Почему христианство так отличается от всех прочих мировых религий? Ответ на этот вопрос cфокусирован не на религиозных практиках и проектах, проводимых в жизнь, а на Личности Иисуса Христа. Иисус — Сын Бога Отца и второе Лицо Троицы, Его фигура находится в центре нашего евангельского послания.
Сегодня многие утверждают иное. Атеисты говорят, что Бога нет. Политеизм допускает, что Иисус может быть одним из множества богов. Когда я впервые проповедовал в странах Дальнего Востока, мне пришлось усвоить один урок: слушателям нужно было объяснить, что, принимая Христа, они должны прийти к единственному истинному и живому Богу, о котором говорит Писание, и отвергнуть всех других богов.
Мы, как посланники Христа, смело утверждаем вместе с апостолом Петром: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16). Титул Христос означает «помазанник». В греческом языке этот термин идентичен древнееврейскому понятию Мессии — помазанника, которого Бог пошлет, чтобы спасти Свой народ. Петр и его собратья-евреи, первые верующие ранней христианской Церкви, признали Иисуса Христа Мессией, обещанным еврейскому народу в Ветхом Завете. В мировой истории это было время разочарования и отчаяния. И обещанный евреям Мессия сиял им маяком во тьме, Его свет никогда не угасал: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:4, 9).
В наше время, когда мировые лидеры борются с непреодолимыми, казалось бы, проблемами, когда грозовые тучи сгущаются над землей, эти мрак и опасность лишь ярче оттеняют свет Того, Кто провозгласил: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). Иисус — «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). Он — обещанный Мессия Древнего Израиля. Он — надежда отчаявшихся и беспомощных язычников, среди которых оказалась бóльшая часть населения мира — жители Африки, Азии, Америки и Европы.
За все время моего служения евангелистом я никогда не чувствовал необходимости «приспосабливать» проповедь об Иисусе к особенностям многочисленных и разнообразных национальных, культурных, племенных и этнических групп. С учетом контекста я лишь стараюсь подбирать иллюстрации, подчеркивать определенные истины, которые помогут той или иной аудитории лучше понять Евангелие в свете их культурного наследия.
Но основные истины Евангелия не меняются. Все было создано Богом, Он поддерживает все Свое творение, и поэтому весть о Его спасительной благодати необходимо нести всем людям. Такие факты, как Его непорочное зачатие, Его безгрешная жизнь, Его жертвенная и искупительная смерть, Его воскресение и вознесение одесную Отца, а также славная надежда на Его возвращение, никоим образом не должны быть размыты или искажены.
Иисус не только Христос, Он также наш Бог, Господь и Спаситель. Это ошеломляющая и почти непостижимая истина: Сам Бог сошел на эту землю в Личности Своего единственного Сына. Воплощение и абсолютная божественность Иисуса являются краеугольным камнем христианской веры. Иисус Христос был не просто великим учителем или святым религиозным лидером, Он был Самим Богом во плоти — во всей полноте Богом и во всей полноте человеком.
Эта великая истина подчеркивается на протяжении всего Нового Завета. Библия говорит: Сын «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано... ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота…» (Кол 1:15–16, 19). Матфей, рассказывая нам о рождении Иисуса, говорит: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог”» (Мф 1:22–23).
Сам Иисус часто свидетельствовал о Своей исключительности и божественной природе. Своим противникам Он сказал: «…прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8:58). Они сразу увидели в этих словах притязание на божественность и хотели побить Его камнями за богохульство. В другой раз Иисус сказал: «Я и Отец — одно» (Ин 10:30), и снова Его враги замыслили побить Его камнями за то, что Он, будучи человеком, делает Себя Богом (см.: Ин 10:33). Кроме того, Он показал им, что способен делать то, что может сделать только Бог, например прощать грехи. Обвинение, выдвинутое против Него на суде, заключалось в том, что «Он... сделал Себя Сыном Божиим» (Ин 19:7). И когда Его спросили, был ли Он Сыном Божьим, Он ответил: «... вы говорите, что Я» (Лк 22:70).
Заблуждался ли Иисус в Своих притязаниях? Или это было правдой? Какие доказательства были предъявлены в пользу того, что Он действительно был Богом, пришедшим в человеческом обличье?
Во-первых, об этом свидетельствовала Его безгрешная жизнь. Он мог спросить: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин 8:46), и никто не мог Ему ответить, потому что Он был безгрешен. Тем, кто замыслил привлечь Его к суду, пришлось привлекать лжесвидетелей, чтобы предъявить обвинения, потому что Он был безупречен. Он смог противостать всей ярости сатанинских искушений и не поддаться греху. Он был «искушен во всем, кроме греха» (Евр 4:15).
Во-вторых, было свидетельство Его власти. Его власть была властью всемогущего Бога — такой властью обладает лишь Бог. Он имел власть над стихией, успокоив бурю на Галилейском море. Он имел власть над болезнями и немощами, воскрешал мертвых, исцелял больных — слепые прозревали, а хромые становились здоровыми. Его чудеса свидетельствовали о том, что Он — Господин всей природы: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол 1:16–17).
В-третьих, об этом свидетельствуют исполнившиеся пророчества. За сотни лет до Его рождения пророки Ветхого Завета говорили о местности, где Он должен был родиться, и о том, как Он умрет и будет погребен. Бесчисленные подробности Его жизни были предсказаны пророками, и все они сбылись. Вот почему Иисус сказал растерянным ученикам по дороге в Эммаус: «…о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24:25–27).
В-четвертых, было свидетельство Его воскресения из мертвых. Иисус «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых…» (Рим 1:4). Основатели различных нехристианских религий мира жили, умерли и были похоронены. Могилы некоторых из них вы даже можете посетить. Но Христос жив! Его воскресение — это факт! Его могила пуста, и это исчерпывающее и главное доказательство Его уникальной божественной природы, природы Бога в плоти человека.
В-пятых, об этом свидетельствуют измененные Им жизни людей. История ярко иллюстрирует то, что ясно утверждает Библия: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер 17:9). Образование и дисциплина могут лишь сгладить острые углы человеческого эгоизма, но только у Христа, святого Сына Божия, есть власть изменить сердце человека. И Он делает это. Самому грешному, эгоистичному, злому человеку Христос может даровать прощение и новую жизнь. Библия говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5:17). Его способность изменять человеческое сердце является еще одним доказательством Его божественной природы.
Да, Иисус Христос — тот, кем Он Себя называл, — Сам Бог в человеческом обличье. И это важнейшая истина, на которой зиждется наше спасение. Только божественный Спаситель мог умереть и принести совершенную и полную жертву за наши грехи. Только божественный Господь мог указать, как нам жить. Только воскресший и вознесенный Сын Божий достоин поклонения и служения. Мы исповедуем Иисуса Христа как Бога, нашего Господа и Спасителя.
Во время Своего пребывания здесь, на земле, Он был Богом во плоти, истинным Богом и истинным человеком. Он от вечности исшел и пребудет в вечности. Иисус Христос Своей смертью и воскресением Сам стал Евангелием, Благой Вестью. И, как Его посланники, мы должны представлять Его во всей Его полноте и истине. Все, что меньше этого, лишает нас права на наше высокое и святое призвание.
В никейском Символе веры, принятом на Никейском соборе в 325 году н. э., утверждалось, что Он есть «истинный Бог от истинного Бога... единосущный Отцу».
По нашей вере Иисус становится нашим Господом и Спасителем. Ему дана вся власть на небе и на земле. Нынешняя порочная мировая система до сих пор не признает Его господства; она все еще находится под обманчивой властью князя мира сего — сатаны. Но те, в чьем сердце живет Иисус, имеют власть над лукавым и всеми его демонами. Апостол Иоанн говорит: «…Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин 4:4).
Поэтому, несмотря на наши ограниченные возможности и даже неудачи как евангелистов, Господь Своею властью совершает Свою работу по спасению через нас. И мы подключены к огромным ресурсам Его силы и власти, а значит, мы не своими силами справляемся со служением в своей жизни, но «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8:37). И, как обещает контекст этого вдохновляющего и обнадеживающего стиха, ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:39). Бог может превратить величайшие трагедии в то, что послужит нам во благо и к Его славе, ибо «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28).
Потому что Иисус — Спаситель, Он спасает нас от наказания за грех. Потому что Он Господь, и когда мы ежедневно ходим с Ним, Своим Святым Духом Он дает нам власть над грехом. И однажды Он возьмет нас к Себе, удалит нас от самого присутствия греха. Только потому, что Иисус есть Бог, и нам, признавшим Его Спасителем и Господом, Он дарует — а мы получаем — эти блага, эту благословенную уверенность и надежду.
©1984 BGEA
Фотография из архива Религиозной организации Христианский центр «Возрождение» евангельских христиан-баптистов