Тема

Евангельская простота в информационной пестроте

Алексей Горбачев
Журнал/Архив/Номер 89/Евангельская простота в информационной пестроте
Евангельская простота в информационной пестроте

До появления интернета информация была в дефиците. Люди ждали новостей, ждали писем, ценили справочники и хорошие учебники. Знания и опыт мастера были на вес золота. Недостаток знаний преодолевали развитием системы образования, а информация была почти что синонимом знаний. Времена меняются. Технологии сделали информацию доступной, но оказалось, что обилие информации не то же самое, что знания или образованность. Информации сегодня не просто достаточно, ее уже больше, чем нужно. Стало ясно, что необходимо уметь выделять в разных информационных потоках правдивые и нужные данные. Для этого человеку нужна картина мира — совокупность представлений о мире, которая позволяет и оценивать поступающую информацию, и продолжать сам процесс познания. Тех, кто обладает этими навыками, можно назвать людьми образованными, но при чтении Евангелия их ожидает сюрприз, ставящий под сомнение все их достижения. Молясь, Христос говорит следующее: «Благодарю Тебя, Отец, Владыка неба и земли, за то, что сокрыл Ты все это от мудрых и разумных и открыл таким простым, как дети. Да, Отец, ибо так было угодно Тебе!» (Мф 11:25–26, BTI).

Получается, что есть что-то очень важное в этом мире, что дается свыше и не зависит от информированности, образованности, мыслительных процессов и умственных способностей.

Можно, конечно, проигнорировать это утверждение как что-то странное, но посмотрим на знания и информацию в свете Евангелия. В прологе к своему изложению евангельской истории апостол Иоанн говорит о Христе как о воплощенном Логосе, через Которого «все сотворено» и без Которого «ничего не сотворено, что было сотворено». Творец, как проектировщик, реализующий свой замысел, досконально знает Свое творение. Поэтому и в отношении информации, знаний и мудрости можно утверждать, что Христос знает все обо всем и обо всех. Сошедший с небес Логос информирован во всей полноте о происходящем в мире и о сути вещей в этом мире. Зная обо всех сложностях человеческой души и о сложности устройства вселенной, на вопрос о том, какой человек лучше всего подходит для спроектированного Им мироустройства (Царства Небесного), Иисус заявляет: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3). Из этого можно сделать вывод, что ядром христианской картины мира является нечто простое, доступное детям и что, повзрослев, люди забывают.

Попробуем разобраться, как понимать призыв к «детской простоте» на фоне стремления человека к познанию и к овладению информацией, которые и произвели на свет современную пестроту информационного мира. Информация сегодня хлещет из всех щелей. Жажду сменил потоп. Специалисты не успевают прочитывать новые книги и ста­ тьи в своих областях знания. Информационный мир растет как на дрожжах. Чтобы написать книгу, уже не нужно быть писателем. Журналисты потерялись среди блогеров, большую часть видеоконтента создают не профессионалы, а пользователи смартфонов. Можно говорить о том, что, с одной стороны, современность сделала нужную информацию доступной, а с другой — появилось и больше инструментов информационного воздействия и манипуляции людьми, возникло огромное количество информационного мусора и шумов. Думающие люди задаются вопросами о том, как не позволять информационному миру диктовать нам то, во что верить и как действовать; как не наполнять себя всякой информационной ерундой или откровенными гадостями.

Говоря о негативной роли информационного давлении, стоит все же отдать должное позитивной стороне технического прогресса — появившейся возможности легкого доступа к информации. Если сравнивать это обилие с материальной сферой, то ведь обилие пищи в современном цивилизованном мире — это не зло. Преодоление угрозы голода, которая всегда нависала при неурожаях, — это благо цивилизации. Но сегодня широкий круг людей столкнулся с вызовом, который затрагивал раньше лишь элиты, — неумеренностью в пище и приверженностью вкусной, но неполезной еде. Все это говорит о неспособности верно управлять благами. Еще одно сравнение: мир с приемлемыми по цене и качеству вещами из ИКЕА лучше дефицита и очередей в советское время. Также и возможность по одному клику найти в «Википедии» всю информацию удобнее похода в библиотеку. Мы знаем, что есть информация более точная, чем в «Википедии», и вещи более качественные и красивые, чем дешевые серии в ИКЕА, но при этом мы активно пользуемся ими, так как повышение доступности и качества массовых вещей и информации в целом все же благо.

Теперь вернемся к мусорной и откровенно манипулятивной информации. Люди с критическим мышлением все меньше доверяют рекламе, официальной пропаганде и даже науке, информация о достижениях которой под слоганом «как доказали британские ученые» нередко служит коммерческим или политическим интересам. Сегодня есть те, кто перестал доверять традиционной медицине и ищет иные способы сохранить или восстановить здоровье. Есть ищущие практических знаний о том, как сохранять и приумножать деньги. Есть те, кто хочет иметь более точные данные о планах мировых элит. Есть и те, кого не устраивает описание развития человечества исторической наукой, — они выстраивают иные концепции истории земных цивилизаций и современных народов. Людям сегодня, как и во времена Христа, хочется обладать особым «тайным» знанием (гнозисом) или особой мудростью. Зачем? Они надеются получить контроль и над своей судьбой, и над тем, что происходит вокруг них.

Что же Евангелие говорит о таком понятном для человека желании управлять своей жизнью? Апостол Павел вторит Христу и пишет, что не особое знание дает человеку контроль над своей судьбой и окружающим миром: «Ибо написано: “погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну”. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор 1:19–25).

Эпоха Просвещения прошла под лозунгами «Знание — сила», «Ученье — свет, а неученье — тьма». Но войны ХХ века и конфликты века XXI показали, что просвещенный, а точнее, обученный человек не стал более нравственным. Человеку доброму знание давало больше силы, но и злого сердцем знание тоже усиливало в его зле. Помимо информации, или знания, есть другая сила, которая способна менять сердце человека — как образованного, так и необразованного. Это сила Благой Вести. Апостол Павел пишет о Евангелии, что «оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1:16). Для того чтобы побеждать зло в себе, для того чтобы понять самую суть вещей в сотворенном Логосом мире, не нужно заканчивать университетов и академий. Нужна простота детской веры — веры, которая, по выражению известного русского педагога и психолога Василия Зеньковского, позволяет маленькому ребенку обладать предварительным внутренним единством — целостностью восприятия духовного и эмпирического1 мира.

Евангельская простота в информационной пестроте

По мере взросления человек уходит от этой предварительной целостности и от детской веры. В процессе развития логического мышления ребенок начинает лучше понимать устройство мира, свою связь с этим миром и то, как можно чем-то в этом мире управлять. По большому счету, в когнитивном развитии человек гонится за тем, чтобы в конце концов выстроить такое представление о мире, обрести такую целостность знания, которая точно все объяснит и, соответственно, даст возможность контроля над всем. Знание — сила, так как, зная устройство чего-либо, им можно управлять. Однако, как писал великий математик Блез Паскаль, увеличивая область своего знания, мы увеличиваем и линию соприкосновения с непознанным. Схема двойного или множественного знания Георгия Щедровицкого философским языком описывает неспособность человека знать, «как оно есть на самом деле». Можно в познании идти от одной рабочей модели к следующей, более сложной, но невозможно достичь предела познания — когда мне известно все.

Понимание, что мне, как человеку, принципиально невозможно постичь то, «как оно есть на самом деле», смиряет. Кого-то это осознание вводит в эпистемологический2 кризис, но этот кризис позволяет восстанавливать значимость целостности постижения мира через простоту веры. Простота веры не заменяет интеллектуального познания. Вера позволяет сохранять целостность и внутреннюю собранность в мире, который по определению всегда остается не до конца познанным и поэтому не до конца управляемым. Вера позволяет пересоздать свою жизнь на основании ценностей добра, милости и справедливости. Разумное познание, интегрированное с этими высшими ценностями, позволяет делать мир лучше, управлять тем, что нам доступно, исполнять заповедь о владычестве над землей, которая подразумевает необходимость бережного хозяйствования и заботы о том, чем управляешь.

А вот разум, отделенный от духовных ценностей и ориентиров, опасен, именно он и есть обратная сторона прогресса, он плодит мусор и загрязнение, он ответствен за информационную зашумленность, он ставит вопрос о пользе и прибыли без учета категорий блага. Как обуздать эгоистическое проявление разума? Здесь и является нам простота и сила Евангелия. Внутреннее преображение основано не на особой тайной информации. Сила преображения и восстановления внутренней целостности раскрывается в том самом шаге веры, который доступен «малым сим». Доверь себя Богу, который во Христе заявил, что любит тебя как Добрый Отец, и начни на основании этой простой евангельской веры перестраивать свою жизнь. В этом шаге веры обретается сила перейти от зла к добру, от тьмы — к свету, от душевной боли — к исцелению, от тяжести мести — к прощению. Все это не в мудреном знании, а в простоте Благой Вести: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16–17).

1Эмпирический — доступный через опытное постижение.

2Эпистемология — это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание, его строение, структура, функционирование и развитие.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone