Тема

Не стыдиться благовествования Христова

Алексей Прокопенко
Журнал/Архив/Номер 89/Не стыдиться благовествования Христова
Не стыдиться благовествования Христова

Однажды мне в руки попала Библия с иероглифами. Прочитать ее я не могу, но знаю, что это Библия на китайском языке. На оборотной стороне обложки стоит подпись латиницей: A. Rehnberg. И дата каллиграфическим почерком: 31.VII.1907. Я начал искать в интернете: вдруг удастся найти что-то о человеке с фамилией Ренберг, жившем в начале XX века. И удача улыбнулась мне. Я нашел, что А. Ренберг это Агнета Ренберг. Имя этой девушки упоминается в бюллетенях, которые выпускала Внутренняя китайская миссия, основанная знаменитым английским миссионером Хадсоном Тейлором. Их бюллетень назывался «Китай и Евангелие». Мне удалось узнать, что мисс Агнета Ренберг приехала в Китай в 1904 году, с 1904 по 1905 год была студенткой в городе Янчжоу, в 1906-м — миссионеркой в городе Юшань. В 1913-м она руководила служением сестер. Мы находим упоминания о ней вплоть до 1919 года. То есть как минимум пятнадцатилетний период своей жизни она посвятила служению в Китае. Дальше следы теряются.

Можно предположить, что первые три года своего пребывания в Китае Агнета Ренберг учила язык и к 1907-му выучила его настолько, что могла читать Библию на китайском. Наверное, в том году ей и подарили эту Библию, которая сопровождала ее в последующие годы. Путь из Европы в Китай в те времена проходил по железной дороге через Российскую империю (позже — Советский Союз). И проезжая через нашу страну, она оставила свою китайскую Библию здесь, чтобы мотивировать нас, русских верующих, к благовестию.

Во все времена многие христиане стремились принести Евангелие — весть о Христе — людям, которые ее еще не слышали. Ради этого они отказывались от карьеры, от устроенного быта на насиженном месте, а иногда и от свободы, здоровья и даже самой жизни. Таким человеком был апостол Павел. Практически вся его жизнь после обращения ко Христу прошла в миссионерских поездках. Главной целью своей жизни он считал распространение Благой Вести, чтобы о ней узнало как можно больше людей. Почему он так поступал? Ответ на этот вопрос мы найдем в Послании к Римлянам, где показано отношение Павла к Евангелию: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим 1:14–16).

В этих стихах можно увидеть три указания на то, как правильно относиться к благовестию. Во-первых, мы должны осознавать свой долг. Павел пишет: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (ст. 14). Если перевести более буквально, Павел говорит: я должник. Он осознает себя должником. Вы спросите, почему он должник? Разве он у кого-то что-то взял? Должником можно стать в двух случаях: если человек что-то занял у другого или если кто-то передал через этого человека что-то для другого1. Бог передал Павлу Евангелие для других людей. Поэтому Павел должен донести до них это Евангелие. Давайте спросим себя: доверил ли Бог нам Евангелие? Да! Значит, мы тоже должники.

Не стыдиться благовествования Христова

Кому же Павел задолжал? В этом стихе названы четыре группы людей. Первые две группы — эллины и варвары, люди, разделенные по языковому признаку. Эллинами называли всех тех, кто говорил на греческом, то есть греков и римлян2, а варварами — прочих, не владевших греческим. Павел говорит, что он должен и тем и другим, независимо от того, на каком языке они говорят. Нас тоже окружают люди, которые говорят на разных языках: азербайджанцы, узбеки, таджики, цыгане. Все они, скорее всего, говорят по-русски. Мы — должники перед ними, нам нужно передать им Благую Весть!

Кроме того, в этом стихе обозначены две культурные группы — мудрецы и невежды. Павел говорит, что он должен всем людям независимо от уровня их культуры и образования. Нас тоже окружают люди разной культуры, имеющие разное образование. И всем им мы должны передать Благую Весть от Бога — не важно, кто перед нами, профессор вуза или человек без определенного места жительства. Благая Весть преодолевает культурные барьеры.

Однажды в самолете я оказался рядом с англоговорящим человеком, крупным армейским чином из Индии, летевшим в Россию по службе. Мы разговорились. Я спросил, есть ли в Индии христиане, знает ли он что-то о Христе? Оказалось, он мало что знал. Я воспользовался возможностью благовествовать ему. В конце полета я пожелал ему найти Библию и прочитать ее. Он сказал, что собирается это сделать.

Не стыдиться благовествования Христова

Второй шаг, который поможет нам правильно относиться к благовестию, обозначен в следующем стихе: «Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме» (ст. 15). Здесь Павел говорит о расположении сердца. Слово «готов» в греческом оригинале несет в себе идею активного стремления, желания, положительного расположения к чему-либо3. Если человек готов, значит, он расположен, открыт чему-то, горит желанием что-то делать. То есть Павел говорит, что он не только должен, но и хочет благовествовать и будет делать это с охотой и усердием. Он не просто исполнял свой долг, вдобавок к этому он расположил свое сердце к благовестию.

Когда мы заняли у кого-то денег, нам хочется скорее раздать долги — чужие деньги словно бы жгут нам руки. Так и здесь: не сказанное другим людям Евангелие словно бы жжет нам сердце, побуждая нас благовествовать. Как говорили апостолы Петр и Иоанн: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян 4:20). Давайте же и мы расположим свои сердца, распахнем их для неверующих людей, чтобы в них всегда была готовность и расположение к благовестию.

Наконец, третья грань правильного отношения к благовестию: мы должны отвергнуть ложный стыд. Об этом говорит 16-й стих: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину». Павел не стыдится благовествования. Это не значит, что ему никогда не было по-человечески страшно. Коринфянам он пишет: «…и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Кор 2:3). Тем не менее он продолжал благовествовать.

В Филиппах Павла посадили в тюрьму. В Фессалонике выгнали из города. В Дамаске и Верии за его головой охотились, так что он был вынужден тайно покинуть эти города. В Афинах над ним насмехались. В Коринфе его выставили невеждой. В Иерусалиме объявили преступником и богохульником. В Листре его побили камнями и оставили умирать за городом4. Однако он продолжал нести Евангелие несмотря ни на что.

Так же поступали и многие другие христиане. В 1859 году Хадсон Тейлор, организатор миссии в Китае, сообщал: «Из более чем двухсот миссионеров, которые в последние годы прибыли в Китай, умерло более сорока человек, и более пятидесяти миссионеров потеряли своих жен. Но все были согласны с мнением, высказанным [одним из миссионеров]: “Если бы мы снова стояли перед выбором, мы бы снова выбрали эту работу и это место”»5.

Почему мы стыдимся благовествовать? Мы опасаемся, что нас посчитают недалекими, неумными, слабыми, сектантами, зацикленными и тому подобное. То есть стыдимся мнения людей. Мы знаем, что неверующие или формально религиозные люди враждебны по отношению к Евангелию, ведь оно изобличает их грех. Оно возвещает неприятную истину о Божьем суде и гневе на грехи человека. Евангелие перечеркивает всякий повод у человека для гордости и самодовольства. Евангелие разоблачает самоправедность и фарисейство религиозного формализма.

Боясь реакции неверующих, некоторые христиане придумывают разного рода отговорки, почему они не благовествуют: у меня нет этого дара; Христос повелел благовествовать только апостолам; я робкий человек. Но если присмотреться повнимательнее, более глубокая причина, почему мы не благовествуем, заключается в том, что мы мало ценим Благую Весть.

Посмотрите, чем Павел объясняет свою смелость: «…я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила…» Не слабость, а сила! Силы невозможно стыдиться. Если мы стыдимся, это говорит о том, что мы недопонимаем силу Евангелия.

Не стыдиться благовествования Христова

Более того, Евангелие не человеческая сила, а Божья. Оно обладает огромным потенциалом, способным изменить человека: «Может ли Ефиоп­лянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер 13:23). Эфиоплянин не может изменить свою кожу и барс — свои пятна, а Евангелие способно изменять сердца!

Бог использует именно Евангелие для спасения людей. Это Божий избранный инструмент, в котором есть сила Божия ко спасению всякому. Как сказано в другом послании: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор 1:21). Проповедь о распятом Христе (см.: 1 Кор 1:23) кажется людям глупостью, но это великая истина, которая превосходит мудрость людей, это «немощь», которая «сильнее человеков» (1 Кор 1:25).

Поэтому «…не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… но страдай с благовестием Христовым силою Бога…» (2 Тим 1:8). «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, — говорит наш Спаситель, — того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8:38).

1Стотт Дж. Послание к римлянам. — СПб.: Мирт, 2004. С. 58.

2Godet F. and Cusin A. Commentary on St. Paul’s Epistle to the Romans. Edinburgh: T&T Clark, 1890. Vol. 1. P. 147–148.

3Arndt W., Danker F. and Bauer W. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 870.

4Ср. Мак-Артур. Римлянам 1–8. С. 69–70.

5Стиир Р. Джеймс Хадсон Тейлор: В сердце Китая. Bielefeld, Deutschland: Christliche Literatur-Verbreitung, 2009. С. 138–139.

 

Фото: предоставлено Алексеем прокопенко, gettyimages.ru

Работает на Cornerstone