Искусство

Красота и милосердие: «Страшный суд» Рогира ван дер Вейдена

Ирина Языкова
Журнал/Архив/Номер 88/Красота и милосердие: «Страшный суд» Рогира ван дер Вейдена
Красота и милосердие: «Страшный суд» Рогира ван дер ВейденаМузей в Боне (Бургундия, Франция), в прошлом — богадельня, построенная в XV веке канцлером Николя Роленом

В 1435 году закончилась Столетняя война, унесшая множество жизней и оставившая тысячи людей без средств к существованию. А между 1438 и 1440 годами во Франции была вспышка чумы, уничтожившая немало народа, а выживших поразила тяжкими болезнями. Все это побудило Николя Ролена (1376–1462), канцлера герцога Бургундского Филиппа, построить в городе Бон (Бургундия) больницу для бедных, известную теперь как больница «Отель-Дьё». Она сохранилась до сих пор, ныне это музей. Николя Ролен занимал должность канцлера в течение сорока лет, за это время он невероятно разбогател. Но, будучи человеком благочестивым, Ролен много денег вкладывал в строительство и благотворительность. Одним из главных его деяний была больница в Боне. Однако он хотел не просто построить богадельню, он стремился создать произведение архитектурного искусства. Образцами ему послужили здания больниц во Фландрии, где Ролен неоднократно бывал, однако для строительства он пригласил местных мастеров. И действительно, само здание больницы до сих пор впечатляет и считается одним из шедевров бургундской средневековой готической архитектуры. Особо примечательны крыши, покрытые разноцветной черепицей четырех цветов — красной, синей, желтой, зеленой, — выложенной в виде геометрических узоров.

Из Фландрии же Ролен пригласил художника Рогира ван дер Вейдена (1399–1464), который создал уникальный живописный алтарь для больничной часовни. Художник трудился над алтарем несколько лет — с 1445 по 1450 год, и плоды его труда превзошли все ожидания.

Красота и милосердие: «Страшный суд» Рогира ван дер ВейденаБольшая палата для бедных в богадельне «Отель-Дьё»

Замысел Николя Ролена был удивителен даже для сегодняшнего дня. Большая палата, где было размещено 30 кроватей, соединялась с часовней, и лежачие больные могли видеть алтарную картину — грандиозную по размерам (220 х 548 см) и весьма впечатляющую по содержанию. Этот алтарь можно сравнить с разворачивающимся перед глазами экраном, на котором происходит захватывающее и поражающее воображение действие — финал человеческой истории, последний Суд и решение участи людей.

Тема Страшного суда в европейском искусстве известна с X–XI веков. Рельефами на эту тему украшались порталы романских, а затем и готических храмов. Нередко Страшный суд изображали и в настенных росписях, обычно его помещали на западной стене, над главным выходом, чтобы прихожане, покидающие церковь, помнили, что жизнь конечна и каждый однажды предстанет на Суде перед Христом. В Нидерландах c конца XIV — начала XV века возникает традиция многочастных алтарей, так называемых полиптихов, состоящих из трех, пяти, семи и более створок. Многие из них также были посвящены теме Страшного суда.

Бонский алтарь Рогира ван дер Вейдена, несомненно, выдающееся произведение в этом ряду, он состоит из пятнадцати картин, написанных на девяти дубовых досках (на шести из них — с обеих сторон). Его краски до сих пор ярко сияют и переливаются, а удивительные сцены, запечатленные художником, поражают воображение.

Надо сказать, что в это время в Северной Европе вошли в употребление масляные краски. Изобретение их приписывалось голландским живописцам Губерту и Яну ван Эйкам. До этого художники писали темперой (пигменты, смешанные с яйцом). Новая техника давала художникам гораздо больше возможностей — благодаря пластичности красок позволяла прописывать более тонко и подробно детали. Она была по нраву и заказчикам, поскольку блеск масла создавал подобие драгоценной поверхности. Деревянные панели, по которым писали маслом (позже дорогое дерево заменили на более дешевый холст), соединялись, образуя складные диптихи, триптихи и т. д., украсившие церкви, алтари, стены, а также частные капеллы. Сложносоставные алтарные композиции обычно были закрыты, демонстрируя изображение на внешних сторонах створок, а по определенным праздникам и во время конкретных служб раскрывались, поражая своей красотой и грандиозностью.

Красота и милосердие: «Страшный суд» Рогира ван дер ВейденаРогир ван дер Вейден. Алтарный полиптих «Страшный суд» в закрытом виде

«Страшный суд» Рогира ван дер Вейдена в этом смысле очень показательное произведение, потому что художник не только умело использовал эффекты масляной живописи и многочастной картины, но и создал произведение, в котором ярко и доходчиво представил грандиозные сцены, описанные в Откровении Иоанна Богослова.

В закрытом виде алтарь имеет форму, обычную для резных алтарей XV века. Две створки наверху, на них изображена сцена Благовещения, и четыре створки внизу, на них — молящиеся донаторы (заказчики) — Николя Ролен и его супруга, а также раннехристианский мученик св. Себастьян и св. Антоний. Причем только портреты супругов выписаны в цвете, остальные фигуры исполнены гризайлью, словно это скульптуры в нишах.

В раскрытом виде алтарь — это грандиозная панорама. На центральной доске, занимающей два ряда, изображен Иисус Христос в ярко-алом плаще на фоне золотого неба. Он восседает на радуге (символ Завета), под ногами у Него — сфера (образ мира, вселенной), с левой стороны — лилия (символ чистоты), с правой — меч (Слово Божие). Под лилией — надпись, выполненная белым цветом, «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…» (Мф 25:34). Под мечом — надпись черным «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» (Мф 25:41). Справа и слева вверху изображены ангелы, которые держат орудия страстей: крест, терновый венец, трость, копье, губку на трости, смоченную уксусом, столб бичевания, бич и гвозди.

Ниже мы видим мать Христа Марию (слева) и Иоанна Крестителя (справа), а за ними — апостолов и подвижников, сидящих рядами. Они молятся о тех, чья судьба решается в этот момент на Божь­ем Суде.

Красота и милосердие: «Страшный суд» Рогира ван дер ВейденаРогир ван дер Вейден. «Страшный суд». Алтарный полиптих в часовне богадельни. 1445–1450

Посередине центральной панели, в самом центре всей композиции, изображен архангел Михаил в бело­снежной тунике и красном парчовом плаще. Юное нежное лицо его сосредоточенно — он взвешивает на весах человеческие души, отделяя праведников от грешников. Отягощенная грехами, одна чаша весов опускается вниз, а другая чаша взмывает вверх. И на обеих чашах весов — люди. Парящие вокруг архангела ангелы трубят в трубы, пробуждая души к Суду.

У ног архангела и по всей нижней части мы видим обнаженных людей. Одни из них направляются в левую часть, где на последней створке изображен вход в рай в виде красивой готической арки. У входа в рай стоит ангел, он принимает тех, кто оправдан и удостоен спасения. А симметрично, в противоположном направлении, люди движутся от архангела Михаила туда, где в правом углу, на последней створке, изображен ад — пылающая бездна, куда падают грешники. При этом на картине мы не найдем изображения темных сил. Даже в бездну преисподней люди падают сами, влекомые притяжением адской бездны. В целом атмосфера в картине не экзальтированная, а вполне спокойная, мирная и гармоничная. Такое наглядное изображение Божьего Суда должно было пробудить в душах зрителей размышление о собственной судьбе.

«Страшный суд» ван дер Вейдена не производит устрашающего впечатления, хотя в средневековой традиции нередко художники старались повысить эмоциональный градус этой темы. Они очень красочно живописали участь грешников, не скупились на изображение темных сил, их терзающих. Даже ученик ван дер Вейдена Ханс Мемлинг, написав свой «Страшный суд» явно с оглядкой на учителя, придал композиции более воинственный характер: архангел Михаил у него облачен в воинские доспехи, а вокруг него не только летают ангелы, но и суетятся бесы, пытаясь силой утащить грешников в ад. Так что у Мемлинга Страшный суд показан как арена борьбы темных и светлых сил. Ничего подобного у ван дер Вейдена нет. Художник не хочет пугать зрителя, ему важно показать, что у человека есть выбор и он может совершить его перед лицом Христа уже сейчас, глядя на этот Суд, в котором вершится Божественная справедливость. Для больных Бонской богадельни, конечно, тема смерти была актуальна, они молились о милости Божьей к ним, и созерцание такого Суда, который наполнен светом, гармонией, милосердием, давало им надежду, что «милость превозносится над судом» (Иак 2:13).

Ван дер Вейден был одним из ярких и талантливых живописцев своей эпохи, признанным лидером Северного Возрождения. И это еще раз подтверждает Бонский алтарь. Сложная многофигурная композиция решена художником мастерски, четко выстроенный ритм цветовых пятен и сложных силуэтов, наглядность смысловых акцентов — все это создает цельную и впечатляющую картину. По силе воздействия эта картина напоминает музыкальную симфонию с торжественным финалом. Думали ли Николя Ролен как заказчик и Рогир ван дер Вейден как исполнитель о хорошо известной сегодня практике арт-терапии (лечение красотой, терапия при помощи искусства), мы не знаем, но в любом случае больные Бонской богадельни получили возможность видеть одно из величайших произведений живописного искусства, которым до сих пор восхищается весь мир.

 

Фото: fr.wikipedia.org

Работает на Cornerstone