Джон Уильямс (1796–1839) — английский миссионер в Полинезии, известный также как апостол Полинезии или апостол Южных морей. Он родился в городке Тоттенхэм-Хай-Кросс, неподалеку от Лондона. Предки Уильямса в течение многих поколений были баптистами. Мать, Ханна Мейдмент, слушала проповеди известного англиканского проповедника-кальвиниста Уильяма Ромейна и воспитала сына как конгрегационалиста1. Он сочинял в детстве гимны и молитвы, однако в подростковом возрасте отошел от веры. Счету и письму Уильямс учился в Нижнем Эдмонтоне, там же он освоил ремесла литейщика и механика. В четырнадцать лет Джон стал учеником торговца скобяными изделиями в Лондоне и быстро завоевал доверие хозяина.
В восемнадцать лет Уильямс случайно услышал проповедь покаяния, пережил личное обращение и стал членом церкви «Скиния», которая принадлежала методистам-кальвинистам2. Хотя хозяин Уильямса сделал его управляющим, молодой Джон мечтал стать миссионером. В 1816 году он стал добровольцем Лондонского миссионерского общества, которое назначило его на служение. В это же время Уильямс женился, жена стала его верной помощницей. Итак, будущий миссионер вместе с женой и тремя соратниками отправился в Полинезию.
Джордж Бакстер. Преп. Дж. Уильямс в Танне. 1841В 1817 году соратники-миссионеры прибыли в Сидней, затем Уильямс провел несколько месяцев на острове Палетоаи, совершенствуясь в местном языке, потом переехал на остров Эймео. Как сложится миссия, было непонятно, но Уильямс твердо полагался на Бога. И недаром — на Эймео приехали несколько вождей, и после переговоров с миссионером разрешили открыть миссионерские станции. Таматоа, вождь острова Райатеа, позвал Уильямса на свою территорию, которая была центром поклонения язычников окрестных островов, и в 1818 году там был основан первый миссионерский пост.
Затем Уильямс переехал на остров Хуахин. Там он столкнулся с праздными и рассеянными людьми, которые вообще не хотели работать. Уильямс же не опускал руки, считая, что Бог поможет и тут: и миссионеру удалось, хотя и с большим трудом, убедить хуахинцев построить часовню и церковь. Для себя миссионер построил жилище по английскому образцу, надеясь, что оно послужит примером туземцам и побудит их к трудолюбию. На Хуахине был установлен печатный станок, и благодаря ему было напечатано Евангелие от Луки на местном языке.
Несмотря на успехи миссии, Уильямс был недоволен: ему казалось, что его служение слишком легкое, он хотел миссионерствовать на более далеких островах. Уильямс обратился за помощью к Лондонскому миссионерскому обществу, однако получил отказ. Уильямс не унывал, в декабре 1821 года они с женой, посетив Сидней, много выступали, призывая жертвовать на миссию. На эти пожертвования, прибавив туда деньги с продажи своего наследства, Уильямс купил судно «Индевор».
Мечтой Уильямса было не только постоянно перемещаться между островами, но и способствовать торговым отношениям Райатеа и Сиднея. Впечатленный предприимчивостью миссионера, губернатор Томас Брисбен наделил Уильямса властными полномочиями на Райатеа и близлежащих островах.
Джордж Бакстер. Убийство преп. Дж. Уильямса. 1841Прибыв в Райатеа в июне 1822 года, Уильямс отправился в свое первое миссионерское путешествие на «Индеворе». Корабль плыл на поиски острова Раротонги — его жители считались самыми свирепыми в Полинезии. Не сразу, но остров был найден, и Уильямс обратился к раротонгианцам с проповедью. Оставив там аборигена-учителя, Уильямс вернулся на Райатеа.
Миссионер хотел плыть к более далеким островам, но случилось непредвиденное: губернатор Нового Южного Уэльса принял налоговые постановления, которые существенно снижали стоимость продукции Южных морей, а Уильямс хотел покрыть расходы на свое судно за счет торговли. Пришлось отправить судно в Сидней, чтобы его продать, так как Лондонское миссионерское общество снова не поддержало своего собрата.
Однако Уильямс, верный своей миссии, продолжал делать свое дело. Несколько лет миссионер оставался на Райатеа, занимаясь переводом Библии на язык раротонга и подготовкой миссионеров, в том числе — прибывших из Европы. Чтобы передвигаться от острова к острову, Уильямс взялся за строительство корабля «Посланник мира», проявив немалую смекалку: деревья кололи клиньями (пил не было), веревку сделали из коры гибискуса, вместо пакли была шелуха кокоса. За пятнадцать недель корабль был построен, и на нем Уильямс посетил Таити. В 1830 году миссионер посетил Самоа (Уильямсы были первой миссионерской парой, которая посетила остров), и тут Джона ждала удача: вождь Малиетоа, полновластный хозяин Самоа, сразу же принял христианство.
Летом 1834 года Уильямс с семьей приехал в Англию, где надеялся получить финансовую поддержку для дальнейшей евангелизации Полинезии. Среди предметов, которые привез Уильямс, был плод хлебного дерева. Миссионер описал свои путешествия в двух книгах, выступал на многочисленных собраниях и во время своего пребывания в Англии много сделал для того, чтобы оживить растущий интерес к миссии, в частности представил Лондонскому миссионерскому обществу планы богословского колледжа на Раротонге и школы на Таити для обучения местных школьных учителей. В 1835 году вышел перевод Нового Завета на языке раротонга. Немало Уильямс делал и для защиты интересов жителей островов: в 1837–1838 годах он выступал перед комитетом Палаты общин по аборигенам и оказал влияние на создание Общества защиты аборигенов.
Острова Общества, где проповедовал УильямсОбщественный совет Лондона, впечатленный деятельностью миссионера, предоставил Уильямсу приличную сумму, и на эти деньги был снаряжен корабль «Кэмден». В 1838 году на этом корабле Уильямс вернулся на остров Райатеа. Осенью 1839 года миссионер отправился на Новые Гебриды. После высадки на остров Эроманга миссионеры подверглись нападению аборигенов. Несколько человек, включая Уильямса, были убиты и съедены каннибалами — скорее всего, так жестоко с английскими миссионерами расправились в отместку за ранее совершенное их соотечественниками.
Уильямс был любим туземцами, включая язычников, и на островах, где он служил, его горько оплакивали. В феврале 1840 года кости Уильямса и других миссионеров были вывезены и похоронены на острове Самоа в селении Апиа. Перед церковью Лондонского миссионерского общества в Апиа был установлен памятник, а шестиэтажное здание конгрегационалистской церкви Самоа названо в честь Джона Уильямса. На острове Раротонга был установлен памятник. Семь миссионерских кораблей Тихого океана тоже были названы в честь «апостола Полинезии». В 2009 году потомки четы Уильямс участвовали в церемонии примирения на острове Эроманга, где им принесли извинения потомки каннибалов.
Жизнь Джона Уильямса, полная трудностей и опасностей и завершившаяся ужасной смертью, показывает нам пример доверия Богу: миссионер отважно шел в неизвестность, веря, что туда его призывает Бог и что Он решит все угодным Ему способом.
1Конгрегационализм — направление в кальвинизме, в котором каждая поместная община независима.
2Методисты чаще всего — арминиане, верящие в участие человека в своем спасении, однако у них есть и группа кальвинистов, которые верят в предопределение.
Фото: wikimedia.org, wikipedia.org