В мультфильме «Извлечение»1 Гарри предстоит сложная медицинская процедура — проход через некую дверь. В страхе он делает все возможное, чтобы избежать этого: обустраивает свой вымышленный мир; рассуждает с врачом, что ему намного лучше жить так; отказывается от всех преимуществ после процедуры: «Спокойствие, безмятежность и безопасность — настоящее гнездышко любви»! Доктор пытается помочь ему преодолеть страх, но он упорно отказывается. Только когда доктор принуждает Гарри, его выносят через дверь, и… он рождается в разноцветный мир!
Когда человек сталкивается с трудностями и внутренним смятением, когда не понятно, как поступить, нередко приходит мысль: со мной происходит нечто неправильное, это не то место, где нужно быть, здесь все непоправимо. И возникает желание ускользнуть от нахлынувшей боли и страдания: «... кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури» (Пс 54:7–9). По-человечески это понятно. Необычную реакцию на приближение страданий и смерти мы встречаем в Евангелии от Иоанна, когда Иисус молится: «...что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин 12:27).
Сложности и боль могут поколебать наши основания, привести к отказу следовать намеченным путем, исполнять принятые на себя обязательства, двигаться к исполнению своей мечты. Неудача лишает вдохновения, сбивает с толку. Хочу ли я платить такую дорогую цену? Нужно ли мне это? Что я получаю и что теряю? Боль и потери обнажают те основания, на которые мы опираемся в жизни. Готов ли я проходить через унижение, сомнения и разочарования, чтобы достичь своей цели? В страданиях высокие духовные помыслы сталкиваются с желанием выжить, избежать опасности. Выбор покажет, кто выиграет в этот раз.
На консультирование люди часто приходят в состоянии растерянности или боли, когда уже невыносимо переживать все в одиночку. Зачастую они рассматривают возможность отказа от своих обязательств, будь то семья, служение или призвание, на основании того, что никто не призван переживать такие муки, опустошение и непонимание. Действительно, сегодня присутствие всех этих ощущений обычно воспринимается как знак того, что нужно отказаться от обязательств, найти другого спутника или другое сообщество, которое примет и позаботится о нас. Неприятие сложной ситуации уводит нас от возможности привнести в отношения живительную благодать. И случается, что именно в этот час, внутри этой конкретной боли и непонимания у нас есть шанс к изменению.
Я знаю людей, которые оставили свой брак, детей, оставили религиозную жизнь, оставили свою церковную общину, оставили давние дружеские отношения, потому что в какой-то момент они испытали сильную боль и непонимание. В каких-то случаях это решение было взвешенным и оправданным, изменения были неизбежны. Однако в других случаях все было наоборот. Они испытывали мучительную боль, но эта боль была приглашением к более глубокому, более животворному отношению в рамках их обязательств. Они ушли именно тогда, когда должны были остаться2.
Что может переключить внимание с защиты на работу над изменениями? Как научиться принимать сложную ситуацию? В словах Иисуса о «сем часе» побуждение избавиться от страданий переходит в молитву: «Отче!» Само воспоминание о Боге вносит в нашу жизнь перспективу вечности. Когда нас захватывает проблема, она представляется нам огромной и неразрешимой, чувство бессилия как черное пятно заслоняет все. Молитва переносит нас пред лицо Божие, и, молясь, мы отказываемся судить о проблеме, соотносить ее с собой (измерять в человеках), а предоставляем суд и измерение Богу, соотносим ее с Его величием и Его обетованиями. В Боге всегда все окрашивается другими красками. С Богом можно перенести любое чувство и принять то, что сложно, непонятно или невыносимо вынести. В молитве мы вспоминаем о Божьей благой воле в целом и в частности в нашей жизни. В молитве Иисус приходит к кроткому ответу, что именно для этого Он и пришел. Он остался верен воле Бога и Его замыслу и отказался уходить из-за предчувствия боли. Он принял ситуацию и утвердил Свою миссию спасения. Только пройдя через смерть, Он показал делом, что «до конца возлюбил» нас.
Принятие ситуации перед Богом облегчает путь, позволяет сосредоточиться на главном, снимает нашу «защиту» от нее. Принятие — поворотный момент в осознании происходящего и самого себя. Принятие — глубинное смирение перед Богом, оно поднимается из сердца: «Душевный человек не принимает (выделение мое. — Т. Г.) того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор 2:14). Духовное состояние достигается через молитву, и происходит перенос фокуса нашего внимания с проблемы на Творца. Рациональная аргументация чаще обслуживает желание избежать опасности и неприятностей. Реакции побега и агрессии, будучи чисто биологическими, обычно украшены множеством убедительных доводов, почему это необходимо. Когда мы успокаиваемся перед Богом, мысли замедляются, становятся более взвешенными, что приводит к переоценке понимания текущей ситуации. Мы спрашиваем себя: кто есть Бог? кто я? что я делаю в этом мире?
Моим первым ярким религиозным переживанием было путешествие в горы, когда в студенческие годы я с подругой поехала на Кавказ. Мы жили на берегу горной реки, окруженные величественными вершинами Приэльбрусья. Вырванная из городской суеты, где жизнь строится вокруг достижения целей, вокруг меня самой и моих желаний, я была потрясена другой жизнью, с медленным временем, суровостью требований к человеку, который решился на восхождение. Не ты диктуешь, не ты решаешь, но есть определенные условия, погода, и их необходимо преодолеть для достижения вершины. Одному в таких условиях точно нехорошо, нужны связка, команда и опытный проводник. Поход в горы — идеальные условия для проработки адекватной оценки своей масштабности и значимости!
Главные моменты принятия происходят именно в таких ситуациях. Столкновение с неизбежным вносит поправку в нашу картину мира, иллюзорно приписывающую нам способность контролировать ход жизни. Кризисы побуждают нас увидеть, что не мы решаем, что должно произойти. Бог определяет ход истории, который превосходит наше понимание. Не все сюжеты в истории можно просчитать, некоторые радуют нас, другие разбивают наши иллюзии; мы находим и теряем, редко верно оцениваем происходящее. Иисус сожалел, что многое мы не можем понять и вместить (см.: Ин 16:12). Бог управляет происходящим. Он был от начала и приведет историю к ее концу.
Принятие Божьего суверенного действия в истории ведет к оценке своего влияния на текущую ситуацию, которое, увы, небезгранично. Да, я могу создать свой мир, структуру и даже корпорацию, но все это лишь частичка общего сложного мироустройства. Наши действия подчинены жизни больших систем, их ритмам и процессам. Мы прежде всего отвечаем за себя и тех, кого Бог приводит в нашу жизнь. Зона нашей ответственности — делать добро и не делать зла, сохранять свое сердце и помогать ближним, являть Божью любовь. Обстоятельства меняются, люди меняются, времена меняются, но человек призван быть отражением Божьей славы, быть на стороне жизни и добра.
Здесь невозможно не сказать о греховности, потому что принятие греховности в мире и в себе представляется наиболее сложной задачей. Столкновение с последствием греховности в других наносит душе наибольшие раны, вызывает осуждение, агрессию и ожесточение к людям. Не судить здесь сложнее всего. Прощение других за причиненную боль требует большой внутренней силы. Простить и принять их несмотря на их греховность — значит не умножить грех в себе и через себя.
Умирая на кресте, Иисус был способен молиться о своих палачах, потому что те не ведали, что творили. Все палачи, думаю, отрешены от такого ведения, сердце их ожесточено греховностью. Именно поэтому Библия призывает быть внимательными к своему сердцу: «…больше всего хранимого храни сердце свое, потому что из него источники жизни» (Притч 4:23).
В некоторой степени ожесточение сердца присуще каждому из нас, и мы неизбежно приносим боль окружающим. Принятие этой греховной части себя, когда человек не приписывает себе абсолютной праведности, свидетельствует о приличном уровне зрелости. Однако такое принятие не означает оправдания греховности. Напротив, принятие своей греховности, осознание того, что я не исключение из правила и, например, часто стремлюсь к самооправданию, возлагаю вину на других, помогает мне быть более адекватным в отношениях, делать поправку на то, что я тоже могу быть неправым.
Когда мы принимаем себя, приносим в молитве свои трудности Богу, мы получаем спокойствие, обретаем способность трезво оценивать себя и свои возможности. Бог защищает наши сердца от разрушения, дарует благодать в жизни посреди проблем, разрушения и боли. Иисус знает обо всем этом не понаслышке и помогает тем, кто просит Его о помощи перед лицом боли и смерти.
В одном из блогов я натолкнулась на историю реабилитации людей, вовлеченных в военные действия в Эль-Сальвадоре3. Много лет они не могли забыть одну девушку, которую сначала всей толпой изнасиловали, а потом убили. Она вела себя необычно и все время пела гимн Богу. Это не могло их не раздражать. После первого выстрела она возобновила пение, но ее голос звучал тише, они стреляли — она продолжала петь, пока наконец они не убили ее. Но и многие годы спустя ее песня звучала в их сердцах, пробуждая их совесть, пробуждая их к другой жизни. Благодаря их свидетельству эта жуткая история попала в книгу, и голос той верующей девушки звучит и сейчас.
Когда мы принимаем испытания как данные нам Богом возможности к Его славе, Его Дух любви и жизни спасает тех, кто находится рядом с нами. Помолимся: Отче, не для этого ли часа я пришел?
1Pixar http://multforum.ru/multfilm/piksar-muljtfiljm-izvlechenie.html (дата обращения 25 апреля 2022 года).
2Блог Рона Ролхейзера. Электронный ресурс https://ronrolheiser.com/facing-our-tough-hours/#.YlU96RBBxQI (дата обращения 25 мая 2022 года).
3The Massacre at El Mozote, N.Y., Vintage Books, 1994, p. 78–79, заметка https://ronrolheiser.com/straining-to-hear-the-voice-of-good-friday/#.YmDVwiU1HYU (дата обращения 25 мая 2022 года).