Тема

 «Вы — письмо Христово»

Мария Романова
Журнал/Архив/Номер 88/ «Вы — письмо Христово»
 «Вы — письмо Христово»

Что чувствовали ученики Иису­са, находившиеся в лодке посреди Галилейского моря, когда разразилась буря? Иисус спал на корме, и ученики оказались одни перед лицом стихии. У Рембрандта есть картина на этот сюжет: мгла, волны вздымаются и словно выталкивают лодку из воды; она кренится и, кажется, вот-вот перевернется. Люди судорожно вцепились в канаты и пытаются управлять парусом. Глядя на эту сцену, ощущаешь ужас и смятение, наполнявшие их души. Потом ученики разбудили Иисуса, но Он еще и упрекнул их: «…что вы так боязливы, маловерные?» (Мф 8:26).

Хотим мы того или нет, но бури случаются в жизни. Это может быть наша личная буря: смерть близкого человека, болезнь, потеря работы. А может быть буря внешняя: экономический кризис, угроза жизни или мирному существованию.

Рано или поздно любая буря или ураган улягутся, и наступит спокойствие. Но что делать, как себя вести, если прямо сейчас ветер перемен пытается свалить тебя с ног, а волны страха вот-вот обрушатся на тебя и раздавят? Где взять ту веру, что поможет преодолеть шторм?

В самые трудные моменты жизни верующий человек будет держаться за «твердую скалу» Слова Божьего и продолжать молиться и уповать на Божью любовь. В Первом послании Коринфянам апостол Павел пишет: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор 10:13). Апостол знает, что в любых испытаниях есть доля Божественной педагогики: «…от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда…» (Рим 5:3–4). Семя плода, растущего на дереве, проходит через разные перемены, встречается с ливнями и жарой, подвергается опасности погибнуть от клюва птицы или от насекомых, но в итоге все ведет к его созреванию. Нечто подобное происходит и с человеком, проходящим через трудности и страдания.

Интересно, что в Новом Завете есть три греческих термина, которые переводятся на русский язык словом «испытания»: dokimion — «подтверждение веры», purosis — «совершенствование характера» и peirasmos — «проверка посвящения».

Разрушительным ветрам и хаосу мы можем противопоставить поддерживающее общение и благовестие, добрые дела, делающие нас «письмом Христовым» для ближних, как говорил апостол Павел: «…вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор 3:3).

Одна из главных опор, которая помогает пережить трудные времена и устоять, — это общение, полное любви. Наша семья, друзья, близкие — тот круг, где, отдавая любовь и тепло, мы получаем их в ответ. В идеале в этот круг должны входить не только близкие, но и дальние, и даже незнакомые люди. Мать Тереза говорила, что для нее главный человек в жизни — тот, с которым она сейчас разговаривает. Она без промедления оставляла молитву и выходила из часовни, если кто-то искал ее, потому что видела Бога в каждом человеке, вне зависимости от того, принадлежал он к сильным мира сего или был калькуттским нищим. А мы способны увидеть в ближнем со всеми его болями, ранами и мечтаниями образ Божий? Умеем ли по-настоящему слушать собеседника, а не просто дожидаться паузы, чтобы вставить слово? Готовы ли подбодрить, поддержать и в то же время ясно и с любовью выразить свое мнение?

Во многом это зависит от того, насколько наше сердце преисполнено любви, ощущения значимости в Гос­поде Иисусе. Если я ощущаю эту значимость в Боге, то смогу с любовью и открытостью общаться с окружающими. В Послании к Римлянам читаем: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим 15:7). Если мы относимся к людям таким образом, то с любовью и терпением выслушаем и жалобы пожилой женщины, и высказывания обидчивого подростка, и болтовню пятилетнего ребенка. И сделаем так, чтобы они почувствовали себя любимыми, и это будет лучик любви нашего Небесного Отца.

Диалог любви возможен, если мы выбираем правильные слова и произносим их в нужный момент. В известном гимне Филипа Блисса, написанном в 1874 году, есть такие строки: «Спойте мне их вновь и вновь, жизни чудесные слова, что несут красоту и любовь». Этот гимн напоминает о значении и ценности слов, которые исцеляют, а не ранят. В Библии мы не раз встречаем эту мысль: «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч 18:22).

Если мы понимаем, что одна из главных вещей в общении — удовлетворить потребность в любви другого человека, то постараемся изучить разные языки любви. Это может быть время и внимание, уделенные нашему ближнему. Библейский пример этого языка — Мария, сидящая у ног Иису­са и слушающая Его. Для другого языком любви будет беседа, полная укрепляющих и назидательных слов, благодарности и поддержки, выражения чувств. А для кого-то язык любви — это конкретная помощь, и тогда мы можем уподобиться доброму самарянину, позаботившемуся об израненном путнике. Есть люди, которым продемонстрировать любовь и привязанность лучше всего через подарки, именно такой язык им понятен. Для близких людей важен язык прикосновений: объятия, поцелуи, то есть полный любви физический контакт.

Искренняя любовь и забота о наших ближних — это уже первый шаг к благовестию. Парадоксально, но трудные времена становятся самыми благодатными для благовестия, ведь люди начинают больше задумываться о смысле жизни, о том, кто они и для чего пришли в этот мир. Конечно, опытные благовестники знают, как лучше всего рассказать об Иисусе и Его жизни, о спасении и благодати. Но даже не имея таких навыков, мы всегда можем поделиться своим опытом веры: как мы уверовали, как Бог отвечает на наши молитвы, как мы ищем Его волю в своей жизни и пытаемся идти за Ним. Личный опыт, переданный искренне и с живым чувством, может сотворить чудеса, как свидетельство самарянки, побежавшей рассказывать всем и каж­дому о своей встрече с Иисусом.

Я люблю делиться с друзьями своими размышлениями о прочитанном в Библии. Можно просто сказать: «Знаешь, я прочитала вот об этом и вот что думаю и чувствую…» Скорее всего, после этого завяжется непринужденный разговор.

Иисус говорит нам: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Иногда кажется, что добрые дела — это то, что следует долго придумывать и планировать. А можно ведь начать с малого: помолиться и попросить Гос­пода показать, в чем нуждаются люди вокруг меня. Может, нужно купить продукты или лекарства для пожилой соседки по подъезду. Или собрать лишнюю одежду и посуду и отвезти в благотворительный магазин, который продаст все это и отправит деньги на какой-нибудь социальный проект. Наверняка где-то нужны волонтеры, чтобы посидеть с детьми или почитать им книжку, а я могу посвятить этому пару часов в неделю. Каждое такое дело можно совершать как для Иисуса. Это Ему вы улыбнулись у лифта, для Него собрали продукты, которые передадут бедным. И важно, чтобы это стало нашим образом жизни, повседневной привычкой.

 «Вы — письмо Христово»

Я знаю молодых людей, которые решили буквально исполнить библейские слова «раздели с голодным хлеб твой» (Ис 58:7). Каждую субботу они покупают свежие булочки и, попросив Иисуса послать им нуждающихся, идут на улицу — и всегда встречают тех, с кем можно поделиться хлебом.

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, — говорит Иисус, — …так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:35, 40).

Вот так, забывая о себе и служа ближним, свидетельствуя о любви и верности Божьей, мы преодолеем любой кризис в нашей жизни.

Ил. на с. 24: Рембрандт ван Рейн. Хри стос во время шторма на море Галилейском

 

Фото: wikipedia.org, gettyimages.ru

Работает на Cornerstone