Портрет

Эми Беатрис Кармайкл: весть свободы

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 89/Эми Беатрис Кармайкл: весть свободы
Эми Беатрис Кармайкл: весть свободыЭми Кармайкл, амма, с индийскими детьми

Эми Беатрис Кармайкл (1867–1951) — ирландская пресвитерианская миссионерка в Индии.

Кармайкл родилась в деревне Миллисл (графство Даун на северо-востоке Ирландии) в семье мельника. Эми была старшей в многодетной семье; родители отличались благочестием. Кармайкл посещала Харрогейтский женский колледж, который был методистской школой-интернатом. Отец перевез семью из деревни в Белфаст, сочтя, что проживание в городе дает больше возможностей.

В это время было множество разных движений, обращенных к верующим христианам и призывавшим их углубить свои отношения с Богом. Вдумчивая девушка пришла на подобное собрание, которое организовало Кесвикское движение. То, что Эми там пережила, заставило ее прийти туда еще раз. На собраниях говорилось о практической святости: если мы по-настоящему обратились к Богу, мы не можем равнодушно проходить мимо нужд и страданий ближних. Эми очень желала включиться в такую помощь, ей нужны были подходящие люди. На собраниях Кесвикского движения Эми познакомилась с проповедником Робертом Уилсоном. Уилсон, тут же оценив порыв девушки, решил привлечь ее к работе, и Эми договорилась с Уилсоном, что она будет помогать бедным людям в Белфасте и жить в доме семьи Уилсона. Эми всем сердцем включилась в уличную евангелизацию, она основала евангельскую церковь «Добро пожаловать» и организовала воскресную школу для женщин.

В двадцать два года Кармайкл переехала в английский город Манчестер — работать среди фабричных девушек. Большие нагрузки казались Эми непосильными, она страдала от невралгии и могла слечь на несколько недель.

Работа складывалась хорошо, но Эми чувствовала, что призвана к другому. В 1887 году состоялось очередное собрание Кесвикского движения, и на этой встрече Эми увидела знаменитого Хадсона Тейлора, человека, который сделал широко известным выражение «Великое поручение» и популяризировал идею миссионерства. Тейлор вдохновенно рассказывал о своей работе, и Эми поняла — это то, что ей нужно. Кармайкл совершила отважный для юной женщины поступок: подала заявление как миссионер в Китайскую внутреннюю миссию, готовая ехать туда одна.

В 1888 году Кармайкл стала первой миссионеркой Кесвикского миссионерского комитета. Она уже готова была ехать в Китай, но, к сожалению, подвело здоровье. Однако Эми была человеком настойчивым и продолжала добиваться отправки на миссию. Спустя пять лет, в 1893 году, Эми Кармайкл прибыла в Японию. Она тут же надела кимоно, стремясь выглядеть, как японка, и взялась учить японский язык прямо на месте. Незнание языка не помешало ей тут же включиться в дело, Эми занималась евангелизацией, используя услуги переводчика. Здо­ровье тем не менее подвело Кармайкл, и в августе 1894 года она переехала на остров Цейлон (Шри-Ланка), а в декабре вернулась в Англию.

Казалось бы, на этом с миссией в далеких странах надо было распрощаться. Так бы сделал любой обычный человек, но не Эми Кармайкл, искренне верившая, что миссия нехристианским народам — это дело ее жизни. В ноябре 1895 года неугомонная Эми отправилась в Южную Индию… чтобы никогда больше не вернуться в Англию.

Эми Беатрис Кармайкл: весть свободыВ Миллисле (Северная Ирландия) родилась Эми Кармайкл

В 1896 году Кармайкл познакомилась с группой индийских христианок «Звездная гроздь», которой руководил миссионер Томас Уокер. Женщины взялись учить Эми тамильскому языку и сразу включили в свою работу, она отправилась с ними по деревням. В 1901 году Эми Кармайкл, Томас Уокер, его жена и их индийские коллеги поселились в деревне Донавур.

В марте 1901 года к Эми привели семилетнюю девочку Прину, которая убежала из индуистского храма, где ее готовили к тому, чтобы она стала храмовой проституткой. Эми ужаснулась той участи, которая грозила ребенку, и решила взять девочку под свое покровительство. В результате Эми столкнулась с угрозами: от нее требовали вернуть Прину либо в храм (с понятными последствиями), либо ее родителям (чтобы родители вернули девочку в храм), но она твердо отстаивала право ребенка находиться под ее покровительством.

Мышление Эми всегда было глобальным, она понимала, что имеет дело с системной проблемой, которую и решать нужно тоже системно. И Эми организовала в Донавуре приют для мальчиков и девочек, которых отчаявшиеся родители готовы были продать в храмы на сексуальную эксплуатацию. Приют рос, дети туда приходили десятками. Их привлекала Эми Кармайкл, которую они называли «амма» (мама), они чувствовали, что эта странная белая женщина, не очень пока еще хорошо говорившая на их языке, их любит.

Хотя Эми отстаивала в случае с несчастными детьми европейские и христианские ценности, она понимала, что для успеха миссии нужно уважать местные традиции. Члены Сообщества Донавура носили индийскую одежду; сама Кармайкл даже красила кожу темным кофе и предпринимала пешие походы по жарким дорогам Индии, стремясь узнать, не нужна ли какому-нибудь ребенку ее помощь.

У миссии нашлись влиятельные покровители: член английского королевского дома профинансировал больницу в Донавуре. К 1913 году в приюте было около ста тридцати девушек. В 1918 году, через пять лет, в Донавуре был создан приют для мальчиков, которые родились у храмовых проституток. В 1927 году Сообщество Донавура получило официальную регистрацию, а амма Эми Кармайкл была признанным лидером этого сообщества. Она много писала, из ее писем складывались книги, которые печатались и вызывали интерес к ее миссии. В Донавур приезжали многие добровольцы, которые тоже хотели помогать детям. Сообщество Донавура продолжало расти, кроме приюта там были открыты двадцать ясельных помещений для самых маленьких, больница, школа, молитвенный дом.

Эми Беатрис Кармайкл: весть свободыПамятная доска в Миллисле

В 1931 году случилось несчастье: Эми неудачно упала и оказалась прикованной к постели. Другой человек, особенно такой деятельный и энергичный, впал бы в отчаяние, но жизнелюбивая Эми нашла себе дело — она взялась писать книги, где подробно рассказывала и о своем опыте миссионера, и о том, насколько важно при такой занятости находиться в постоянном контакте с Богом.

Эми Беатрис Кармайкл: весть свободыПамятник Эми Кармайкл в Бангоре (Северная Ирландия)

А дело Кармайкл между тем продолжалось, она нашла себе и помощников, и заместителей. За три года до ее смерти в 1948 году храмовая проституция в Индии была объявлена вне закона, и это в том числе было результатом целенаправленной деятельности Эми Кармайкл. Ко времени ее смерти в Сообществе Донавура было около девятисот детей. Сама Эми была о себе скромного мнения, не выпячивала свои заслуги и перед смертью попросила не ставить памятник на ее могиле. Когда она умерла, дети, которых ирландская миссионерка так любила, написали только одно слово на ее могиле — «Амма».

В календаре Церкви Англии у Эми Беатрис Кармайкл есть памятный день, она признана духовным писателем, чье творчество рекомендуется всем англиканцам, которые интересуются духовной жизнью. Сообщество Донавура продолжает свою деятельность в новых условиях, активно способствуя усыновлению детей, спасенных от уже незаконной проституции.

 

Фото: wikipedia.org

Работает на Cornerstone