Свидетельство

О музыкальном благовестии

Алексей Скоморохов
Журнал/Архив/Номер 89/О музыкальном благовестии
О музыкальном благовестии

Я родился и вырос в Вологде. Еще будучи советским школьником, я услышал по Всесоюзному радио песню: «Смерть побеждающий вечный закон — это любовь моя» — и задумался: разве есть такой закон, который может победить смерть? Здесь, на малой родине, начался мой первый духовный поиск. Годы спустя, когда я читал «Путешествие пилигрима» Джона Баньяна, я невольно вспомнил свои юношеские годы в Вологде. Подобно Христианину, герою этой книги, я хотел отправиться в спасительный Путь из этого места! В возрасте восемнадцати лет я даже крестился в православном храме. Помню, что небо как будто приблизилось ко мне тогда, но эта близость не была взаимной — рождения свыше обряд не заменил, духовного наставления я не жаждал, и все это привело меня на новые круги мирского ада.

Продолжились они в Череповце, где я прожил более двадцати лет. Жизнь в этом городе не сулила легких путей. Череповец — крупный промышленный город. Градообразующими в Череповце ХХ века в послевоенное время стали металлургическая и химическая промышленность. На стройку и на работу в Череповец направляли много условно освобожденных из мест заключения, благодаря чему укрепилось представление о нем как о криминально неблагополучном. Работа на заводах была тогда процессом весьма опасным. Лучше всего этот опыт описывает цитата из знаменитой арии Мефистофеля в опере «Фауст»: «Люди гибнут за металл!» Трудясь на Череповецком металлургическом комбинате, я очень остро ощущал правдивость этих слов. И здесь, в Череповце, я впервые встретился с Христом и Его церковью.

В 90-е годы ХХ века на наших глазах совершался болезненный переход от советской действительности к новым реалиям и забытым ценностям, и рок-музыка стала для меня отдушиной, основой мировоззрения. Множество исполнителей и стилей привлекали тогда мое внимание, но с благодарностью вспоминается та музыка, которая была наполнена какими-то необычными, что ли, более глубокими переживаниями, отличающимися от всего того, о чем обычно поют со сцены. «Апрель» Цоя, «Мое поколение» Кинчева, «Прогулки по воде» Бутусова стали для многих из нас некими зернами смысла, с которых мы начали свой глубинный жизненный поиск. Казалось, с помощью песни мы сможем изменить мир к лучшему. Многие молодые люди хотят быть похожими на рок-звезд, и у меня появилась мечта стать музыкантом. Но гитару освоить без пособий и педагогов не получалось.

Однажды, когда я жил еще в Вологде, мне приснился сон, в котором я с бас-гитарой в руках стою на сцене в свете прожекторов рядом с Константином Кинчевым, и он, обернувшись, говорит мне: «Давай!» В тот самый день ко мне пришел приятель, принес гитару и научил меня четырем аккордам, которые знал сам. Так началась новая глава в моей жизни, которая привела меня в рок-тусовку — сначала в Вологде, а потом в Череповце.

Однажды я попал на юбилей панк-группы «Траурная процессия», который проходил в череповецком дансинг-холле «Пирамида». Головой трясти и орать мне как-то совсем не хотелось. Я бродил по залу совершенно равнодушный к происходящему — как будто это меня везут в последний путь! Пробираюсь к выходу и вдруг слышу, как кто-то зовет всех прийти сюда завтра и послушать то, что здесь будут играть. Так я оказался на во­скресном богослужении, где услышал одну заводную песню, которая звучала в моей душе долгие годы:

«Иисус, Иисус, Царь царей,
Господь господ,
Иисус, Иисус,
Ты — спасения оплот!»

В тот день Христос позвал меня к Себе, и снова, как и в день моего формального крещения, я ясно ощутил, что небо стало выше и ближе, и написал свою первую песню о Христе. Но сознательно я обратился к Богу примерно через год, когда творческий поиск привел меня в литературно-музыкальный клуб «Родник души моей». Руководитель этого клуба Тамара Иосифовна Золотова пригласила меня выступить на фестивале духовной музыки, который проходил в одном из монастырей Вологодской области. На том фестивале выступали певцы и музыканты из разных конфессий, там я познакомился с певицами из череповецких евангельских церквей, и весь путь домой мы беседовали о музыке и о Боге. С этой поездки началось наше многолетнее музыкальное и духовное сотрудничество.

О музыкальном благовестии

Я стал посещать церковь. На молитву покаяния я выходил на всех призывах, искренне раскаивался в своих грехах и молился Христу о моем спасении от безнадежности этой земной жизни. Постепенно пришло ясное понимание истины о грехе и искуплении, вместе с этим пришло и истинное покаяние.

Сразу после покаяния я стал петь и играть на акустической гитаре в группе прославления на молитвенных собраниях и на домашних группах. С церковной рок-группой «Живые камни» (Череповец) мы выступали в тюрьмах и детских домах Вологодской области, выезжали на евангелизации в церкви. Пастор нашей церкви Евгений Николин («Церковь Иисуса Христа») помог мне сделать пробную запись моих песен на студии Solid Rock в Санкт-Петербурге, которую потом мы распространяли на дисках.

Со временем я стал лидером служения поклонения в церкви. И я твердо знаю, что наивысшее счастье — это славить нашего Спасителя и Бога! Одной из самых удачных своих песен я считаю «Тысячу вопросов», где есть такие слова:

«Тысячи вопросов, но ответ один:
Иисус Христос — Бог и Господин!
Тысячи ответов, но один вопрос:
Кто же для тебя Иисус Христос?»

Музыка — нематериальное искусство, она связана со временем и вечностью, в ней раскрываются целые миры, и в короткий миг поклонения мы можем пережить вхождение блаженства вечности в нашу тревожную и опустошающую действительность. Возможно, музыка и есть тот Ангел из Книги Откровение, «…который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр 14:6–7).

Борис Пас­тер­­нак в своих строках точно выразил  принцип христианского служения в искусстве:


«Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех».

Бог говорит сегодня очень громко, но неверующие люди, конечно, заняты своим. Приходится вспомнить о том, что «Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ин 1:3). Множество боговдохновенной музыки, к сожалению, не достигает ушей грешного землянина.

И поэтому в заключение хочется вспомнить слова Исаии, актуальные для всех нас и особенно для музыкантов-христиан: «О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте!» (Ис 62:6).

 

Фотографии предоставлены автором статьи


Работает на Cornerstone