Тема

Миротворцы, вы — свет мира

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 88/Миротворцы, вы — свет мира
Миротворцы, вы — свет мира

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль», в третьей части, есть примечательная история о Дáнко, который спас свое племя, выведя его из заболоченного леса на простор. Красивый и молодой Данко убедил своих соплеменников пойти за ним. Но путь был труден, и люди пали духом. А затем стали судить Данко и приговорили его к смерти. И тогда он воскликнул: «Что сделаю я для людей?!» Он вырвал из груди «свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»1 Лес расступился, и все люди оказались в степи, где сияло солнце, блестела трава и золотом сверкала река.

Нам хочется что-то сделать для людей. Но что я могу сделать? Я помню, что Иисус Христос назвал Своих учеников солью земли и светом мира (см.: Мф 5:13, 14). Чуть раньше прозвучали Его речения о блаженствах, где сказано, при каких условиях Его последователи будут успешны в выполнении своей миссии. Мы будем испытывать чувство глубокого и безоговорочного счастья, если будем нищими духом, плачущими, кроткими… (см.: Мф 5:3–11).

Одно из блаженств выходит за пределы личного возрастания. Я могу дойти до обнищания духом, силой Христовой могу снизойти до кротости, оплакать свое духовное состояние, жаждать праведности и милости и чистоты сердца. Но как стать миротворцем? «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:9). Это за пределами человеческого понимания. Кто меня услышит? Кого я могу примирить, когда в противостоянии замешаны такие великие силы, приведены в действие такие человеческие ресурсы, всколыхнулись такие сильные чувства — ненависть, боль, отчаяние? Разве можно потушить этот пожар? Чем?

И вот тут включается принцип посильных дел — накормить, напоить, приютить, одеть, посетить (см.: Мф 25:35– 36). По тому и узнают учеников Христа, что для них эти действия естественны. Помочь тем, кто нуждается в помощи. Кто умеет плакать вместе с плачущими, плачет. Кто умеет перелагать беду в строки, пишет пронзительные стихи. Кто ничего не может, тот просто молится изо дня в день, не крича на весь мир об этом своем делании. Молится о мире, о мiре.

Тут нужно пояснение. В современном русском есть два омонима, которые различались в дореволюционной России одной буквой, — «миръ» и «мiръ». Потом упразднили твердый знак в конце слова, и одну из двух букв, обозначающих звук «и», удалили из алфавита. Так вот, слово «мiръ» означало вселенную, свет, людей, род человеческий (по cловарю В. И. Даля). А слово «миръ» нужно искать в статье по глаголу «мирить» — «примирять, соглашать, устранять ссору, улаживать несогласие, вражду». Мир здесь — отсутствие ссоры, вражды; лад, согласие, дружба, тишина, покой.

Но что бы ты ни делал во благо по своему разумению, будь уверен, обязательно найдутся те, кто страдает настолько сильно, что не примет твоих стараний, отторгнет их, оттолкнет тебя и даже скажет обидные слова. Мы, христиане, не умеем обижаться, ведь прощение — основное свойство Бога и Его детей. Да, мы при этом становимся полноправными детьми Божьими.

Продолжай делать эти посильные малые добрые дела для нуждающихся в мире — и станешь миротворцем. Пусть те, кто все потерял, ощутят постоянную о них заботу и переживание.

«Делай что должен, и будь что будет» — девиз средневекового рыцарского ордена, это девиз, который восходит еще к Марку Аврелию, может стать и твоим девизом. Смысл его можно толковать так: то, что ты делаешь, должно служить людям и основываться на осознании справедливого и благородного бытия в этом мире; тебе могут в этом мешать, но это уже не твоя забота; трудись, пока можешь. С сердцем в руке, поднятым высоко над головой, Данко продолжал вести людей сквозь темный лес, и, когда он упал, этого никто не заметил. Но свою миссию он выполнил.

Христиане следуют в своей жизни за Христом. Делу примирения разных людей в Своем обществе Он постоянно уделял время. Так, в притче, отвечающей на вопрос о том, кого считать своим ближним, Иисус показал разных людей в типичной ситуации (см.: Лк 10:29–37). На дороге лежит израненный человек. Кто ему поможет? Тот, кто это сделает, и есть ближний этому израненному. Не тот, кому пострадавший ближний, что было бы логично, а кто окажется ближним ему, нуждающемуся в помощи. Это евангельский парадокс. Избитому еврею не помогли ни священник, ни левит — религиозные деятели того времени. На него обратил внимание самаритянин — злейший враг евреев, презираемый ими, — и начал действовать: он подошел к лежавшему на обочине дороги, перевязал ему раны, возлив масло и вино, а затем отвез в ближайшую гостиницу, чтобы тот пришел в себя. Значит, все определяется не национальностью, гражданством или социальным положением, а милосердием, добрыми делами по отношению к страдающим. С этого начинается истинное миротворчество.

Именно с милосердия начинается преобразование нашей жизни. Вот как выразили это братья Вайнер устами своего героя Михал Михалыча: «Вашей твердости, ума и храбрости — мало… Нужно время и общественные перемены… Мы пережили самую страшную в человеческой истории вой­ну, и понадобятся годы, а может быть, десятилетия, чтобы залечить, изгладить ее материальные и моральные последствия… Нужно выстроить заново целые города, восстановить сельское хозяйство… надо людей одеть, обуть… Всем дать работу интересную, по душе… В нашей стране окончательная победа над преступностью будет одержана не карательными органами, а естественным ходом нашей жизни, ее экономическим развитием. А главное — моралью нашего общества, милосердием и гуманизмом наших людей… Милосердие… та форма взаимоотношений, к которой мы все стремимся… Кто знает, может быть, именно… сейчас в бедности, крови и насилии занимается радостная заря великой человеческой эпохи — Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями»2.

Мы при этом должны помнить, что за преданность евангельским идеалам и за искание праведности нас могут постичь гонения (см.: Мф 5:10–12). Нельзя примирить тех, кто примириться не готов. Но это не снимает с нас ответственности в осознании своего места в этом мире и своей роли в нынешнем времени. В сложное время переосмысления требуется личная вера. Как-то я столкнулся с определением, что твои религиозные убеждения должны давать тебе практические приемы для преодоления кризисных ситуаций. В противном случае они ложные, и их нужно менять. Но в действительности не мы выбираем веру, как подходящую нам по росту одежду, это Бог находит нас в этом мире и предлагает нам жизнь вместе с Ним и по Его заповедям. Только в таком порядке, а не в обратном. Когда мы поймем это, мы сможем стать миротворцами, которые выполняют волю Всевышнего, а не занимаются успокоением своей совести, выбирая «удобную» религию.

1Горький М. Старуха Изергиль. На дне. Мать. В. И. Ленин. — М.: Просвещение, 1975. С. 33–41.

2Вайнер А., Вайнер Г. Эра милосердия. — Минск: Юнацтва, 1987. С. 120.

 

Фото: gettyimages.ru


Работает на Cornerstone