Что происходит с основополагающими людскими ценностями? Заявленные, декларируемые, прописанные в основополагающих государственных документах ценности свободы, равенства, человеческой жизни и так далее на поверку оказываются лишь красочным фантиком, который на наших глазах сминается рукой более сильной, неуправляемой, хтонической. По сути, ничего нового не происходит. На протяжении всей истории идет сражение между истиной и ложью, «они друг другу противятся» (Гал 5:17) — свет и тьма, дух и плоть, жизнь и смерть. И фронт здесь проходит в плоскости ценностей. А их значимость, в свою очередь, определяется той ценой, которую за них готовы платить — отдельный человек или общество в целом. Звучит красиво. Но насколько нам понятен смысл слова «ценности»? Откуда они берутся? Можно ли их классифицировать? Известный психолог второй половины ХХ века Абрахам Маслоу исследовал потребности человека. Он их систематизировал и представил в виде иерархической пирамиды. На ее нижних уровнях располагаются базовые потребности жизнеобеспечения и безопасности. На средних уровнях — потребности социального принятия. На верхних — личностной реализации. Осознание этих потребностей — процесс постепенный, где-то соизмеримый с развитием социума и его культуры (ценности равенства, свободы, человеческой жизни осознавались по мере созревания самого общества). Ученый показал, что во время кризиса человек (или общество) находится под большим искушением сдать позиции, откатиться к восполнению потребностей более низких уровней. Так, человек может отказаться от взаимопомощи и социальных связей ради собственной безопасности. А от свободы — ради куска хлеба.
Когда человек осознает свои потребности, то есть вводит их из подсознательных инстинктивных стремлений в свет сознания, они переходят в разряд его осмысленных ценностей, из которых выстраивается иерархия. Фактически, ценности — это осознанные потребности. Но это утверждение справедливо, лишь когда мы мыслим о происходящем в парадигме «мира сего». Такие ценности напрямую связаны с мировосприятием, требующим выживания на разных уровнях человеческой структуры: ментальном, эмоциональном, социальном, физиологическом. Источник этих ценностей — земной миропорядок.
Духовная реальность зиждется на ценностях иной природы. По сути, они отражают законы Божественного мироустройства. Например, ценность любви или мира. Она имеет абсолютную значимость, так как несет в себе отпечаток Божественного характера. Назовем их ценностями Царства Божьего.
Христианин — житель двух миров: земного и небесного. Он призван, подобно Христу, «упразднив вражду Плотию Своею... из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир…» (Еф 2:15). Реализовывать это ему приходится на двух уровнях — микроуровне собственной души и макроуровне отношений, когда его свет должен светить перед людьми так, чтобы они, видя его добрые дела, прославляли Небесного Отца (см.: Мф 5:16).
Прежде чем думать о том, как христианин призван это воплощать, нам надо поговорить о проблеме, в которую мы постоянно норовим ввалиться. Ужасен и катастрофичен не столько масштаб этой проблемы, сколько ее «жало», то есть то, что делает бессильным провозглашенное Царство Божье. Мы говорим о конфликте между ценностями заявленными и фактическими. Ценности Божьей любви, мира, милосердия, сострадательности весьма привлекательны. И не просто так: для их признания в качестве таковых человечеству потребовался долгий путь войн, угнетения и освобождения, признания торжества жизни над смертью. И мы, рожденные в настоящем времени, лишь унаследовали эти бесценные достижения прежних поколений. Эти ценности вписаны во все фундаментальные документы демократических государств. Но нам незнакомы сами эти битвы, запах крови и пота, лицо смерти. Ведь именно проходя через это, человек умирает для себя прежнего, полного страха, зависти, ненависти. В этой борьбе он доходит до собственного предела, до границы, за которую перешагнуть не может. А надо. Вот тогда человек обращается к Богу. Делает это не формально, по писаному, а криком своей души и стенаньем сердца. Недаром говорят, что на войне все становятся верующими. И тогда, пройдя через смертельный рубеж, человек будто бы не сам уже живет, но живет в нем Христос. Он освящает ту конкретную идею, которая для человека стала ценностью и ради которой он пострадал. Для поколений потомков унаследованная от предков победа, безусловно, отпечаталась в образах героев для подражания. Но чтобы «ратифицировать» завоеванную предками ценность в своей жизни, им нужно было самим совершить некоторый душевный подвиг. Если этого не происходило, в судьбах потомков намечался разрыв между заявленными и фактическими, продиктованными насущными нуждами ценностями. Получалось как бы яблоко, кожура которого выглядит спелой, привлекательной, а мякоть подернулась увяданием. И чем ярче парафиновый блеск снаружи, тем явственнее гнильца внутри. Чем откровеннее христианин принимает вид благочестия, тем чаще он отрекается от его силы. Чем громче государство заявляет о приверженности демократическим ценностям, тем, к сожалению, отчетливее его дела опровергают заявленное.
Священное Писание определяет только один путь, по которому Царство Божье может быть проповедано и явлено в мире: через внутреннее преображение самого христианина. Быть миротворцем для дальних и ближних он может только тогда, когда позовет Христа умиротворить собственный внутренний разлад. Когда он слышит о бедах других, а его сердце не способно деятельно сострадать, когда ради ближнего нужно чем-то весомым пожертвовать, но так не хочется нарушать достигнутый жизненный баланс и ставить под угрозу собственное хрупкое благополучие. И тогда он честно признается в молитве, что, исчерпав свои душевные ресурсы воплотить христианские добродетели, не смог этого сделать. Но и отречься от Божьего призыва он не может и не хочет. И тогда остается один путь — положиться на Бога. Довериться Ему в том, что лишь Он может совершить чудесное внутреннее преображение. Интересно, кого Христос в третьей и четвертой главах Книги Откровение называет побеждающими. Не тех ли, кто расписался в собственном бессилии, но все же не поддался искушению жить как живется? Таковым Царство Божье вписывается Духом Святым в сердца и судьбы. Их жизни обретают удивительное качество — быть настоящими. А это сегодня в таком дефиците!
Там, где имеет место ненависть, Божий свет перестает светить. Если христианин поддастся искушению отождествить себя с одной из сторон конфликта, для другой он станет безразличен. И все, что он скажет, серьезно она не воспримет. Здесь нужно внимательно отнестись к желанию отождествить себя с кем-то — откуда оно берется? Почему оно может стать соблазном? Зачастую под лежащим на поверхности стремлением иметь свое мнение лежит глубинная потребность быть частью чего-то. Если присмотреться, то частное мнение зачастую оказывается общим со многими и многими другими такими же мнениями относительно той или иной ситуации. Под них даже можно подвести такое утверждение, как «гражданская позиция» (которая действительно является ценностью). Но давайте вспомним: настоящим для человека является лишь то, за что он готов заплатить цену. Если Божий взгляд на ситуацию принципиально иной, христианин встанет перед выбором, с кем все-таки себя отождествить: с тем или иным земным конфликтом или с Божьим миром, который Он хочет принести на землю? Если мы серьезно относимся к призыву быть глашатаями такого Божьего взгляда, нами будет недовольна ни одна из сторон. И христианину потребуется мужество, положившись на Бога, идти на разрыв, понимая, что ничто в этом мире его не поддерживает. Кроме авторитета Самого Бога! Такую цену христианин платит за возможность проявить Божью любовь обеим сторонам конфликта.
Христианин не может не быть гражданином своей страны, не разделять ее судьбу. Но так как он живет одновременно в двух мирах, то и гражданства у него два. И первое, приоритетное, — небесное. От Бога именуется всякое отечество на небесах и на земле (см.: Еф 3:15). Второе — государство, в котором он живет. Быть гражданином Царства Божьего означает понимать, разделять и чтить саму природу Божественного мироустройства. Нам открывается, что такое настоящая Христова любовь, что значит получить освобождение от Бога и одновременно принять на себя честь стать рабом Христа. Мы вдруг прозреваем, как это — любить ближнего невзирая ни на что и угашая внутри себя его ненависть и злобу. Все это становится камертоном для понимания гражданства земного.
То, что происходит сегодня в мире, — это сепарация истины от лжи. Лжи не только фейковой — а ее сегодня показательно много. На поверку ложью оказываются все заявленные ценности, за которыми следуют дела, абсолютно им противоположные. Но даже в ценностях фактических, тех, которые сегодня проявляются сквозь красивую обложку и являют миру свою уродливую сущность, как в зеркале отражается дьявольская ложь. Потому что истина — только у Бога. Когда все колеблется и рушится, устоит лишь настоящее. А это всегда Божье. Оно и задает ценностные ориентиры для следующего этапа нашей цивилизации.
Фото: gettyimages.ru