Тема

Научить любить Бога

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 89/Научить любить Бога
Научить любить Бога

Известно, что у Бога нет внуков — только дети. Откуда они взялись? Как они приходят к вере? Кто-то пришел к Богу через драматическое покаяние, и его грешная жизнь преобразилась, став жизнью святой. А если ты вырос в семье верующих и греховные соблазны этого мира тебе неизвестны? Каждый родитель прививает свои ценности и веру своему ребенку и хочет, чтобы в его жизни было меньше сложностей. Можно ли вырасти в вере без кризисов и страданий, без падений и ошибок, о которых позже приходится сожалеть?

Основополагающей библейской заповедью духовного воспитания является призыв Моисея, обращенный к народу Израиля: «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь — един! Люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, всей душою своей и всеми силами своими. Помни слова, которые я заповедую тебе ныне — близко к сердцу прими их, непрестанно напоминай их детям своим, говори о них дома и вне дома, и ложась, и вставая» (Втор 6:4–7, пер. BTI). В каждом поколении звучит этот призыв, заповедующий передавать детям любовь к Господу, доверие и живую веру. В этом поручении восхищает его духовная высота и одновременно сложность задачи. Практически детям нужно передать способность жить в отношениях любви с Богом. Но как передать любовь? Как помочь человеку полюбить Бога, помочь ему выразить эту любовь в жизни и в служении ближним?

Отношения любви возникают, если есть возможность выбора, потому что любовь подразумевает свободу. По крайней мере, так бывает у людей. Если человек вынужден любить кого-то, то отношения превращаются в долженствование, становятся бременем, ощущаются как неволя. Когда ребенка воспитывают в определенном религиозном мировоззрении, ему не предлагают выбора, наоборот, учат видеть мир под определенным углом, принимать определенные смысловые рамки во взгляде на те или иные события. Ребенок на все смотрит как бы глазами родителей, он живет их верой и убеждениями. Религиозное воспитание подразумевает становление определенных взглядов, заданных семьей. Вместе с тем отношения с Богом требуют личного отклика ребенка на Божью любовь, иначе он будет пассивен в своей вере и в жизни. Противоречие налицо.

Нередко в подростковые годы дети верующих покидают родные церкви, движимые желанием найти свою веру, свою духовность, свой круг единомышленников. Я вспоминаю одну знакомую девушку, которая после нескольких лет ревностного служения в церкви неожиданно для всех прекратила общение с друзьями, общиной, уехала в другой город и ушла работать совершенно в другую сферу. На мой вопрос о причинах такого радикального решения, она ответила, что все в ее жизни было навязано ей родителями и не отражало ее устремлений и желаний — как будто это не сама она жила, но выполняла желания своей семьи. Разрыв с семьей и церковью и переезд помог ей обнаружить другие качества и устремления, находясь в том месте, где она была свободна от своего прошлого. Самостоятельная жизнь, обретенная ценой разрыва отношений с семьей, — страшный сон любого родителя. Потому что любовь помимо свободы выбора подразумевает и связь, контакт, взаимный обмен чувствами, мыслями, общее времяпрепровождение. Когда эта связь теряется, отношения прекращаются, становится невозможно любить.

Американский психолог Гордон Ньюфилд, изучающий отношения родителей и детей, обращает внимание на противление как на автоматическую инстинктивную реакцию сопротивления внешнему давлению, когда человек чувствует, что его пытаются контролировать или давят на него для извлечения собственной выгоды*. Нам хорошо известно это ощущение в ситуациях, когда принимаем звонок от незнакомца, рекламирующего свои замечательные товары, или когда вышестоящее начальство делает нам предложение, от которого мы не можем отказаться. Такого рода давление встречает инстинктивный отпор, однако почему-то мы забываем об этом, когда думаем о воспитании детей.

Противление родителям выражается в протестах и истериках двухлеток, в нежелании ребят постарше исполнять поручения, оно является причиной упрямства, непослушания или демонстративного неповиновения подростков. Степень выраженности противления может быть разной: от промедления, лени, отсутствия мотивации до подростковых споров, противопоставления себя воле родителей и даже выполнения действий, прямо противоположных требуемым.

Когда дети замечают, что для родителей что-то важно, противление побуждает их не делать этого! По этой причине, чем больше родители давят на своих детей, заставляя их есть полезные овощи, убираться в своих комнатах, по утрам и вечерам чистить зубы, добросовестно выполнять домашнюю работу, следовать в гостях хорошим манерам или внимательно относиться к братьям и сестрам, тем меньше дети склонны выполнять эти просьбы. Чем яснее мы выражаем наши ожидания, тем больше они фокусируются на том, чтобы их не выполнять. Как смягчить это противление? Ньюфилд указывает на необходимость выстраивания живых, доверительных отношений привязанности между родителями и детьми, отношений любви и доверия, в которых противление ослабевает. Нам легче соглашаться с теми, кого мы любим и уважаем, нежели с чужим человеком.

