Интервью

Александр Мандзюк: не оставляйте молитву и проповедь Евангелия

Журнал/Архив/Номер 88/Александр Мандзюк: не оставляйте молитву и проповедь Евангелия
Александр Мандзюк: не оставляйте молитву и проповедь Евангелия

На наши вопросы отвечает Александр Мандзюк, заместитель председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов по Поволжью, пастор церкви «Возрождение» (Набережные Челны)

— Ни один век в истории не обходился без глобальных потрясений — катастроф, эпидемий, военных столк­новений. Как вы считаете, почему человечество не учится на своих ошибках? Почему оно все время оказывается в ловушке?

— Ну почему же? Учится, в меру своих способностей. Эпидемии и природные катаклизмы никогда не находились во власти человека. Но раньше люди рассматривали эти явления как наказание Божье за определенные преступ­ления. Нынешний человек считает эти события отвлеченными и случайными, и что происходят они совсем не по его вине или желанию.

Только военные конфликты являются непосредственным делом рук человека. И на самом деле из них человек извлекает много уроков, может быть, не совсем таких, как нам, христианам, хотелось бы. И все же человек давно понял, что зло, живущее в нем, вечно и неукротимо. То и дело оно будет вылезать наружу в виде зависти, обиды, жадности, властолюбия, тщеславия и неизбежно приведет его к новым войнам. Поэтому человечество сделало весьма правильные выводы. Один из них: хочешь мира — готовься к войне. Это говорит нам о том, что она неизбежна. Второй вывод: я, и только я должен быть главным. И каждый раз люди все более изощренно готовятся к новым войнам и с все более изощренным лукавством обманывают друг друга. А все потому лишь, что не могут преодолеть свою гордыню и злую греховную природу, не способны жить в любви, преуспевая же во зле, испытывают удовольствие и подпитывают чувство собственного достоинства — то есть живут в соответствии со своей греховной природой. Третий вывод: никому нельзя верить. А это значит, что и мне честным быть необязательно. Можно играть в лукавые игры. Четвертый вывод: надо бить первым. И так далее и тому подобное. Наконец, люди не любят, да и не способны учиться на чужих ошибках, у них не хватает на это послушания. Проходит всего несколько поколений после войны, и боль трагедии забывается. Новое поколение чувствует себя «умнее» и «сильнее» своих родителей и потому снова берется за оружие. И, как вы сказали, снова оказывается в старой ловушке, где царствует смерть, льются слезы, погибают отцы и сыновья, плачут матери, пустеет земля… Но это соответствует греховной природе человека, и без Божественного вмешательства человек никогда не изменится в лучшую сторону.

— Можно ли сказать, что в зле, которое приходит к людям, есть и что-то благое?

— В зле никогда не было и нет ничего благого, так же как в горьком нет сладкого. Но иногда люди, пережившие зло, выносят для себя хорошие уроки и становятся мягче. Устают от боли, от своих ран, у кого-то бывает сломлена гордыня, разуму открывается бесполезность и тяжесть зла и вражды, хочется успокоиться. В ком-то просыпается сострадание. Однако все это не свидетельствует о том, что в зле есть что-то доброе, но говорит о побочном эффекте самого зла, о том, что зло, воздействуя на человека, заставляет кого-то пересмотреть свои ценности и убеждения, в ком-то раскрываются хорошие чувства, такие как сострадание, сожаление, смирение, желание помочь страждущим, сделать что-то доброе и так далее.

— Я глубоко убеждена, что все благо, которое мы выносим из зла, случившегося в нашей жизни, есть результат вмешательства Бога в умысел дьявола. В Библии сказано: «…умышляли против меня зло; но Бог обратил это в доб­ро...» (Быт 50:20); «...любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28). А какова в этом роль самого человека?

— Не сомневаюсь, что Бог является подателем добра, наихудшие события в нашей жизни Он может обратить во благо и часто это делает. Но Бог это делает для своих детей, для тех, кто Его любит, или для тех, кто у Него просит помощи, кто вызывает в Нем чувство сострадания. Чтобы получить помощь от Господа, надо искренним сердцем воззвать к Нему в молитве, и Он протянет такому человеку руку помощи. Это и есть дело, которое может сделать человек, для того чтобы обрести благо даже в страданиях. Кроме того, человек может полностью довериться Богу, осмыслив то, что Он руководит и всей вселенной, и судьбой каждого человека: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф 10:29–31). Доверие Богу удаляет из нашей души обиду, ненависть, страх, делает человека более сильным и благородным. Помогает не съехать с катушек, дает силу пройти испытание и поддержать других.

— Какова роль церкви в жизни общества, которое переживает потрясения? Эта роль повышается или снижается?

— Роль церкви — нести мир, любовь и надежду. Она может это делать и тогда, когда смолкают человеческие слова утешения и надежды, потому что церковь смотрит на вечное: вечное воздаяние и вечное благословение. У церкви всегда есть слово надежды даже для умирающего человека — и это Слово Божие. За церковным утешением стоит авторитет Бога. Сам Господь Иисус сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4). Христос проповедовал людям мир, надежду и Божью любовь. Не только проповедовал, но многократно являл их. Вот и задача церкви — проповедовать мир и надежду и творить любовь во имя Бога.

— Христос сказал на последней вечере: «Будьте едины, да любите друг друга…» Помогает ли единство церкви пережить трудные дни?

— Несомненно. Даже самый сильный человек нуждается в эмоциональной и духовной поддержке, так как ресурс каждого из нас конечен. Прежде всего единство церкви демонстрирует присутствие Бога в сердцах и отношениях христиан, Его силу и величие. Также оно является ободрением и поддержкой для тех, чьи силы и ресурсы исчерпали себя. Христиане прежде других спешат поделиться куском хлеба с братьями и со всяким страждущим человеком. И наконец, церковь, сохраняющая единство, имеет огромную силу для того, чтобы служить любовью и добрыми делами страждущему миру. В данный момент десятки наших церквей проявляют большую жертвенность и оказывают гуманитарную помощь церквям, находящимся в зоне бедствия, и другим нуждающимся.

— Сейчас многие говорят о единстве церкви. Многие верующие свидетельствуют, что в самом начале их пути в вере разделение на деноминации ничего не значило для них, даже мешало пути ко Христу, отталкивало от веры. В каких областях, по-вашему, церкви могут сотрудничать, выступать единым фронтом? Как полагаться в этом на промысел Божий?

— Думаю, во всех, кроме совместного богословского образования. Иначе они потеряют свою деноминационную красоту и идентичность. А кроме того, единство помогает церквям выжить среди притеснений, насмешек и всяческих невзгод, так что сотрудничать для выживания весьма и весьма важно. Это не так очевидно в благополучное время, но отчетливо видно в часы гонений и испытаний. Несомненно, большим благословением является сотрудничество в деле проповеди Евангелия и спасения погибающих душ. И наконец — в социальной помощи страждущим людям, когда приходится бороться не за количество поклонников, а за жизнь и здоровье людей.

— Считаете ли вы, что в единстве церкви ее сила?

— Прежде всего сила церкви — в Господе. А единство — это один из важнейших факторов прославления Бога, для явления Его любви, выражения богопочитания и совершения различных видов служения, таких как благовестие и благотворительность.

— Что вы думаете о возможностях сотрудничества и взаимодействии церквей в больших городах?

— В больших городах сотрудничество между церквями разных деноминаций организовать легче, так как перед ними стоит огромнейшая задача, которую никто в одиночку не решит, — донести Евангелие до каждого человека или оказать помощь нуждающимся, которых в больших городах очень много. Люди в больших городах привыкли к разнообразию и хорошему сервису. По этой причине они захотят посещать церковь, которая обеспечит им хорошую атмосферу и ответит на их запросы лучше других.

— Чем христиане могут помочь друг другу и окружающим людям в трудных обстоятельствах?

— Прежде всего ходатайственными молитвами. Молитва — ходатайство за народ — это важнейшее служение церкви перед лицом Бога. Многие пророки и Сам Господь Иисус обращались к Богу с ходатайственными молитвами, испрашивая милость и прощение для согрешающего народа, просили Божьей защиты и покровительства во время бедствий и гонений. Эти молитвы сокращали время гнева Божия, ими обреталась Его милость, и благодаря им горести сменялись благословениями. Второе важнейшее служение церквей — это проповедь Евангелия для спасения людей. Теряя многие блага земной жизни и даже саму жизнь, человек может обрести бóльшее счастье — спасти свою душу и обрести вечную жизнь, как это случилось с разбойником, распятым вместе со Христом. Ради этого и должна подвизаться церковь. Никто другой не даст людям такой возможности, кроме церкви. И конечно же, являть милосердие страждущим, накормить их, напоить, согреть, полечить, приютить и так далее — все это церковь всегда делала и делает в самые трудные времена.

Некоторые церкви оказываются в эпицентре трудностей, и в такой ситуации весьма важна братская поддержка других христиан, когда мы можем поддержать друг друга не только молитвами, но и личным участием и пожертвованиями. В единстве не только сила, но и слава Божья.

— Какие практические советы вы бы дали христианам: как жить сейчас, как строить отношения с другими церквями, какие сегодня главные тенденции в развитии евангельских церквей?

— Прежде всего не враждовать между собой и не обосабливаться в личной праведности или правильности. Не делить между собой территории и людей, нуждающихся в помощи и спасении. Лучше соединять свои молитвы и труд для расширения Царства Божьего и спасения погибающих. Верю, что Господь будет использовать каждую церковь, ее потенциал и особенности.

Некоторые церкви в поисках подходящего сервиса для общества уподобляются социальным организациям или развлекательным клубам. В наше время предоставлять такую услугу бывает легче, чем проповедовать Евангелие спасения. Можно получить больше благодарности и привлечь больше посетителей. Думаю, это неправильная тенденция. Не оставляйте молитву и проповедь спасительного Евангелия Царства Божьего.

 

Фото:  из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение»  евангельских христиан-баптистов

Работает на Cornerstone