Тема

Десять испытаний Авраама

Михаэль Каплан
Журнал/Архив/Номер 88/Десять испытаний Авраама
Десять испытаний Авраама

Что такое вера? Казалось бы, каждый человек, изучающий Священное Писание, должен с легкостью ответить на этот вопрос. В Послании к Евреям (11:1) мы читаем: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Но что это означает на практике? Как мы можем руководствоваться верой в повседневной жизни, особенно тогда, когда в нашу жизнь приходят испытания?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к истории Авраама, которого Священное Писание называет отцом всех верующих. В иудейской традиции считается, что его вера была испытана десять раз.

ИСПЫТАНИЕ ПЕРВОЕ. ОСТАВЬ ХАРРАН

Примерно за две тысячи двести лет до рождения Мессии Аврам, будущий Авраам, жил в Месопотамии, в Уре Халдейском. Это был довольно крупный город. По мнению многих историков и археологов, в то время он был центром идолопоклонства, а значит, и культурным центром с хорошо развитыми литературой, искусствами и ремеслами. В центре города возвышался зиккурат в честь бога Луны. Отец Аврама Фарра (в русской Библии), искусный ремесленник, получал доход от производства и продажи идолов. Был ли сам Аврам вовлечен в этот бизнес, неизвестно. Мы также не знаем, откуда Аврам узнал о Боге. Зато знаем точно, что он понял, Кто к нему обращается, и решил слушаться.

Отрывок из Библии, рассказывающий о том, как Аврам вышел из Ура с добром и рабами, на иврите имеет несколько особенностей. Остановлюсь лишь на одной из них. В Русском синодальном переводе этот отрывок звучит так: «…все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели…» (Быт 12:5). Складывается впечатление, что все это было куплено семьей Аврама, однако в калькированном переводе с иврита говорится о душах, «которые они сделали…». Можно думать, что здесь речь идет не о покупке рабов, а о привлечении единомышленников. Вера Аврама вошла в его жизнь, и это стало привлекать других. Таково одно из свойств истинной веры — она распространяется на окружающих.

Итак, первым испытанием Аврама стало испытание расставанием, поскольку он должен был оставить многое из того, что было ему дорого, и отправиться в неизвестность (см.: Евр 11:8). 

В итоге послушание Аврама привело к обретению им обетования (или обещания) Бога, которое повлияло на события на нашей планете в прошлом, влияет на них сегодня и еще окажет свое влияние в будущем. Бог заключил с Аврамом безусловный (неизменный) Завет. Написано (привожу калькированный перевод), что Авраам «…поверил Господу, и [Господь] зачел ему это как праведность» (Быт 15:6). Этот стих из Писания доказывает, что именно вера Аврама привела его к Завету с Богом и обретению им праведности.

В дальнейшем Бог изменяет имена Авраму и Саре. В их именах появляется буква «хей» еврейского алфавита. В иудаизме она считается символом Имени Бога и даже Его подписью или печатью. Бог изменяет имена супругов в том числе в знак того, что Он одобряет послушание Авраама. Запомним: в любом испытании делай то, что говорит Гос­подь, а Он позаботится об остальном.

ИСПЫТАНИЕ ВТОРОЕ. ЕГИПЕТ

Голод, разразившийся в Ханаане, вынудил Авраама на время перебраться в Египет. Это произошло после того, как Всевышний повелел Аврааму жить в Земле обетованной, которую Он обещал его потомкам. В Быт 12:10 Синодального перевода мы читаем, что Авраам «сошел» в Египет. На иврите здесь употреблено слово, которое можно перевести как «спустился». Тора оценивает это событие как ухудшение положения Авраама. С тех пор для еврейского народа покидать Израиль — это всегда признак ухудшения.

Давайте вспомним, что благодаря Аврааму в Бога уверовали многие и пошли за ним, и оценим ситуацию. Прежде всего мы видим, что Авраам идет в Египет, не спросив об этом Бога. Решение Авраама перебраться в Египет было результатом его свободного выбора. В этом и заключалось его испытание. Но нужно понимать, что как глава общины он осознавал потенциальную опасность опустошающего голода в местности их проживания, и на нем лежала ответственность за всю общину. Кроме того, в Торе есть указание на то, что Авраам мог считать, что перемещается в границах Обетованной земли*. В Быт 15:18 мы читаем: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата…» Более того, это путешествие патриарха послужило дорожной картой для дальнейших поколений, осуществивших исход из египетского плена.

Несмотря на все это из второго испытания Авраама можно сделать следующий практический вывод: не принимай серьезных решений, не обратившись прежде к Гос­поду.

Всегда стоит помнить, что Господь учит нас поступать в соответствии с Его волей, и, опираясь на опыт Авраама, можно сказать, что не так страшно совершить ошибку в испытании, плохо затем не сделать соответствующего вывода.

ИСПЫТАНИЕ ТРЕТЬЕ. САРРА У ФАРАОНА

В Египте обнаружилось новая опасность — красота Сарры. Неизвестно, действительно ли она сохранила в том возрасте, о котором сказано в Библии, свою красоту, или же здесь речь идет о чем-то другом. Но Авраам, опасаясь за свою жизнь, попросил Сарру назваться его сестрой, что, кстати, не было ложью. Вряд ли в тот момент Аврааму приходила в голову мысль, что ее может взять в жены фараон и она станет царицей Египта. И все же возникает вопрос: почему Авраам объявил Сарру сестрой, а не защитил ее, как следует мужу? Ответа мы не находим. Понятно лишь, что Сарра в этой ситуации ведет себя как женщина, осознающая грядущее величие своего мужа, слушается его как Бога и осознанно подвергает себя смертельной опасности осквернения ради него. Всевышнему даже пришлось вмешаться, чтобы предотвратить трагедию (см.: Быт 12:17).

В Синодальном переводе сказано, что Господь послал фараону тяжкое наказание за Сарру. Однако если читать текст на иврите, то в нем можно увидеть нюансы. Некоторые исследователи считают, что это произошло по слову Сарры. Она обратилась к Богу в молитве о защите. Конечным же результатом этой истории стало возвращение Авраама в Ханаан, да еще с великим богатством. Есть в ней и еще один важный смысл. Согласно Библии, муж и жена — «одна плоть», это выражение не только говорит о нерушимости брачного союза, но и о том, что  в нем не может быть испытаний или переживаний, которые бы касались лишь одного человека без вовлечения другого. Муж и жена — одна плоть в буквальном смысле этого слова. Поэтому важно доверять своей второй половине, особенно в период испытаний, и, может быть, именно через это придет вам помощь от Господа.

ИСПЫТАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. ВОЙНА АВРААМА

Авраам услышал, что племянник в плену, и пошел его освобождать. Те, кто пришел воевать против Содома и Гоморры, к тому моменту уже разгромили армии пяти городов. Однако значительно уступавшая по количеству людей армия Авраама была объединена верой в Творца, и люди понимали, что их сила не в количестве людей или оружия, но в Боге.

Авраам и его люди поверили в то, что Бог будет сражаться на их стороне. Поэтому важно во время искушения не оценивать обстоятельства, а прежде всего узнать и исполнить волю Бога.

ИСПЫТАНИЕ ПЯТОЕ. АГАРЬ

После возвращения в Ханаан Сарра по-прежнему оставалась бесплодной. И она принимает решение дать мужу в жены (не в наложницы) свою служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Некоторые исследователи Библии полагают, что Агарь была дочерью фараона, которую тот дал Сарре в служанки. И снова Сарра проявляет огромную силу духа, она готова поступиться статусом единственной жены, чтобы Авраам не остался бездетным. То есть она жертвует своим статусом ради исполнения обетований.

С точки зрения законов того времени в многоженстве не было ничего необычного. Мы знаем, что у патриарха Иакова было четыре жены, две из которых до того были служанками. Рассматривая же решение Сарры в перспективе исполнения обетований, нужно помнить, что к тому моменту Бог еще не сказал, что наследник Авраама должен будет родиться именно от Сарры.

Агарь быстро осознает свой новый статус, что неудивительно, если верно предположение о том, что она дочь фараона, и между женщинами развивается конфликт. Однако Авраам отсылает Агарь и ее сына лишь тогда, когда появляется угроза для его сына Исаака как наследника. После смерти Сарры Авраам снова женится, и хотя Библия называет имя его третьей жены, Кетура, некоторые иудейские комментаторы отождествляют ее с Агарью. После смерти Авраама мы видим Измаила и Исаака вместе возле могилы отца.

Так или иначе, это испытание породило серьезный конфликт, который, как считается, продолжается и сегодня в арабо-израильском противостоянии. Поэтому надо помнить, что во время испытаний внимательность к своему спутнику не означает слепого послушания. И не всегда то, что кажется нам правильным, таковым является.

ИСПЫТАНИЕ ШЕСТОЕ. ОБРЕЗАНИЕ

«Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его» (Быт 17:24).

Заповеди Торы делятся на две категории. Первая категория — это заповеди, имеющие рациональное объяснение, они, например, регулируют взаимоотношения между людьми. Вторая категория не имеет рациональных объяснений — несмотря на попытки обнаружить оные.

Десять испытаний Авраама

Заповедь об обрéзании крайней плоти, безусловно, одна из самых непонятных в Торе, относится ко второй категории, и попытка объяснить ее медицинской необходимостью не делает ее более внятной. Заповедь эта касается только мужчин, и в большинстве случаев обрезание совершается на восьмой день жизни, а значит, абсолютно не зависит от желания самого обрезываемого. Второе название обрéзания на иврите звучит как «брит мила», что буквально переводится как «союз слова». Сам факт использования слова «союз», или «завет», указывает на некий глубинный смысл заповеди: по слову Бога, обрéзание есть знамение Завета, заключенного Им с Авраамом (см.: Быт 17:11).

Заповеди из иррациональной категории зачастую отождествляются со знамениями, каковым, например, является радуга, знаменующая собой заключение Завета с Ноем. И научное объяснение феномена радуги не препятствует ей быть знамением Бога.

Авраам в возрасте 99 лет поспешил совершить обрезание, как заповедовал ему Бог, и ему не нужны были рациональные объяснения, чтобы исполнить волю Творца. Итак, для того чтобы выполнять волю Бога, не обязательно понимать, в чем смысл заповеди.

ИСПЫТАНИЕ СЕДЬМОЕ. САРРА У АВИМЕЛЕХА

«И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру» (Быт 20:2). История повторилась во второй раз. Более того, она, по сути, повторится и в третий раз — уже с Ревеккой. И можно сколько угодно пытаться объяснить такой поворот событий теми или иными причинами, оправдывая или укоряя при этом Авраама, но в итоге из всего этого напрашивается следующий практический вывод: жизнь по вере преподносит нам уроки, которые мы должны выучить. Человек всю жизнь учится доверять Богу, никто и ничто не гарантирует его от повторения ошибок, но это не повод сдаваться.

ИСПЫТАНИЯ ВОСЬМОЕ И ДЕВЯТОЕ. АГАРЬ И ИЗМАИЛ

Сарра «сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт 21:10), и Аврааму пришлось расстаться и с Агарью, и с Измаилом. Считать это двумя испытаниями или же одним? Еврейские комментаторы здесь расходятся во мнениях. Те, кто считает, что испытаний было два, рассуждают так: расставание с Агарью, ставшей женой Авраама по просьбе Сарры, возможно, было решением болезненным, но не трагедией; совсем другое дело — расставание с первенцем, который до рождения Исаака долгое время был его единственным сыном и которого Авраам любил и наставлял. Оба решения дались ему непросто, но это были разные решения. Объединяет же их то, что в обоих случаях понадобилось вмешательство Бога.

Другие комментаторы объединяют эти два испытания и одно «утраченное» восполняют неким происшествием в Харране. Но их точка зрения основана на внебиблейских иудейских источниках.

Какой урок мы можем из этого извлечь? В любом испытании нужно и важно искать помощи и совета у Бога.

ИСПЫТАНИЕ ДЕСЯТОЕ. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я» (Быт 22:1). В иудаизме эти события принято называть «акидат Ицхак», что значит «связывание Исаака», как будто испытывался не Авраам, а Исаак. Мы не знаем точно, сколько лет было Исааку на тот момент, по некоторым оценкам, около сорока. Так или иначе, Исаак был послушен отцу, дал себя связать и положить на жертвенник. Автор Послания к Евреям указывает на глубину веры Авраама: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: “В Исааке наречется тебе семя”. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр 11:17–19).

Трудно даже представить, сколько уроков и ответов может быть вынесено нами из текста, повествующего об испытаниях Авраама. Какой из них сегодня мог бы быть для нас самым важным? Сказать, что человек обладает верой, можно лишь тогда, когда он с любовью и доверием исполняет любое Божье Слово.

*Есть и другое толкование, которое здесь не рассматривается.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone