тоже был чужим и отвергаемым, а также требование христианской любви, то есть жертвенного служения, обусловили важность для христианской этики умения принять чужака. Как это развивалось в истории?

Ранние христиане весьма почитали гостеприимство, радостную готовность принять странников, поскольку сами были вынуждены много странствовать. Епископ Климент Римский (I век) указывал на добродетель гостеприимства сразу после благочестия, то есть ревностного служения Богу; раннехристианское произведение «Пастырь» Ермы особо хвалит епископов-страннолюбцев: «…они почтенны у Бога и имеют место среди ангелов, если пребудут до конца в служении Господу»1. Епископ Мелитон Сардийский (II век) даже написал отдельное сочинение «О гостеприимстве». Священник Климент Александрийский (150–215) напрямую связывал гостеприимство, которое называл искусством заботы о странниках, с любовью.

Гостеприимство христиане оказывали не только своим, но и чужим. Они охотно исполняли повеление императоров принимать на постой солдат, офицеров и чиновников, и в связи с этим произошла интересная история. Римский солдат по имени Пахомий был поражен, как в одном городе жители приняли его и его товарищей очень радушно и гостеприимно, как будто это не совершенно посторонние люди, от которых хочется побыстрее избавиться, а старые и любимые друзья. Ему сообщили, что это люди особой веры — христиане. Пахомию захотелось узнать об их учении, потом он стал христианином, а впоследствии новообращенный христианин сделался известным духовным писателем Пахомием Великим.

Уже в общинах ранних христиан появлялись люди, которые пытались злоупотребить гостеприимством, поэтому Дидахе, самый древний после Нового Завета раннехристианский памятник, рекомендует следующее: «Если приходящий — странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»2.

После легализации христианства гостеприимство оставалось важной добродетелью. Много об этом писал знаменитый проповедник Иоанн Златоуст (IV век). Для него было очень важно не только то, чтобы человека приняли, но и чтобы его приняли открыто и с любовью: «Душа странника совестится и стыдится; если не окажут ему крайнего радушия, то он уходит как бы отверженный, и такой прием бывает гораздо хуже, нежели прямой отказ»3. Поведение хозяина по отношению к гостям явно показывает, каков его дом, полагал духовный писатель Исидор Пелусиот (370–449). Епископ Григорий Богослов (IV век) считал, что тот, кто любит странников, сам себя считает странником. Популярный проповедник христианского Запада Амвросий Медиоланский (IV век) полагал, что странноприимство — это прямое выражение любви; истинный христианин должен вести себя, как Авраам, — постоянно высматривать, не идет ли мимо его дома странник. От крайностей гостеприимства предостерегал духовный писатель Ефрем Сирин (IV век) — угощение странников не должно быть сверх меры и возможностей хозяев.

Помощь своим и чужимГуманитарная помощь филиппинцам, пострадавшим во время природных катастроф

Христиане Раннего Средневековья особо прославляли людей, которые были известны своим гостеприимством, таких как, например, Самсон Странноприимец (IV век), отдавший все свое имение, чтобы купить дом для странников, и Евлогий Странноприимец (VI век), простой каменотес, обходивший свою деревню каждый вечер в поисках странников и бедняков, которым нужны были пища и кров. Ради странников христиане, часто берущие на себя строгий пост, отказывались от него; так, епископ Спиридон Тримифунтский (270–348), к которому в день его строгого поста пришел путник, ел с ним мясо, чтобы не смущать своего гостя.

Сплоченные христианские общины, объединившиеся для того, чтобы вместе жить и молиться, открывали бесплатные гостиницы; в уставах общин определялся порядок приема гостей и было указано, что гостей не нужно смущать строгими правилами хозяев. В Василиаде, крупнейшем благотворительном комплексе христи­анского Востока, который был создан епископом Василием Великим (IV век), был странноприимный дом.

В эпоху Высокого и Позднего Средневековья как на Востоке, так и на Западе у христиан было принято заботиться о странниках и щедро делиться с ними тем, что есть; многие знатные и богатые люди держали свои дома открытыми для путешественников, а христианские общины тратили много средств, чтобы достойно принять своих гостей, особенно тех, у кого не было денег и кто не мог заплатить за ночлег.

Помощь своим и чужимУильям Уилберфорс (1759–1833)

В эпоху Реформации протестанты вспоминали традиции гостеприимства ранних христиан, которые принимали своих гонимых собратьев. Так, английские радикальные протестанты-пуритане были вынуждены в середине XVI века бежать из Англии в континентальную Европу, где, например, в Швейцарии их радушно принимали Жан Кальвин и его соратники. Протестанты-гугеноты тоже были вынуждены бежать от преследований в XVI–XVII веках и пользовались гостеприимством своих англоязычных собратьев. В Новом Свете баптист Роджер Уильямс, основатель колонии Род-Ай ленд, и квакер Уильям Пенн, основатель Пенсильвании, в противовес колонистам-пуританам, принимавшим только своих по вере, провозгласили, что на своей территории они принимают всех, кто хочет остаться, включая иноверцев.

Для XVIII–XIX веков на первый план выходит тема принятия в христи­анскую среду людей, которые по каким-то причинам считались неполноценными. В англоязычных странах развернулось мощное аболиционистское движение, защищающее чернокожих людей, самым известным представителем которого был англичанин и глубоко верующий христианин Уильям Уилберфорс. Основателями крупных благотворительных организаций, которые начали работать с самыми бедными и нуждающимися, от кого брезгливо отворачивались христи­ане среднего достатка, стали протестанты Уиль­ям Бут, Элизабет Фрай, Уильям Карлайл и другие.

Проблемы людей, которых общество воспринимало как чужих, стали предметом художественной литературы, написанной христианами: сироты из неблагополучных семей («История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга и романы Чарльза Диккенса), проститутки и в целом опустившиеся люди (романы Федора Достоевского). Приход кого-то «иного», «неформатного», человека из другого мира, который опрокидывает размеренную жизнь обывателя (и тем самым приносит туда чудо), — частый сюжет христианской детской и подростковой литературы («Энн из Зеленых Мезонинов», «Поллианна», «Маленький лорд Фаунтлерой»).

На рубеже XIX–ХХ веков становится важной тема эмиграции. Фридрих фон Бодельшвинг, будучи пастором немецкой общины в Париже, помогал рабочим-мигрантам и безработным, а в качестве члена прусского парламента боролся за закон о создании рабочих мест для тех, кто был вынужден покинуть свою страну. Первая мировая война привела к тому, что многие уехали из привычных мест, и в 1914 году папа Бенедикт XV учредил День эмигранта как напоминание христианам об оказании посильной помощи тем, кто лишился своего крова.

В 1950–1960-е годы громко зазвучала тема незамечаемых «чужих». Так, Матео Максимов, пастор и цыганский писатель, сделавший первый перевод Библии на цыганский язык, подробно описал геноцид цыган во время Второй мировой войны. О бедственном положении чернокожих, которые вынуждены терпеть дискриминационные законы, говорил яркий политический оратор и пастор Мартин Лютер Кинг.

В ХХ веке активно работали и работают до сих пор организации, которые, в частности, помогают беженцам, людям, которые оказались в чужом для них месте и с чужими людьми. Это, например, самая известная католическая организация «Каритас», «Свет на Востоке», организация, созданная меннонитским поэтом Яковом Крекером и реформатским пастором Вальтером Жаком, и «Сума самаритянина», которую сейчас возглавляет Франклин Грэм. Некоторые христианские движения предлагают беженцам и переселенцам курсы по изучению языка принимающей страны.

Актуальной тема эмиграции остается в XXI веке. Вопросы, как принять нуждающихся людей и при этом защитить принимающую сторону от злоупотреб­лений, остаются дискуссионными в христианской среде.

Как видим, на протяжении всей истории для христиан всегда было важным принять человека, который оказался в непривычной для него среде и без поддержки близких ему людей. Это представляется важной формой служения, в которой, как подчеркивали многие христианские авторы, верующие люди служат Самому Христу.

1Апостол Ерм. Пастырь. Подобие девятое. https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/26 

2Дидахе. https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/ (дата обращения 18 августа 2022 года).

3Святитель Иоанн Златоуст. Полн. собр. соч. Т. 9. Ч. 1. Беседа 45. https://svyatye.com/chitat/Sviatitel-Ioann-Zlatoust-Polnoe-sobranie-tvorenii-Tom-9-Chast-1/12308/ (дата обращения 18 августа 2022 года).

 

Фотографиия на с. 10 — из архива  Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских хрис­тиан-баптистов

Фото: wikimedia.org, en.wikipedia.org

Работает на Cornerstone