Слово

В мире, но не от мира

Билли Грэм
Журнал/Архив/Номер 89/В мире, но не от мира
В мире, но не от мира

Библия учит, что, пока мы живем в этом мире, мы связаны с ним. Однако сегодня некоторые отрывки из Писания кажутся многим неуместными, например такие: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин 2:15). Эти люди говорят: «Мы живем в этом мире. Мы знаем, что в нем много плохого. Но мы не видим смысла избегать его». Но по мере чтения Нового Завета становится все яснее, что этот мир не должен становиться сетью для нас.

Что такое «мир»? Есть как минимум три значения этого слова.

Во-первых, есть сотворенный мир, Его создатель — «Бог, сотворивший мир и все, что в нем…» (Деян 17:24). Во-вторых, есть те, кто обитает в мире, их Господь любит и за них умер Христос: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). В-третьих, есть мир, названный греческим словом «космос» и означающий систему этого мира, которая основана на эгоизме, зависти и гордыне и во главе которой стоит сатана. И Бог предупреждает нас, что христиане должны быть свободными от системы и философии этого мира, избегать их.

Предостережения Писания ясны. В Библии сказано: «…не сообразуйтесь с веком сим…» (Рим 12:2). Она учит нас, что Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века…» (Гал 1:4). Другими словами, этот мир настолько опасен для нас и наших душ, что это побудило Христа, Сына Божьего, взойти на крест, чтобы избавить нас от этой опасности.

На протяжении всего Писания четко проводятся границы между миром неверующих и миром детей Божьих, такие как, например, в этом стихе: «Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4). Сам Иисус говорил: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин 17:14–17). И также Он сказал: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин 15:18).

Библия также учит, что христиане столкнутся с противодействием мира. «…все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», — предупреждал апостол Павел (2 Тим 3:12). Вся жизнь Христа со всей Его любовью, заботой и самоотверженностью была упреком миру в те времена. Так же и наша сегодняшняя жизнь с Христом, пребывающим в нас, вызывает критику, противодействие и гонения со стороны тех, кто не может постигнуть тайну Божьей искупительной благодати.

Но Библия учит, что мы не должны отчаиваться. Для нас такое противодействие является доказательством того, что нас отождествляют с Христом. Иисус сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:11–12).

Увеселения и развлечения настолько пропитали всю атмосферу этого мира, что путь креста кажется неуместным и старомодным, а благочестивый человек выглядит пуританином. Большинство развлекательных медиа, взлелеянных миром, оскверняют имя Бога, рекламируют секс, высмеивают христианские моральные нормы.

И многие христиане обманываются, поверив в то, что можно наслаждаться жизнью, лишь разделяя ценности этого мира. И все-таки самые счастливые люди, которых я лично знаю, — это отделенные от мира последователи Иисуса Христа. Им не нужны искусственные стимуляторы, не нужны оскорбительные злые байки. Им не нужно расслабляться, совершая над­ругательство над своим телом. Биб­лия говорит нам: «Полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс 15:11).

Быть христианином — это не благочестивая поза и не длинный список ограничений. Быть христианином — значит распахнуть окно в настоящую радостную жизнь. Сей мир хочет убедить нас в том, что следовать за Христом — значит ограничить себя во всем. Сей мир хочет заставить нас поверить в то, что христианство — это сплошное занудство, что оно противоестественно и ненормально.

Писание же свидетельствует об обратном. Вот что сказал Христос: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). И те, кто действительно уверовал в Иисуса Христа, знают, что значит жить с избытком.

В мире, но не от мира

Библия учит нас, что сила, дух, атмосфера этого мира противостоят и противоречат всему благочестивому и христианскому. Цель мира сего — эгоистичное удовольствие, материальный успех и гордыня. Эта цель амбициозна и эгоцентрична.

Христос назвал сатану князем мира сего. Сатана использует все средства, находящиеся в его распоряжении, чтобы изнурять, искушать и разрушать народ Божий. Его атаки беспощадны. Павел писал в Послании к Ефесянам: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12).

Но у христиан есть защита от этого мира. Бог дает нам силы одержать победу над сатаной. Павел сказал: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8:37). А Иоанн писал: «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин 4:4).

Нам не преодолеть натиска сатаны и этой мировой системы нашими человеческими усилиями или праведными делами, какими бы похвальными они ни были. Но мы можем одержать победу кровью Агнца.

Библия учит, что христианам надо порвать со всем злом этого мира, отделиться от него. Апостол Павел говорил: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор 6:17).

Мы не должны смешивать два мира — наш мир и мир сей. Это создает ту самую размытость понятий. Иисус ел с мытарями и грешниками (см.: Мк 2:16). Почти все, с кем Он общался, были изгоями. Но Он строил с ними не просто человеческие, но искупительные отношения.

Бог хочет, чтобы мы свидетельствовали этому миру, но не смешивались с ним. Мы должны любить людей, которых любит Бог. Мы должны плакать с плачущими (см.: Рим 12:15), страдать со страждущими, помогать бедным, больным и нуждающимся.

Но очаровываться этим миром и любить его мы не можем, нам нужно отделиться от него.

Достигнуть этого мы можем, постоянно пребывая со Христом, находясь в постоянной молитве и принимая наставничество Святого Духа. Бог дал нам эти инструменты, чтобы мы могли противостоять миру и отделиться от него, и мы должны использовать Его силу в каждый момент жизни.

Христиане должны уподобиться Гольфстриму. Он течет в океане, но не является его частью. Это таинственное течение бросает вызов могучей Атлантике, ему не мешают ее приливы и отливы неуклонно следовать своим путем. По сравнению с Атлантикой это течение имеет другой цвет — более глубокий синий. Его температура также отличается, она более теплая. И направлен он иначе — с юга на север. Гольфстрим находится в океане, но не является его частью.

Итак, мы, христиане, находимся в этом мире. Мы соприкасаемся с миром, но сохраняем в себе отличающий нас от мира характер Царства Божия и не позволяем миру навязать нам свой стандарт. Мир осознает свою пустоту, свои пустые мечты, свою неспособность к жизни. Мировая система непригодна для удовлетворения глубоких потребностей человеческого сердца. И это идеальная почва для семян Евангелия. Бог доверил нам работу по построению Своего Царства. И если мировая система изменится, то это произойдет благодаря нашему свидетельству.

Главная обязанность христианина состоит не в том, чтобы реформировать мир или перевернуть мировую систему, а в том, чтобы нести Благую Весть о том, что Бог любит этот мир, взошел за него на крест и хочет его спасти.

И кроме того, христиане ждут конца этого мира. Библия говорит нам, что Бог собирается спасти этот мир, избавить его от зла, и в конце концов сам враг будет ввержен в озеро огненное и серное (см.: Откр 20:10).

В Библии сказано: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими дóлжно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2 Пет 3:10–12).

Мы не должны презирать мир. Мы живем в нем и подчиняемся его законам. Мы должны любить тех, за кого умер Христос. Мы должны молиться о них, свидетельствовать и помогать им во всех достойных делах. Но также мы должны выполнить самую трудную задачу из всех — не слиться с этим миром и его законами. Это позиция христианина. Это работа христианина.

 

©1968 BGEA

Фотография из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских хрис­тиан-баптистов

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone