— Наталья, расскажи, пожалуйста, какую-нибудь историю из своей практики, когда проповедь Евангелия была Божьим действием и привела к обращению человека к Богу?
— Однажды от редакции меня послали сделать репортаж в семью ветеранов, которые поженились 9 мая 1945 года, в день Победы, на Александерплац в Берлине. Это интервью было приурочено к пятидесятилетию их совместной жизни. Супруги готовились рассказать мне о своем боевом пути.
Глава семьи Александр Федорович оживился, достал планшет, какие-то карты, начал что-то вспоминать. Но его супруга Тамара Михайловна, которая все это время лежала на диване, вдруг начала кричать и задыхаться. Позвонили в скорую. В скорой сказали: ждите, приедем, но ей становилось все хуже. Она попросила открыть окна, балкон, рвала одежду на груди. Александр Федорович впал в ступор.
Я внутренне взмолилась: «Боже, а я-то что? Я же на интервью пришла!» И Господь ответил: молись о ней. Я подошла к Тамаре Михайловне и взяла ее за руку со словами: «Я знаю, что вы сейчас переживаете. Я знаю, каково это — быть между жизнью и смертью. Вам сейчас никто, кроме Бога, не поможет. Давайте я о вас помолюсь Богу». И эта пожилая женщина, которая только что умирала, с силой оттолкнула меня и пробасила: «Я верю в коммунизм! Я верю в советскую власть!» Время шло, скорой все не было, и Тамара Михайловна, задыхаясь, вдруг попросила: «Дочка, положи свои руки мне на запястье и на шею».
Приехала скорая, врачи стали оказывать помощь. Но Тамара Михайловна, крепко держа меня за руки, все повторяла: «Это моя спасительница!» Еле ее оттащили и понесли в другую комнату.
Спустя некоторое время Тамара Михайловна пришла в себя и заявила: «Накрывайте стол! Я пережила второе рождение!» И вот сидим мы все за столом, и она рассказывает: «Когда началась война, меня хотели забрать в концлагерь. Но я чувствовала, что это — смерть, разрезала себе ногу и залила в рану укус. Нога ужасно распухла. И немцы не взяли меня. Перевязав ногу, я пошла к партизанам. Бегу-ковыляю по полю, вокруг рвутся бомбы — тут и там, я понимаю, что мне конец, и кричу: “Бог, если Ты есть, то помоги мне!” После этого я упала на землю, и меня накрыла теплая волна — я запомнила это теплое прикосновение. И когда ты подошла ко мне, я узнала это прикосновение, его ни с чем не спутаешь. Я всегда знала, что меня спас Бог». Прямо за столом перед всеми, кто там был, эта пожилая женщина помолилась и приняла Иисуса Христа. Меня это потрясло: я впервые видела, как Бог Сам пришел к человеку и обратил его. Я просто оказалась в нужном месте в нужное время.
— То есть самое важное для благовестника — это навык послушания Духу Святому, сотрудничество с Ним?
— Несомненно. А однажды я получила урок от Бога и запомнила его на всю жизнь. Я активный человек и когда уверовала, то начала всем подряд свидетельствовать о Боге. Проповедовала я и одной девушке на работе. А та вдруг начала говорить мне гадкие и богохульные вещи. Я не сдержалась, и мы с ней разругались в пух и прах.
Приезжаю печальная домой и жду гостью, которую моя мама, живущая в другом городе, просила меня поддержать. Вскоре в дверь позвонила молодая девушка. Ее звали Гульназ. Мы сели пить чай. Она что-то знала о моей жизни по маминым рассказам. Я достала фотографии, и мы стали их рассматривать. Гульназ спросила меня, отчего на этих фотографиях и в жизни я такая разная. Я ответила, что в моей жизни произошел переворот — я обратилась ко Христу. И тут моя гостья начинает исповедовать мне свои грехи, а затем просит, чтобы мы вместе помолились об исполнении Божьей воли в ее жизни. Ее обращение произошло как бы само собой.
И если утром я пыталась все сделать сама, то вечером я была никто и ничто. Когда я спросила Бога, почему так произошло, Он ответил мне, что Его не нужно защищать, Он не нуждается в адвокатах, Ему нужны свидетели, честные, искренние, верные, задача которых — указать человеку на Его истину. И если люди не примут истины, это не наша проблема.
С тех пор именно так я и действую. Благовестие для меня — всегда благодать. А благодать приходит, когда я немощна.
— Как ты находишь людей, которые нуждаются в твоем свидетельстве?
— Здесь самое важное быть «скорым на слышание», важно, чтобы человек открылся. Внутри у него может быть боль, нужда, все что угодно, и Бог Сердцеведец открывает сердца. Здесь не угадаешь, как и что говорить. Предполагаешь одно, а выходит совсем по-другому.
— То есть благовестие подобно ткани, которая плетется в каждый момент времени?
— Благовестие — это воплощение слов «что имею, то даю». У меня был интересный опыт благовестия одному большому чиновнику. Однажды этот человек предложил мне работу в мэрии, очень высокий пост, но я сказала ему тогда, что мое решение будет зависеть от воли Бога и я его приму после молитвы. В итоге от его предложения я отказалась, потому что получила ясное понимание от Бога, что это не мой путь. Сказать, что его удивило мое решение, — ничего не сказать. Он запомнил и меня, и мой отказ, и то, что я молилась.
Через несколько лет этот чиновник позвонил и попросил меня приехать к нему. Когда мы встретились, он признался, что находится в безвыходном положении и хочет совершить нечто противозаконное, чтобы остановить человека, который «перешел ему дорогу». Он попросил моего совета и совета Бога. Я тогда ответила ему, что, поступив противозаконно, он совершит грех и погубит и того человека, и себя. А на его вопрос, что же ему теперь делать, посоветовала принять Христа. Он стал возражать, говоря, что его татарская кровь не позволяет ему быть христианином, но я ответила, что Иисус Христос придет к нему так же, как и к любому другому человеку. В итоге мы с ним помолились молитвой покаяния, и он принял Христа. Затем он поведал мне, что в советское время сидел в тюрьме за аферу. И там он (комсомолец) стал молиться Богу, и Тот к нему пришел. Как он тогда понял, это был Иисус Христос.
В конце беседы я предложила ему вместе помолиться Богу о его проблемах, что мы и сделали. Через пару дней чиновник сообщил мне, что человек, которого он опасался, оказывается, был в федеральном розыске и его поймали. Чиновник увидел в этом явное вмешательство Бога в его проблему и то, что Бог сохранил его от греха. Этот случай — пример того, что благовестие идет не от человека, человек лишь дает другому то, что имеет сам.
— Очень интересный момент в благовестии связан с понятием «юродство проповеди». В современном мире что становится главным — юродство проповеди или способность облечь Евангелие в формы, доступные современному человеку? Как звучит проповедь в век либерализма и политкорректности?
— Я задавала Богу подобные вопросы. Ведь общество, в котором мы живем, — волчья стая. Как же тут быть? Ведь у меня другая природа! Но мне был дан стих «будьте как овцы среди волков» (Мф 10:16). Любая овца, попавшая в стаю волков, по законам этой стаи будет съедена. Но если я живу по законам Божьим, то Бог касается сердца каждого конкретного «волка», а я лишь служу инструментом для Него. Для меня все это загадка.
Когда я соприкасаюсь с государственной системой, чиновниками, то вижу, что это люди без лиц и без эмоций. Какие-то безжизненные люди «в футлярах». Но сколько раз на моих глазах с ними что-то происходило, и они становились людьми чувствующими, думающими, теми, чье сердце открыто. Как это объяснить? Я не знаю. Бог вводил меня именно в их обстоятельства и ситуации.
— В чем, по-твоему, нуждается современный человек?
— Общество диктует свои правила, и каждый в нем скрывается под своей маской, играет свою роль. А внутри-то у людей трагедия. И возникает разрыв между тем, каким тебя видит общество, и тем, какой ты есть на самом деле. До Христа и я вела двойную жизнь, тогда для меня такая игра была естественной. Но когда я встретилась со Христом, то вся моя жизнь предстала совсем в другом свете, и мне стало смешно: «Господи, Ты же все видишь и все знаешь! Так глупо играть перед Тобой!» Помню разговор в этой связи с одним человеком. Я рассказала ему об этом моем опыте, и он искренне удивился: «Так что же, Бог все-все видит?»
Одна из сегодняшних проблем — закрытость людей. В силу профессии мне приходится много общаться с самыми разными людьми, и они мне открываются. Часто это происходит прямо во время интервью. Мне самой Бог открылся во время интервью, поэтому такая форма общения для меня часто становится благовестием. (Смеется.) Журналистика и Христос теперь для меня связаны.
— И последний вопрос: у тебя есть дар евангелиста — в чем слава этого призвания и в чем его крест? Что тебе приходится приносить в жертву?
— Бывает много серьезных атак от дьявола. В одной ситуации я ощущала серьезную духовную борьбу, предотвратив грех человека с наркотиками. Вскоре после этого мою квартиру разбомбили наркоманы. Я только приобрела ее, и в ней шел ремонт. Но отделочники оказались наркозависимыми. Квартира после них стала непригодной для жизни. Я молилась, чтобы Господь обратил эту ситуацию во благо, и Он все восполнил с лихвой! Но это отдельная история.
Всегда, когда Бог активно действовал через меня в чь ей-то жизни, я испытывала сильное духовное противостояние — либо что-то происходило с моим здоровьем, либо с имуществом. Всякий раз это были жесткие обстоятельства, не хочется вспоминать о них. И Бог каждый раз обращал зло во благо.
Мне порой кажется, что, если бы не благовестие, мне жилось бы легче. А так каждый раз как на пороховой бочке! Но я такие мысли от себя гоню! (Смеется.) Ведь, если Бог дает дар, Он обеспечивает и защиту. Не раз ко мне подходили люди и говорили, что Бог побуждает их молиться о моей защите.
Если бы меня спросили, что для меня самое классное в жизни, я бы ответила — благовестие. Потому что, когда Господь действует через тебя, ты испытываешь невероятное присутствие Духа, невероятное ощущение счастья, жизни, как будто ты уже на небесах. И то же самое происходит с тем человеком, к которому обращено слово проповеди о Христе. Это потрясающе! Я будто разделяю небесную ангельскую радость о спасенном грешнике. Это ликование ни с чем не сравнишь!
Христос говорит Петру: «…сделаю вас ловцами душ» (Лк 5:10). Надо понимать, что у каждой души есть своя потребность, своя нищета. Бог открывает ее мне в каждом конкретном случае, а я как слуга нахожусь в нужном месте в нужное время и покрываю эту нищету тем, что я имею. По сути, в этот момент ты живешь не своей жизнью, а жизнью того, к кому Бог тебя приводит.
Рыбалка бывает разной. Чаще всего нам хочется видеть заброшенную в воду сеть, в которой плещется уйма пойманной рыбы. Но есть и другой способ — ловля на удочку. Дар евангелиста — быть «наживкой» для человека. А потом спасенный человек начинает благовествовать о Боге другим, и получается рыбалка от сердца к сердцу.
— Спасибо тебе за интересную и содержательную беседу!
Фотографии предоставлены Натальей Вяткиной