Родители, осознанно проходящие путь веры, как правило, уделяют духовным вопросам очень много внимания, но при этом часто забывают, что опыт детей в этой сфере не соответствует их собственному. Кажется, что, если ребенок находится на служении в церкви, это означает, что он должен понимать, что происходит и зачем он туда ходит. Но зачастую дети просто наблюдают богослужение, оно не касается их сердец, такое не происходит автоматически. Поэтому родителям необходимо подробно и доступно объяснять ребенку, что такое общение с Богом, зачем нужна церковь, отвечать на его вопросы и сомнения. Способность и возможность говорить о важнейших вопросах с детьми требует близких отношений, времени и такта.

Дети верующих порой испытывают особые сложности в вопросах веры. Перечислим их. Во-первых, это завышенные ожидания со стороны родителей, членов церкви, неверующих родственников и друзей. Считается, если ребенок ходит в церковь, он должен пребывать в святости Бога, и люди с пристрастием наблюдают за поведением верующих детей. И в сердце ребенка могут зародиться лицемерие, религиозность и страх ошибок. Жизнь ребенка может проходить в двух мирах: по воскресеньям Бог есть, и ребенок праведен, все остальные дни недели проходят так, как будто в это время Бог ничего не видит.

Во-вторых, это присваиваемые ребенку родительские ценности. Считается, что если родители верят, то и ребенок должен быть верующим. Если родители служат, то и ребенок должен идти путем служения. Но такой шаблон не всегда соответствует призванию ребенка, ведь призвание не передается по наследству.

В-третьих, ребенок противостоит насаждаемому семьей образу веры в период, когда естественный бунт детей подросткового возраста приводит к конфликтам с родителями. Иногда все это продолжается и во взрослом возрасте.

Научить любить Бога

В-четвертых, если родители поглощены работой или служением в церкви, они могут не понимать и игнорировать детские потребности. Детям нужны любящие родители, которые уделяют им внимание, присутствуют в их жизни, отвечают на их нужды. Обиды и ревность возникают, если родители служат многим в церкви, но не служат своим детям.

В-пятых, зачастую у детей не формируется практика жизни по вере. Вера включает в себя переживание духовного опыта, духовную дисциплину (молитва, поклонение) и принадлежность общине. Обычно у родителей складывается собственная практика, но у детей она еще не сформирована. И если хотя бы одна сторона практики отсутствует, когда родители слишком активны или бездейственны, то это может приводить к разным видам недопонимания, к конфликтам.

В-шестых, современная культура противопоставляет себя христианским ценностям. Сегодня религия — необязательная часть идентичности человека. Более того, религиозность считается старомодной чертой. Дети из христианских семей испытывают давление сверстников, потому что их, как правило, идентифицируют с консервативным, узурпирующим, отсталым и отмирающим общественным институтом — христианской церковью. Медиа, одноклассники, друзья, учителя — вся постпостмодернистская культура транслирует картинку «свободного от религии» общества.

Как же передать ребенку любовь к Богу в семье?

Единственный способ — находиться в диалоге с ребенком, общаться с ним, строить отношения. Передавать свои ценности можно только через узнавание друг друга, постоянный обмен мыслями и чувствами. Важно вести диалог открыто, без предпосылок, стараться учитывать уровень общения ребенка и говорить на понятном ему языке.

Единственным средством духовного воспитания является любовь. Семья не обязана насаждать религиозные взгляды, но она задумана Богом, чтобы в ней в наибольшей степени исполнилась заповедь христианской любви и принятия. Умение членов семьи проявлять и принимать любовь может быть бóльшим вызовом и бóльшим свидетельством для ребенка, чем внедрение дисциплины и знание о ритуалах богослужения церкви.

В заповеди духовного воспитания для родителей нет призыва быть богом для ребенка. Они и так для него — целый мир и непогрешимый идеал (по крайней мере, до определенного возраста). Ребенок дан Богом родителям на время. Словом и делом, дома и вне дома, утром и вечером родителям нужно обозначать свой путь следования за Христом. Нам бы хотелось заставить Иисуса прийти пораньше на встречу с нашим ребенком, но Он Сам выберет место и время этой встречи. Задача родителей — отвечать за свои отношения с Богом, быть открытыми для бесед о Нем и молиться о Его воле. Бог слышит молитвы праведников и отвечает на них.

*Гордон Ньюфилд. Противление: почему дети становятся непослушными. Электронный ресурс https://alpha-parenting.ru/2017/09/25/gordon-neufeld-glava-6-protivlenie-pochemu-deti-stanovyatsya-neposlushnyimi/ (дата обращения 21 июня 2022 года).

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone