Тема

От чего спасает Христос

Анастасия Горбачева
Журнал/Архив/Номер 87/От чего спасает Христос
От чего спасает Христос

Нам выпало жить в необычное время: на стыке двух веков, двух эпох, в которых причудливо сочетаются старое и новое. В самолете на одном ряду можно увидеть правоверного иудея, православного священника, тренера по йоге, каждый из которых читает что-то в телефоне на своем языке. Технологии, пересекая часовые пояса и географические границы, объединяют людей разных культур в международные проекты. Этот переходный период еще не получил своего названия, однако определенные его характеристики можно выделить уже сегодня. Принимая культурные и общественные вызовы и ответственно отвечая на них, мы можем соткать свое полотно истории и воспользоваться данным нам шансом широко распространить Благую Весть. Но для этого нам необходимо понять, что мы сами собой представляем и каковы люди, которым мы служим.

Западная культура во многом строится на идее о том, что «Бог умер»1 и человечество освобождено теперь от оков поклонения, суеверий и мистификаций. В России подобные лозунги мы унаследовали от советского периода. Непредвиденную нотку в культурный бульон современности внесла глобализация, которая познакомила мир с множеством мировоззрений и провозгласила их равноценность. Третьим ингредиентом, смущающим умы, становятся оппозиционные атеизму течения — неоязычество, движение new age, обращение к аскетической или религиозной версии традиционных верований и так далее. Все это причудливо соединяется, составляя синкретическое основание современной жизни, и бабушки удивленно сетуют: что в голове у этой молодежи?

Чего ищут люди сегодня? Могут ли христиане достойно конкурировать с разнообразными религиозными предложениями? Как христиане могут ответить на запрос общества о вечном сегодня, когда церковь отчасти утратила кредит доверия?

От чего спасает Христос

Одно из исследований2 попыталось ответить на эти вопросы. Опросы ставили перед собой задачу выяснить, что, по мнению молодых людей, можно считать греховным и абсолютно неприемлемым в христианстве. Подрастающее поколение (10–15 лет) считает неприемлемыми в христианстве абсолютизацию, религиозное лицемерие, превосходство отдельных групп, экологическую безответственность, угнетение слабых, институционализм и капитализм, или жадность. Давайте ненадолго остановимся на каждом из них.

Абсолютизация — наложение жестких парадигматических рамок на любое убеждение, право или привилегию, если они идут вразрез с учением церкви. Заявление церкви о том, что Иисус — единственный путь к спасению, сегодня для многих звучит неприемлемо.

Религиозное лицемерие, а в более широком смысле — лицемерие любого рода. Будь, кем хочешь, но будь подлинным — тем, за кого себя выдаешь.

Превосходство группы. Гордиться положительными сторонами своей группы или подгруппы и возвышаться над всеми остальными присуще, как считается, узкому мышлению, при котором отсутствует более широкое, глобальное видение: например, глобализм предпочтительнее национализма. Востребованная позиция «я — гражданин мира».

Экологическая безответственность. У нас только одна планета — эту истину и связанное с ней экологическое сознание прививают детям в государственных школах с 1980-х годов. Неспособность увидеть эту истину рассматривается как близорукость, глупость и эгоцентризм.

Угнетение слабых. Любая группа, которая рассматривается как меньшинство или угнетаемая группа, автоматически защищается. Те, кто принадлежит к нескольким группам меньшинств, возвышаются как имеющие более весомый голос. Те, кто обладает властью и привилегиями, становятся злодеями. Угнетающие тех, кто не может защитить себя, являются абсолютным злом.

Институционализм — ущемление институтом прав индивида. Любое ограничение, налагаемое обществом на индивида, является неправильным. Преобладание гуманизма способствует утверждению и возвышению личности.

Капитализм, или жадность, отвергается. Одновременно с утверждением прав личности подростки склонны не улучшать общество в целом, а защищать слабых. Перераспределение богатства в пользу менее удачливых они считают утопией, социализм также отвергается. Любой богатый человек считается жадным и находящимся у власти, а значит, он — угнетатель слабых.

Принимая во внимание результаты этих исследований, христиане предлагают стратегию свидетельства поколению с подобными установками.

Первый шаг — признать свои грехи, или, иными словами, исповедаться. Мы часто говорим о своих слабостях и проблемах с близкими друзьями или на домашних группах. Но когда мы говорим с неверующими, то зачастую выбираем путь указания на их ошибки и призываем их к покаянию. При этом мы умалчиваем о том, что знание истинного пути не сделало нас стопроцентными праведниками, поскольку это большая внутренняя работа для любого человека. Такая позиция отталкивает людей и может выглядеть как лицемерие. Говоря о своей греховности и слабости, мы показываем свою открытость и уязвимость. Мы не противопоставляем себя миру, но указываем на то, что и нас мучают те же страхи, ошибки и страсти. И мы нашли выход, который помогает нам избавляться от нашей слабости и греховности. Он — в Иисусе Христе. Только признав свои слабости, мы сможем стать вестниками надежды. И, как ни странно, современное поколение сочувствует смиренным.

Второй шаг — отделить представление о Божьей святости от человеческой греховности. Церковь является «телом Христа», но она все еще в мире. Мы призваны быть «не от мира сего», но мы не можем объективно отразить всю святость и величие Творца. Божье и человеческое важно различать, потому что люди, которые не имеют никакого духовного опыта, строят представление о Боге на основе общения с людьми из церкви. И мы оказываемся несовершенными представителями Бога на земле. Мы должны предлагать учение о церкви, которое проводит различие между несовершенной видимой церковью и невидимой Церковью — невестой Христа, которая становится безупречной благодаря Жениху. Более того, совершенно необходимо, чтобы церковь была объединена узами любви. Наша нечистота не запятнает Его чистоты, но Его святость делает нас праведными.

От чего спасает Христос

Третий шаг — показать позитивное влияние церкви на историю развития человечества. Это необходимо, потому что церковь обвиняют в таких ужасных исторических ошибках, как инквизиция, коррупция, развращенность священников, поддержка и оправдание нацизма в Германии в XX веке, прислуживание государству в дореволюционной России. И у некоторых людей эта картинка — единственное представление о Боге и церкви. Нужно восстановить справедливость, дополнив эту критику фактами о том, что церковь сыграла решающую роль в развитии науки, образования, права, медицины и социальной помощи немощным и бедным людям. Многие грехи, приписываемые церкви, совершены по причине слабости и греховности конкретных людей. Но во все века Бог продолжает сеять семена, которые прорастают добром в Его долгосрочных проектах. Положительное влияние церкви на развитие европейской и российской культуры исторически достоверно, и оценка этого вклада должна быть справедливой.

Четвертый шаг — обоснование этики современного мира с точки зрения христианской морали. В каждом человеке присутствует моральный компас, который люди используют неосознанно. Бог вложил его в сердце человеку. На этом шаге наша задача состоит в том, чтобы указать на него и поставить вопрос: откуда вы знаете, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что нет? Если человек попытается честно ответить на этот вопрос, то окажется, что где-то глубоко в своем сердце он согласен с Библией. Христианство на протяжении многих веков орошало мировую культуру, и нормы христианства стали основой морали и нравственности современной культуры. Постхристианская мораль основана на Писании, независимо от того, признают люди это или нет.

Пятый шаг — решительный поворот от апологии христианства к указанию пути следования за Христом как единственно верного. Поиск и нахождение общего языка с людьми пост­постмодернизма может стать важнейшим моментом свидетельства. Для них важным является то, что Иисус личность, Он любящий, Он открыт всем и каждому во всем мире, Он объявил творение добрым и что Он — Бог угнетенных.

Познание Иисуса открывает перед постпостмодернистами удивительные возможности, такие как:

— обретение во взаимодействии с Богом смысла жизни, в которой появляется духовный горизонт, значимость собственной жизни и благородная миссия, доступная каждому; 

— реализация жизни с непостижимым Богом, выход «за пределы себя» в служении, познание себя в духовном свете, благодаря которому изменяются все ориентиры в жизни;

— жизнь в общине единомышленников, вместе с которыми можно стремиться к благородным целям преобразования собственной жизни и помощи другим в социальных проектах.

Утверждение о единственном Спасителе Иисусе Христе, скорее всего, будет воспринято постпостмодернистами с нетерпимостью (как к абсолютизации и превосходству группы. — А. Г.), однако мы должны пройти этот этап смиренно, поясняя людям, что поскольку мы несовершенны и грешны и находимся на пути к святости, то в превосходной позиции по отношению к нам находится только Бог. Он выше всех народов и племен. Он иной, не такой, как все. Он Свят.

Надеемся, что эти рекомендации помогут вам с успехом донести Благую Весть до подрастающего поколения.

1G . Vahanian. The death of God . Электронный ресурс https://books.google.ru/books?hl=en&lr=&id=4E5MAwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PR13&dq=post+christian+culture&ots=o1uFqAdQcS&sig=uLxvWavj-mfRLzCD5JuOG51V2q0&redir_esc=y#v=onepage&q=post%20christian%20culture&f=fals (дата обращения 2 марта 2022 года).
2https://moralitysurvey.com. По данному адресу находится анкета исследования. 

 

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone