Мир Библии

Что такое благовестие

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 89/Что такое благовестие
Что такое благовестие

Слово «благовестие» означает процесс проповеди или возвещения Благой Вести, Евангелия. Евангелие (греч. Ευαγγελιον) сегодня означает Книга жизнеописания Христа, не биография в узком смысле слова, а весть о воплощении Бога в лице Иисуса из Назарета. Невероятная Благая Весть. Передача этого слова в других стилевых регистрах: «радостное известие», «хорошая новость», «добрая весть».

Говоря о благовестии, мы говорим о проповеди, или, точнее, о керигме (греч. κήρυγμα — «проповедь», «весть», «провозвестие»). Джеймс Данн дает определение этому слову: «Слово “керигма” означает как содержание проповеди, чтό проповедуется, так и процесс, акт проповеди (ср. Рим 14:24; в пер. Кулаковых 16:25), 1 Кор 1:21 и 2:4, где это слово может иметь и тот и другой смысл)»1. Далее автор кратко останавливается на том, что составляло содержание керигмы Иисуса, какова суть проповеди о Нем в Деяниях, у Павла, у Иоанна.

Понятно, что каждый новозаветный автор подчеркивает разные стороны вести об Иисусе, наиважнейшее для него в керигме, но что у них общее? Во-первых, Иисус воскрес и вознесен, во-вторых, Его призыв ясен: «…приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15), а это означает изменение сознания верующего человека, призыв к нему стать преданным возвещаемому Иисусу. В-третьих, верующим обещан дар Духа. В этом и состоит единство послепасхальной керигмы2.

Сложность проповеди в наше время состоит в том, что из виду наших современников давно ушел ряд фактов, само собой разумевшихся для жителей края Римской империи I века от Рождества Христова. Сейчас я сознательно подчеркнул последние два слова, ведь в современном массовом сознании наше летоисчисление — новая эра, что указывает на светскость сознания, его явно выраженную нерелигиозность. События всемирной ли истории, истории того или иного государства происходили до нашей эры или в нашей эре.

Большинству невдомек, что наш календарь — это отсчет от Рождества. Да, в нем была допущена когда-то неточность — Иисус в действительности родился на несколько лет раньше начала нашей эры, но ведь кто-то даже и не подозревает о важном факте начала летоисчисления. Тут мы, жители России, кстати, должны быть благодарны Петру I, который ввел Россию в число европейских стран, назвав ее империей и установив европейский календарь. Прежде в России год начинался с 1 сентября и считался от сотворения мира. А согласно указу Петра I, день, следующий после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, предписывалось называть 1 января 1700 года от Рождества Христова. Так что, если бы не царь Петр, был бы нынче не 2022 год, а 7531-й.

Даже русская неделя содержит в названии одного из своих дней, воскресенье, важнейшее упоминание о факте восстания Иисуса из мертвых. Пасхальный возглас («Христос воскрес!») и ответ («Воистину воскрес!») звучат вполне естественно для говорящего по-русски в том числе и благодаря названию дня недели.

Третьим фактом, не осознаваемым многими, но о котором упоминает Данн, является то, что христианство выросло из иудаизма I века. «В это наследие входят Ветхий Завет и история спасения»3. Среди дней недели есть слово «суббота» (евр. «шабат» — «покой») — подарок нам из первой части Библии.

Как действует Бог? Этот вопрос напрямую связан с живым опытом верующих, их общением с Богом. Бог действует в них Святым Духом. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит об Утешителе, который снизойдет на учеников и будет в них действовать, научит их всему (см.: Ин 14:16–18, 26), но главное, Сам Господь наш Иисус Христос будет с нами благодаря Святому Духу. Этот факт еще более непонятен тем, кто пока не знаком с Богом и Его деяниями.

Что такое благовестие

Получается, что Добрая Весть от Бога, благовестие, не созвучна большинству русских людей из-за ее исторической отдаленности, отдаленности географической, социокультурной и лингвокультурной. К тому же надо сформулировать то, что составляет содержание этой «хорошей новости». По большому счету, каждое из четырех Евангелий решает эту задачу для своей аудитории. Матфей пишет для иудеохристианской общины: его христиане вышли из среды иудаизма, для них значимы цитаты из Ветхого Завета. Марк проповедует со слов Петра для жителей столицы империи — Рима. Лука рассчитывает на образованных читателей,  отчасти знакомых с Ветхим Заветом по греческому переводу. Иоанн дополняет эти истории поэтическими мазками, при этом направляя внимание слушателей Вести на отношения внутри Троицы и на то, как нам выстроить с Богом отношения.

Если совсем упростить содержание благовестия, то выразить его можно было бы так. Бог давал людям Весть через своих пророков начиная еще с древних времен. Пророки — это люди, способные слышать Бога, живущего вне нашей реальности, но при этом наблюдающего за происходящим и влияющего на этот мир. Некоторым из этих пророков Бог повелел Свою Весть записать. Так возникла Библия.

