Интервью

Дарителем может стать каждый

Журнал/Архив/Номер 87/Дарителем может стать каждый
Дарителем может стать каждыйЛариса Безвербная, учредитель и председатель фонда «Подари подарок»

Мы упаковывали в пакеты привезенные людьми подарки. Вспомнилась строка из Бродского: «В Рождество все немного волхвы…» Интересно, что значит быть волхвом? Может, научиться дарить? Из того немногого, что имеешь сам. И еще подумалось: эти подарки — как дары для Младенца Иисуса. Он пришел к нам в облике незнакомых нуждающихся людей…

Почти пятнадцать лет назад мои друзья, молодые христиане из разных московских церквей, придумали акцию «Рождественский подарок». Идея заключалась в том, чтобы оказать адресную помощь нуждающимся семьям. Не вообще что-то подарить, а узнать предварительно, что именно людям нужно, и найти дарителя для каждого.

Затея была непростой в плане логистики. Волонтеры посетили семьи, узнали об условиях, в которых они живут, и их потребностях. Эти сведения разместили на стендах объявлений в церквях и на христианских сайтах, пригласили участвовать в этом своих друзей и знакомых. Нашли волонтеров-водителей, которые должны были развезти подарки по адресам.

«Вообще-то, мы боялись, что придет не много людей с подарками, — вспоминает Татьяна, одна из первых волонтеров. — И сможем ли мы собрать те конкретные вещи, о которых нас попросили? Не обернется ли эта акция разочарованием?

Первыми пришли водители, и мы стали ждать… Вскоре появились и дарители. Это были люди явно среднего достатка, возможно, ненамного богаче тех, кому они принесли подарки. Они благодарили нас за точную информацию, радовались, что есть возможность помочь. Дарители подписывали открытки для нуждающихся людей, старались их как-то подбодрить словами. Одна женщина даже расплакалась, когда делала запись в памятной книге.

Один юноша поинтересовался, у какой семьи меньше всех подарков. Мы рассказали ему о семье инвалидов, которым была нужна микроволновая печь. Дело было в том, что они не могли включить газовую плиту и ели все холодное. На следующий день этот парень принес микроволновку, необходимую обувь и питание для этой семьи и подписал специально для них поздравительную открытку. А водитель, доставив подарок, научил хозяев пользоваться новой техникой. Так что вышло как нельзя лучше, и все остались довольны!»

В тот первый раз подарки получили двенадцать семей. Можно сказать, что создатели акции «Рождественский подарок» запустили своеобразный круговорот добра. Круг добра расширялся и расширялся с каждым новым годом: приходили новые волонтеры, дарители — уже не только из церквей, но и из светских организаций. Развивался и портал проекта: на сайте появился каталог семей, и дарители могли выбрать адресата и «забронировать» для себя возможность помочь ему. Конечно, сыграло свою роль и умение организаторов построить процесс, рассказать обществу о проекте. А в основе всего лежало желание увидеть Иисуса в нуждающемся человеке, стать руками Бога, через которые изливаются Его милость и доброта.

В 2019 году волонтерский проект превратился в благотворительный фонд «Подари подарок». Сегодня фонд оказывает помощь семьям Москвы и области, а также нуждающимся более чем в двадцати регионах России. В Москве, Московской, Воронежской и Липецкой областях, Краснодарском и Пермском краях есть свои сообщества волонтеров.

Фонд ежегодно проводит три благотворительные акции: «Рождественский подарок», «Раскрась весну добром!» и «Портфель доброты» (к 1 сентября).

За пятнадцать лет работы помощь от фонда получило более тысячи семей, около восьмидесяти волонтеров и четырехсот дарителей принимают участие в каждой акции. В 2020 и 2021 годах фонд получил поддержку Фонда президентских грантов, а также фонда Владимира Потанина, стал лауреатом премии губернатора Московской области «Мы рядом». Проекты фонда трижды выходили в полуфинал всероссийского конкурса «Добровольцы России».

Рассказывает Лариса Безвербная, учредитель и председатель фонда «Подари подарок»:

— В основе деятельности фонда — идея помогать людям так, чтобы они тоже начинали помогать другим. Мы хотим поддержать людей в сложный момент как материально, так и нематериально. Так, у нас работает команда психологической поддержки, в ней пять психологов. Оказываем мы и юридическую помощь людям в трудной ситуации. И еще одно важное направление — вовлечение желающих в волонтерское сообщество. Это и обучение волонтеров, и разные мероприятия для них, и много всего другого. Наша цель — создание в разных городах России сообществ взаимопомощи, в которых бы участвовали и благотворители, и те, кому они передают импульс добра.

— Вы были инициатором превращения волонтерского проекта в благотворительный фонд, и даже шире — в волонтерское движение. Как это произошло?

— Я стала руководителем проекта в 2014 году и долго совмещала это с основной работой, тогда я была директором по исследованиям на фармацевтическом рынке. Два-три месяца, когда мы активно работали над акциями, наполняли смыслом мои дни. А когда я уходила в декреты, сначала в первый, а потом во второй, то полностью переключилась на благотворительную деятельность. Господь дает нам знаки, чтобы указать путь. В моем случае это было участие в конкурсе «Лидеры России». Это подтолкнуло меня к тому, чтобы вместе с ребятами-волонтерами сделать из нашего проекта благотворительный фонд.

— Что вас вдохновляет заниматься благотворительностью?

— Еще в детстве я мечтала построить город для бездом­ных и там давать им работу, чтобы их жизнь изменилась. Когда я выросла, то поняла, что есть организации, которые прекрасно это делают. Желание помогать людям так, чтобы они, в свою очередь, начинали помогать другим, — из этой же истории, оно также уходит корнями в мою детскую мечту.

Дарителем может стать каждый

Мне очень нравится заниматься делом, которое помогает выявлять лучшее в других. Причем лучшее и в дарителях, и в тех, кому мы помогаем. Большая боль благотворительности — в том, что она стимулирует иждивенчество. Наша история — про сообщество равных, в котором люди, получившие помощь, передают этот импульс дальше. Про уважительное отношение к человеку, оказавшемуся в тяжелой ситуации. Мы все сейчас не застрахованы от сложных ситуаций. Расстояние между теми, у кого все прекрасно, и теми, у кого не очень, маленькое. Я чувствую себя звеном в цепочке, через которую, надеюсь, исполняется замысел Божий — соединять людей и давать им возможность свободного выбора стать волонтером или дарителем. Для тех, кто принимает эту возможность, открывается сообщество прекрасных людей, которые участвуют в нашем деле, и возможность видеть, что от тебя самого многое зависит.

Шестьдесят–семьдесят процентов наших подопечных имеют детей с тяжелой инвалидностью. Однако, даже не выходя из дома, родители этих детей стремятся приносить пользу другим. Выстраивание механизма, благодаря которому все участники процесса становятся лучше, — большое счастье для меня. И я тоже часть этого процесса. Я нахожусь в потоке доброты, идущей от людей, в потоке непрерывного чуда.

— То есть вы ощущаете Божье водительство? Чувствуете, что развиваете дело Божье?

— У меня есть стихотворение на эту тему:

«Идти по солнечной стороне,
Как будто солнце глаза не слепит,
Как будто светит оно во мне.
Но я-то знаю, Кто это светит.
Но я-то знаю, что не могу
Себя на йоту подпрыгнуть выше.
Так и молюсь — все на бегу,
Прося украдкой: “Ты будь поближе!”»

Мой принцип — делать все, что от меня зависит, а остальное отдавать в руки Божьи. Ситуация сейчас неспокойная, да и коронавирус многих подкосил. Большинство людей думают, как бы свою семью прокормить. А мы, по сути, ищем возможности, чтобы люди сделали доброе дело для других. И это невозможно без того, чтобы постоянно предавать себя в руки Божьи.

Одна из наших подопечных когда-то поразила меня. Она незрячая мама восьмилетнего сына — одиночка. И она живет в состоянии постоянного счастья. Я спрашивала ее: «Как тебе это удается?» Она ответила: «Я постоянно чувствую, что я у Христа за пазухой». Когда занимаешься благотворительностью, то с точки зрения мира находишься в уязвимой позиции. Ведь ты не имеешь возможности зарабатывать, как, например, в бизнесе. Но ощущаешь постоянно эту поддержку свыше. И я молюсь о том, чтобы чувствовать Божий промысел. Когда-то директор фонда «Дом с маяком» Лида Мониава сказала, что главное — это не просто не накосячить, но сделать все так, чтобы Божья воля продолжала осуществляться через твое дело. Вот я примерно об этом.

— Как становятся дарителями, вы как-то мотивируете людей? И что получает дарящий?

— На самом деле дарящий получает больше, чем отдает. Взять мою историю: я работала с утра до ночи на прекрасной должности. У меня было ощущение, что в моей жизни есть все, но как-то не хватает смысла. И по сути, многие дарители приходят с этим ощущением, с желанием найти смысл, почувствовать себя нужными. Это прекрасно — видеть, как у кого-то сбывается мечта, а ты — причина этого счастья и искренней благодарности. Рождается удивительное чувство сопричастности доброму делу.

Находятся дарители по-разному. Часто благодаря сарафанному радио, когда волонтеры рассказывают о нас друзь­ям, знакомым,  кому-то на работе. Возможно, кто-то из читателей захочет присоединиться сам или принести нашу идею в свой рабочий коллектив. В наших акциях можно участвовать и деньгами, и конкретными подарками. А если у кого-то появится желание вступить в наше волонтерское сообщество — мы всегда рады! Запустим круговорот добра вместе?

С Ларисой Безвербной, учредителем и председателем фонда «Подари подарок», беседовала Мария Романова.

 

Фотографии предоставлены благотворительной организацией «Круг добра»

Работает на Cornerstone