Интервью

Вслед за апостолом Павлом

Мария Романова
Журнал/Архив/Номер 89/Вслед за апостолом Павлом
Вслед за апостолом Павлом

— В последние годы произошли стремительные изменения, превратившие ваше радио в мультимедийное СМИ. Что сегодня представляет собой «Теос Медиа»?

— Мы начали вещать как радиостанция в самом начале 1990-х с Дальнего Востока на постсоветское пространство. «Радио Теос» работало на средних волнах. В 2016 году мы полностью перешли на интернет-формат. Благодаря переходу в социальные сети мы приобрели аудиторию, которая раньше была нам недоступна. Сейчас у нас есть студии в Москве и Санкт-Петербурге.

Сегодня «Теос Медиа» — это прежде всего стримы и короткие видео в соцсетях. На своем сайте мы продолжаем и аудиовещание. Некоторые наши ведущие пишут статьи — в общем, работаем со всеми форматами.

Все быстро меняется, и я не могу с уверенностью сказать, какие формы нашего служения появятся завтра. Но если говорить о философии служения «Теос Медиа», то она не изменилась. Стратегию нашего развития и служения определяет история с апостолом Павлом, описанная в 17-й главе Книги Деяний апостолов. Там говорится, как Павел пришел к афинянам в Ареопаг. Афины воплощали все величие греко-римской культуры. Будучи правоверным евреем, Павел сначала возмущается, видя большое количество изображений божеств. Потом он начинает общаться с людьми, обращаясь к ним с известными словами: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны…» Льюис говорил, что ищущий язычник, истово молящийся своим богам, в конечном итоге молится единому Богу, только сам этого не знает. Конечно, это нельзя считать тем поклонением, которого ожидает от нас Священное Писание. Тем не менее каждый человек так устроен, что интуитивно стремится к Творцу. И вот как раз об этом говорит апостол Павел афинянам, когда находит жертвенник, посвященный «неведомому Богу»: «Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».

Здесь мы видим изложение его богословия миссии язычникам. Павел говорит о том, что Бог создал все народы, все творение таким образом, чтобы люди искали Его и стремились к Нему. Апостол не ожидал от жителей Римской империи знаний о традициях Израиля и особенно о христианстве. Павел попытался найти в их опыте, в том, как они живут и чувствуют, какие-то точки соприкосновения, чтобы рассказать им о Боге, который создал все и стоит за мирозданием.

Следуя за апостолом Павлом, мы стремимся прийти к людям туда, где они находятся, и принести им Евангелие. Сегодня большинство россиян, хотя и считают себя христианами, обладают поверхностным знанием Библии, она для них часто не авторитет. Мы не можем по умолчанию расчитывать, что они разделяют наши ценности. Поэтому мы начинаем разговор с людьми с их миропонимания и проблем.

— И где вы находите точки соприкосновения? На какую боль и какие проблемы слушателей даете ответ?

— Всегда есть люди, которые четко формулируют свой запрос как поиск истины, поиск Бога. Поэтому у нас есть передачи, посвященные изучению Библии. Но и в них мы стараемся говорить таким образом, чтобы человек, который ничего не знает о вере, мог понять этот разговор.

Один из запросов российского слушателя — это построение отношений, прежде всего семейных. Помню, я как-то смотрел статистику, и меня поразило вот что. Во всех возрастных группах люди, отвечая на вопрос о высшей ценности, ставили на первое место семью. При этом больше половины российских семей заканчивают разводом. Получается диссонанс между тем, к чему люди стремятся, о чем мечтают, и тем, как они в действительности живут. В ответ на этот вызов мы создали проект «Формула семьи», в котором христианские психологи и душепопечители рассказывают о семье с христианской точки зрения и дают практические советы слушателям.

Искусство — еще один важный канал, где люди черпают ответы на вопросы. Многие произведения искусства несут послание добра и истины. И поэтому у нас есть сразу несколько проектов, которые говорят о слышании Бога через музыку, живопись, кинематограф.

— Помню серию видеороликов от «Теос Медиа», где случайные прохожие на улицах Петербурга читали отрывки из Евангелия, связанные с пасхальными событиями. Это было необычно и трогательно.

— Этот проект называется «Светлое чтение». Мы решили напрямую поговорить о Пасхе с людьми, которые находятся за пределами церкви. Прямо подходили на улице и, если они соглашались, просили прочитать отрывок из Библии, связанный с Пасхой. Большинство людей впервые видели эти строки. Иногда было заметно, как менялись их лица. Мы ведь застали их врасплох, и, возможно, у них были какие-то свои представления о Библии. Откликались люди разного возраста, разных национальностей и веро­исповедования, потому что все сходятся в том, что Библия — основа нашей культуры. Когда видишь, как человек читает эти тексты впервые, то вспоминаешь о своем первом соприкосновении с Евангелием, и это ценно и здорово.

Из последних видео большой отклик вызвало наше посвящение Петру Мамонову, удивительной личности в русском искусстве. На последнем этапе своей жизни он стал верующим и много говорил об этом. В нем сочетались искренность и живая вера, даже своей смертью он смог напомнить людям о любви Божьей. Мы сделали резюме его последних интервью. Этот ролик собрал больше полутора миллионов просмотров на YouTube и огромное количество комментариев.

Один из наших рождественских роликов мы записали с глухонемой девушкой. С помощью жестов и картонок со словами она рассказывает рождественскую историю. Это видео многих зацепило. Неслышащие люди эмоции выражают мимикой, и получается особенно трогательно и выразительно.

В формате коротких видеороликов мы рассказываем и о героях христианской истории.

Вслед за апостолом Павлом

— Вы автор и ведущий передачи «Раскадровка». В ней вы говорите о самых разных фильмах: новых и всем известных, снятых в разные эпохи и в разных странах. Как на этом материале вы осуществляете миссию благовестия?

— Будучи неофитом, я думал, что все, что не говорит прямо о Библии, не заслуживает внимания. И в какой-то момент из-за своего радикализма я потерял точки соприкосновения с младшим братом. Потом я уехал учиться в другой город, и было обидно, что, когда я приезжал на пару дней, нам с ним не о чем было поговорить. А брат любит кино. И вот обсуждение фильмов однажды стало почвой для нашего общения. В этих разговорах мы находили что-то общее, рассуждали о жизни и наших переживаниях.

Я заметил, что, будучи христианином, вижу в фильме какие-то вещи, на которые люди неверующие не обращают внимания. Поясню словами Льюиса. Он говорил, что верит в христианство, как в рассвет. То есть в свете христианства лучше видится все остальное. На мой взгляд, христианство — это мировоззрение, которое позволяет наиболее адекватно воспринимать жизнь, самого себя, отношения с другими людьми.

И с этой мыслью мы с моей соведущей Людмилой Александровой начали проект «Раскадровка». Мы стремимся услышать, что хочет сказать режиссер, и вступаем в диалог с его посланием, чтобы увидеть, что Бог говорит нам через это произведение искусства. Часто мы не соглашаемся с концепцией создателей фильма. Подобно апостолу Павлу в Ареопаге, мы пытаемся найти в этих фильмах точки соприкосновения с неверующими людьми, эти «жертвенники неведомому Богу», которые позволяют нам поговорить с ними о важных вещах.

Возьмем, для примера, фильм Гибсона «Страсти Христовы». Я никак не ожидал, что Гибсон, человек небезупречной репутации, вдруг снимет фильм о страданиях Иисуса Христа. Причем этот фильм отражает его опыт прохождения через суицидальные мысли, когда страдания Христа помогли ему пережить этот кризис. Он интересен тем, что сочетает библейскую историю, специфически католическую традицию размышления о Страстях Христовых и личный опыт Гибсона. И все это делает картину хорошей отправной точкой для разговора о вере.

Вслед за апостолом Павлом

— Как вы вообще относитесь к экранизациям Евангелия — от Дзеффирелли до Скорцезе? Они такие разные, и многие далеки от канонического представления. Есть ли у вас любимая экранизация?

— Я отношусь к ним как к попыткам режиссеров понять Евангелие. Моя любимая экранизация — «Евангелие от Матфея» режиссера Пьера Паоло Пазолини, марксиста и атеиста. Он хотел показать Иисуса Христа как бунтаря против религиозно-политического истеблишмента. Но при этом решил ни на букву не отходить от текста Евангелия. В одном из интервью Пазолини потом признался: «Во время съемок я понял, что мне не удается ограничить Христа моими представлениями. Он больше их». Он ощутил, что в Евангелии есть сила и красота, которыми невозможно управлять. И поразительным образом в фильме это чувствуется. Сила библейского текста и образов оказалась больше замысла режиссера. И при этом в фильме есть удивление стороннего человека от встречи с библейской историей, что сильно подкупает и завораживает.

— А если фильм совершенно далек от Библии, как в процессе его обсуждения вы говорите о поисках Бога, о реальности, превосходящей наш повседневный опыт?

— Приведу в качестве примера фильм «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Сначала мне его пересказали, и я долго боялся его посмотреть. Мне казалась жуткой мысль о том, что человека, который стремится к свободе и в котором кипит жизнь, люди в белых халатах делают «овощем». Как кто-то может таким образом прерывать жизнь человеческого духа? В этом мне чувствовалось что-то пораженческое. Но, когда я посмотрел фильм, мое мнение изменилось. У Формана есть эпизод, когда индеец душит своего друга, которого превратили в «овощ». В пересказе это звучит жестоко. Но в фильме видишь, что этот индеец пытается как бы выпустить душу своего друга на свободу. И фильм становится утверждением того, что если нет жизни после смерти, если нет последнего Божьего слова в жизни каждого отдельного человека и в судьбе всего человечества, то нет основания ни для какой надежды, ни для какого стремления или мечты. Я убежден, что Милош Форман, пусть и в неявной форме, несет послание о том, что человеческий дух неистребим.

Можно взять фантастический боевик «Матрица», который сумел выразить боль и надежды целого поколения. Здесь опять тот случай, когда творение оказалось больше режиссерского замысла. Мы знаем, что создатели фильма не придерживаются христианских взглядов. Но вот первый фильм «Матрица» лично мне помог глубже осознать крестную жертву Иисуса Христа. Здесь присутствует некий персонаж, который через свою искупительную смерть совершает победу над злом. По-английски такой персонаж называется Christ figure. Европейская культура полна подобных образов. Конечно, «Матрица» не эквивалент Евангелия. Но в картине есть мысль о том, что смерть и воскресение открывают нам глаза.

— У вас возникает диалог со слушателями «Раскадровки»?

— Преимущество разговора о кино в том, что здесь каждый считает себя экспертом. Почему бы и нет! Обсуждение фильмов вызывает живую реакцию.

У нас есть сообщества в соцсетях, где мы разговариваем с людьми. Мы молимся и надеемся, что христианский взгляд на кино обогатит наших зрителей и побудит их задуматься о наиболее важных вещах: о Боге, о вере. Я глубоко убежден, что Бог разговаривает с нами через все, что нас окружает и что с нами происходит. А через искусство — особенно, потому что оно есть отражение жизни человеческого духа.

 

Фотографии предоставлены Алексеем Власихиным  

Работает на Cornerstone