В назначенное время Бог решил войти в историю мира Сам. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Бог воплотился, стал Человеком и прошел земной путь от рождения до смерти. Рождество Христово — начало Его пути, а Пасха — конец. Пасхальная весть составная: Христос умер за наши грехи, был погребен, а на третий день воскрес из мертвых. Он преобразился при воскресении, явился Своим ученикам, при этом они по-другому стали воспринимать Его слова, по-другому увидели то, что написано в Библии.

Что такое благовестие

На сороковой день Иисус был вознесен и занял почетное место рядом с Богом Отцом, справа от Его престола. А ученики Христа неустанно проповедовали о воскресении Христа, самом невероятном событии во всей этой невероятной истории.

Через десять дней на апостолов снизошел Дух Святой, и они смогли проповедовать на других языках, которых прежде не знали, при этом удивляя носителей этих языков чистотой своего произношения (см.: Деян 2). Это событие Пятидесятницы переводит наш взор с содержания на процесс проповеди. Деяния апостолов описывают, как это происходило: горячие проповеди Петра с присоединением тысяч новообращенных, необычайные события, чудеса с исцелениями, явление ангелов с вестью, видения.

В Новом Завете сохранились и другие свидетельства о благовестии. Это письма апостолов в первые христианские церкви, послания. Семь посланий названы соборными, то есть они были направлены не в одну, а в несколько церквей, где прочитывались, переписывались и передавались дальше. Послание Иакова, два послания Петра, три послания Иоанна, Послание Иуды.

Четырнадцать посланий принадлежат апостолу Павлу, из которых выделяются группы посланий по названию: послания церквам (в Рим, Коринф, Эфес, Фессалоники), послания разным личностям (Тимофею, Титу, Филимону), это личные послания, и отдельно — Послание Евреям, богословский трактат, который и устроен иначе, чем письма, в нем нет приветствия и привычного надписания «от Павла к вам… благодать вам и мир…», есть, правда, прощание и упоминание о личных обстоятельствах.

В этих письмах мы видим живую обеспокоенность тем, что благовестие может быть неверно проповедано и потому неверно понято (см.: Гал 1:6–9), его могут проповедовать из нечистых побуждений (см.: Флп 1:15–18), иногда описываются ситуации, которые могут свести на нет дело проповеди: например, случай Петра в Антиохии, когда он вдруг перестал есть с обращенными из язычников в присутствии обращенных из иудеев (см.: Гал 2:11–14); поведение христиан, которое не славит Бога: один женился на своей мачехе (см.: 1 Кор 5:1–2), а другие христиане, собираясь на Вечерю, быстро съедают и выпивают все, что принесли с собой, и не делятся с другими (см.: 1 Кор 11:20–22).

Короче говоря, в посланиях перед нами предстает живая жизнь христиан, правда, не всегда мы сможем сразу проникнуть в очень непростой текст русского перевода (да и греческий очень непрост). Вот как об этой трудности пишет Андрей Десницкий, подготовивший новый перевод посланий Нового Завета: «Этот перевод старается показать читателю… социальное измерение христианства. Достаточно долго Послания понимались либо как рассказ о мистических тайнах, либо как руководство к личной духовной жизни. При этом на первом месте в этих текстах всегда стоит образ церкви как сообщества верных, святого Божьего народа (греч. άγιοι — “святые”). И когда, например, в Послании Колоссянам (3:10, 11) речь идет о “новом человеке”… то, конечно, имеется в виду не отдельная личность, но новое человечество, которым и призван стать этот народ»4.

Завершающим аккордом в биб­лейском благовестии звучит Книга Откровение, где в самом начале сказано о Втором пришествии Христа, а ведь это тоже важная часть содержания Благой Вести, хотя и изложенная в некоторой перспективе: «Смотри, Он грядет с облаками, и всякое око увидит Его и те, кто пронзил Его, заплачут по Нему все племена земные. Да, аминь, да будет так!» (Откр 1:7, здесь и ниже перевод мой. — И. Л.). А перед этим дано заверение в том, что Иисус уже завершил Свое дело по спасению людей: «Он любит нас, Он освободил нас от наших грехов, искупив Своей собственной кровью, Он дал нам царский титул, поставил в священники Богу и Отцу Его — Ему слава, и власть Его велика во веки [веков]» (Откр 1:5, 6).

1Данн Д. Д. Единство и многообразие в Новом Завете. — М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 1997. С. 51.

2Там же. С. 69, 70.

3Там же. С. 427.

4Послания апостолов / Пер. и коммент. А. С. Десницкого. — М.: ГРАНАТ, 2021. С. 8, 9.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone