Решение

Стоит ли христианину быть открытым?

Сергей Сипко
Журнал/Архив/Номер 87/Стоит ли христианину быть открытым?
Стоит ли христианину быть открытым?

Все мы с радостью общаемся с открытыми и искренними людьми. И это неудивительно, ведь такие люди легко идут на контакт, охотно допускают других в свой мир и проявляют непритворный интерес к собеседнику. Открытый человек непринужденно выражает свое личное мнение, безбоязненно открывает скрытый от посторонних глаз мир мыслей и чувств. Искренний собеседник без смущения говорит, что ему нравится или не нравится, открывает свои чувства и эмоции, прямо высказывает свою точку зрения.

Впрочем, всякая ли открытость хороша? Народная мудрость гласит, что бывает «простота хуже воровства». И напротив, небольшая загадка способна пробудить интерес к личности собеседника. В самом деле, не всякая открытость уместна. Излишне открытый человек может восприниматься как навязчивый или не способный держать язык за зубами. А слова, сказанные не вовремя, — иногда слишком дорогая ошибка.

Не размышляя, доверять все и всем как минимум неразум­но. Такой человек наживет себе много проблем. Поэтому кроме умения доверять важно развивать в себе умение разбираться в людях. Ведь и Сам Христос «не вверял Себя им, потому что знал всех…» (Ин 2:24). Такую внутреннюю защищенность не стоит путать с закрытостью.

Иногда закрытость может быть вполне адекватным ответом на внешнюю угрозу. Например, заключенные — народ закрытый. В их среде в ходу принцип «Не верь, не бойся, не проси». Открытость в тюремных условиях скорее губительна, а потому для выживания необходимо закрываться, позиционировать себя в выгодном свете. Закрытость процветает там, где неразумно раскрывать подлинную мотивацию своих поступков. Максим Горький в своей автобиографической трилогии выражает эту мысль устами Смурого: «А, пожалуй, верно, я ко всем добрый! Только не показываю этого, нельзя это показывать людям, а то они замордуют. На доброго всякий лезет, как бы на кочку в болоте... И затопчут»*.

Закрытый человек склонен не допускать других людей в свое личное пространство, в мир своей семьи, в свой внутренний мир. Такой человек зачастую сосредоточен на себе и устанавливает с окружающими людьми неглубокие, формальные отношения. Закрытость искажает его восприятие, и в результате человек видит деформированную картину мира.

Каким стоит быть последователю Христа? Поможет ли открытость лучше исполнить великое поручение Спасителя — распространить Благую Весть до края земли?

Бог устанавливает Свое царство в сердце человека, поэтому подлинный ученик Христа «есть храм… Святого Духа» (1 Кор 6:19). Его Царство обнаруживается в христианской семье: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Его Царство там, где собрались верующие и прославляют Спасителя в молитвах, пении и свидетельствах о чу´дных делах Божьих. Вот почему все верующие призваны идти по всему миру, чтобы Царство Божие распространялось. Поэтому истинный последователь Христа не может быть закрытым, равнодушным и отстраненным. Если христианин остается закрытым, то окружающим трудно ощутить дыхание Неба, атмосферу Царства, веяние Святого Духа. Подобно Христу, мы призваны принимать участие в нужде и страданиях ближнего. Всегда актуален призыв, поэтически сформулированный Николаем Некрасовым в стихотворении «Кому на Руси жить хорошо»: «Где трудно дышится, где горе слышится, будь первый там!» Иногда мы ничем не можем помочь, но всегда можем помолиться о человеке. Возможно, о нем никто никогда не молился, и ваша молитва будет первой. Я почти не встречал людей, которые бы отказались от того, чтобы о них помолились. Молитесь смело, потому что Гос­подь хочет, чтобы каждый дом стал домом молитвы.

Проповедь Христа радикальна. Один из ее тезисов: подлинный ученик должен оставить свой дом. Это предложение с обетованием — поступивший так приобретет сто домов. Где взять столько денег, чтобы приобрести сто домов? Где взять столько сил, чтобы содержать сто домов в порядке? Но если мы открыты новому, выходим из зоны комфорта, нам становятся доступны новые сообщества, где нас примут, накормят и где будет радостное общение. Для этого нет нужды продавать свой собственный дом. Его всего лишь нужно на время оставить. То есть буквально исполнить великое поручение — начать идти в сторону края земли. Хотя бы до соседней квартиры. И если вы преодолели страх, лень, смущение и сделали шаг, рано или поздно вы обнаружите дом, где вас примут.

Несмотря на длительный срок активного служения, я не перестаю удивляться и восхищаться тем, насколько родными становятся люди, которые вместе с тобой искренне поклоняются Богу. В Африке, в Юго-Восточной Азии, в Европе, Америке, в странах бывшего Советского Союза — всюду, где мне приходилось бывать, — двери домов открывались, приходило Божье Царство «и на земле, как на небе» и совершалось «общение святых».

Благовестие, которое поручил Христос ученикам, было Благой Вестью о Его Царстве, провозглашением, проповедью о Царстве. Но было в этом и нечто большее. Иисус учил, что, находясь в доме, апостолы должны были говорить собравшимся там о том, что Царство Божие приблизилось. Как понимать эти слова? Буквально: «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди…» (Мф 18:20). Когда мы собираемся во имя Господа, прославляем Его, тогда Иисус посреди нас, мы ощущаем дыхание Царства — «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). Апостолы шаг за шагом, дом за домом распространяли Евангелие Царства, снова и снова звучал призыв «Веруй в Евангелие, и спасешься ты и весь дом твой!»

Помните, как Иисус пришел в дом Закхея? Он ни разу не упрекнул Закхея, не обличал его в грехах, не порицал его за сотрудничество с римскими оккупантами, не задавал ему вопросы о происхождении его богатства, не излагал ему богословские концепции. Он просто пришел в дом Закхея — и Царство Божие приблизилось! Закхей раскаялся, и Ии сус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему!»

Вот почему ученикам Христа стоит быть открытыми. Открытость позволит нам иметь отношения с большим количеством людей и обнаружить тех, кто с радостью примет Христа, потому что Его Царство приблизилось. Открытые отношения делают нас чувствительными и уважительными, а значит, не предполагают давления, навязчивости и агрессии. Приблизившееся Царство привлечет жаждущие души, и через послушание Слову они войдут в него, потому что «вера от слышания, а слышание — от Слова Божия» (Рим 10:17).

*Горький Максим. В людях. — М.: Художественная литература, 1984. С. 238.

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone