Если мы будем читать Евангелия, то увидим, что Сам Иисус Христос благовествовал: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать (апостолов)» (выделено мной. — И. Л.). Благовествовать (греч. «евангелидзо») — проповедовать, возвещать Благую Весть; в церковной среде есть глагол «евангелизировать», то есть миссионерствовать.
По большому счету, речь идет о миссии Христа, о чем Он говорил Своим ученикам, которые нашли Его на рассвете в одиночестве за городом Капернаумом, где Он молился. Вот как рассказывается об этом в Библии: «Рано поутру, еще до света, Иисус встал и вышел из дома, чтобы побыть одному в месте пустынном и помолиться. Симон и спутники его поспешили отыскать Его, а найдя, сказали: “Все спрашивают о Тебе…” Но Иисус остановил их: “Нам надо идти дальше, в окрестные селения, чтобы и там возвещать Добрую Весть — для этого Я и вышел к людям”. Так пересек Он всю провинцию Галилею, провозглашая Добрую Весть в синагогах и изгоняя бесов из одержимых»1 (Мк 1:35–39, пер. мой, выделено мной. — И. Л.).
Ученики Иисуса прошли практику такой же проповеди, когда Иисус отправил их по двое, чтобы охватить как можно больше людей Вестью: «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» (Лк 9:1–6).
Остановимся подробно на этом методе. Во-первых, миссия начинается с призыва. Иисус призывает нас на служение: идите и проповедуйте Царствие Божие. Это значит, что мы должны что-то знать и о Царстве, и о Том, Кто устанавливает это Царство, знать Самого Иисуса, чтобы отчетливо слышать этот призыв. Если этого первого этапа не будет, все остальное будет бесполезно.
Во-вторых, мы должны проповедовать и исцелять больных. Нас может смутить это обстоятельство: не всем дан дар исцеления. Это дар Святого Духа. И о нем можно просить у Бога. Говоря шире, речь идет о социальном измерении христианства. И тут мы вспоминаем, что Иисус поручил ученикам не только исцелять больных, но и кормить голодных, одевать страдающих от холода, навещать больных и находящихся в тюрьме (см.: Мф 25:31–46). В этом служении ближним — тоже проповедь, но проповедь делом.
Важно не забыть за добрыми делами, ради чего это все — Христа ради, ради Его Царства и спасения людей. Нужно выходить за пределы удовлетворения только земных нужд человека. Ф. М. Достоевский предупреждал о том, что благотворительность, возведенная в абсолют, может стать знаменем тоталитаризма: «Знаешь ли ты, что пройдут века, и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные. “Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!” — вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против Тебя и которым разрушится храм Твой. На месте храма Твоего воздвигнется новое здание, воздвигнется вновь страшная Вавилонская башня…»2.
Третье: миссия учеников не предполагает финансовых запасов, а это значит, что она напоминает выходы на бесплатные площадки, где нас могут выслушать. И это метод общественных встреч в нынешних домах культуры, библиотеках, актовых залах предприятий. Соберите людей, которые хотят услышать Весть, и расскажите им о самом важном и ценном — спасении через Христа.
Евангелие от Иоанна — это Евангелие личных встреч: Иисус беседует с Никодимом, уважаемым иудейским учителем (см.: гл. 3), с самаритянкой, женщиной небезупречной репутации (см.: гл. 4), со слепорожденным, которому даровал зрение (см.: гл. 9). И это метод личного благовестия, имеющий далекоидущие последствия. Никодим — один из тех, кто был против осуждения Иисуса. Самаритянка поделилась радостью встречи с Мессией со всеми жителями своего города невзирая на свою репутацию. Слепорожденный свидетельствовал о своем исцелении, заявляя, что это точно пророк, а не грешник, как говорили иудейские религиозные власти. Если вы знаете об учении Иисуса, если вы знаете Самого Иисуса, вы не сможете молчать, вы обязательно расскажете о Нем тем, кто Его не знает и хочет о Нем узнать.
Если в нашей жизни есть Божий свет, то мы можем светить. Если мы обрели смысл в Боге, мы становимся носителями этого смысла, в нашей жизни появляется суть — Ии сус назвал ее солью. И вот Его слова: «Вы — соль земли… Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:13, 14, 16).
Инструменты для нашего благовестия вторичны — проповедь внутри церковных стен, вне церковных стен, на общественных площадках, на рабочем месте, в рамках благотворительных или социальных проектов, по телевидению, радио, в других средствах массовой информации, в книгах, по интернету. Тому, кто хочет делиться Вестью, открываются разные возможности, практически безграничные, если только чутко прислушиваться к голосу Святого Духа, зовущего к вечному свету.
Николай Гумилев
Христос3
Он идет путем жемчужным
По садам береговым.
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.
«Здравствуй, пастырь!
Рыбарь, здравствуй!
Вас зову Я навсегда,
Чтоб блюсти иную паству
И иные невода.
Лучше ль рыбы или овцы
Человеческой души?
Вы, небесные торговцы,
Не считайте барыши!
Ведь не домик в Галилее
Вам награда за труды, —
Светлый рай, что розовее
Самой розовой звезды.
Солнце близится к притину4,
Слышно веянье конца,
Но отрадно будет Сыну
В Доме Нежного Отца».
Не томит, не мучит выбор,
Что пленительней чудес?!
И идут пастух и рыбарь
За Искателем небес.
1910
1Лобанов И. Постигая Библию: от простого к сложному. — Заокский: Источник жизни. С. 129.
2Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: Собр. соч. в 15 тт. — Л.: Наука, 1991. Т. 9. С. 285.
3Поэзия небес. — СПб.: Библия для всех, 1999. С. 562.
4Притин солнца, арх. полуденник, — полуденное стоянье его, высшая точка его, с которой оно опять нисходит (Толковый словарь В. Даля. — СПб.; М., 1882. Т. III. С. 452).
Фото: gettyimages.ru