Портрет

Томас Брукс: противоядие от уныния

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 86/Томас Брукс: противоядие от уныния
Томас Брукс: противоядие от унынияЭммануил-колледдж Кембриджского университета, где учился Томас Брукс

Томас Брукс (1608–1680) — английский пуританин, проповедник и писатель. Он родился в обеспеченной и благочестивой семье пуритан. В семнадцать лет поступил в Эммануил-колледж Кембриджского университета. В те времена Оксфордский университет считался оплотом протестантов-консерваторов, которые полагали, что церковь Англии, отделившаяся от Рима в 1534 году стараниями короля Генриха VIII, должна по возможности сохранять дореформационную традицию в обрядах и богословии, а в Кембриджском университете преподавали те, кто считал, что реформа в церкви далека от своего завершения; таких людей, которые кроме всего прочего исповедовали кальвинистские взгляды, и называли пуританами. Несомненно, в Кембридже пуританское мировоззрение Брукса укрепилось; скорее всего, там окончательно сложились и его оппозиционные убеждения — многие пуритане были недовольны королевской властью, которая явно поддерживала протестантов-консерваторов и претендовала на абсолютную власть и в государстве, и в церкви.

После окончания университета Томас Брукс стал священником и получил направление на флот, став духовным наставником матросов и офицеров. В 1640 году он получил лицензию на проповедническую деятельность (в те времена на чтение проповедей требовался специальный документ). В 1642 году началась Английская революция — противостояние между королем и парламентом. Томас Брукс стал капелланом адмирала парламентского флота, а затем и его сына полковника сухопутных во йск. В конце 1648 года Брукса позвали прочесть проповедь в Палате общин, и его проповедь так понравилась слушателям, что Брукса потом неоднократно приглашали проповедовать в парламент.

Томас Брукс: противоядие от унынияРита Грир. Великая Чума в Лондоне. 2009 год

В 1652 году Брукс был назначен настоятелем (ректором) церкви Святой Маргариты в Лондоне в районе Мурфилдс. В этом же году вышла широко известная книга Брукса «Драгоценное средство защиты от ухищрений сатаны». В этой книге Брукс, систематизировав традицию пуританского самоанализа, пристального и беспристрастного разбора устремлений души, а также ориентируясь на душепопечительскую литературу того времени и на свой опыт, детально описал важнейшие искушения, с которыми сталкивается христианин. В 1658- м он издал книгу «Немой христианин под наказующим жезлом», где детально осмыслил тему человеческого страдания и необходимости спокойно и без уныния его принимать.

В 1660 году Английская республика, возникшая после революции, прекратила свое существование, и Карл II, сын казненного короля, взошел на трон. Важной частью политики нового монарха было укрепление государственной церкви Англии и притеснение религиозных инакомыслящих (диссентеров). Для этого были приняты законы, которые, в частности, требовали от любого рукоположенного служителя причащаться в церкви Англии и в ряде случаев признавать главенство короля в англиканстве, что для пуритан было неприемлемо. Многие пуританские служители были лишены своих кафедр и лицензий на проповедническую деятельность, и в 1662 году среди них оказался Томас Брукс. Однако в отличие, например, от поэта и автора поэмы «Потерянный рай» Джона Мильтона и многих других Брукс не подвергался иным преследованиям. Он смог остаться в своем приходе, писать книги и пуб­ликовать их.

Томас Брукс: противоядие от унынияНа этом месте стояла церковь, где служил Брукс

Еще через три года в Лондоне началась чума. Брукс поступил как истинный пастырь: он остался в городе, чтобы поддерживать больных, умирающих и их близких. О самоотверженном служении Брукса с большим уважением писал «величайший из пуритан» Ричард Бакстер. В 1670 году Брукс, осмыслив свой пастырский опыт и обрушившееся на него горе многих его прихожан, написал книгу «Лондонские плачи». В 1676-м умерла жена Брукса, и проповедник описал и ее опыты, то есть размышления. Через четыре года после ее смерти умер и он сам и был похоронен на кладбище Банхилл-филдс.

Одна из важных тем богословия Брукса, прожившего сложную и полную трудностей жизнь, — это правильное отношение к бедам и страданиям и противодействие унынию.

Душа, которой коснулась Божья благодать, не просто принимает страдания, она не ропщет на них. Она может их оплакивать, как это делают Давид и Иов, но она не сетует на Бога; она принимает свою участь смиренно и без жалоб, как это сделал первосвященник Илий, узнавший от отрока Самуила, что погибнут и его дети, и он сам (см.: 1 Цар 3:18). Делают так смиренные люди потому, что в любом бедствии они видят прежде всего не ущерб для себя, а Бога. Он оказывает милость людям, во-первых, исправляя и исцеляя их. Брукс указывает, что смиренная душа считает себя достойной Божьего суда, однако принимает его, зная, что все, что делает Бог, — благо, и, что очень важно, смиренная душа на то и смиренна, что в отличие от гордой искренне считает, что не она сама, а Бог знает, что и для кого является лучшим.

Но не всякое бедствие есть наказание от Бога; милость Божья, во-вторых, проявляется в закалке верующих и в укреплении их духа. Брукс отмечает: «Бедствия для смиренных душ — это плуг Господень, борона Господня, цеп Господень»1; Бог совершает в нас Свое действие, и это редко бывает приятным и безболезненным. В целом в падшем мире страдания — обычное дело. Цитируя Книгу Иова, Брукс указывает, что праведники рождаются «на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5:7); ропот и уныние, соответственно, предполагают, что мы отказываемся жить в реальном мире.

Томас Брукс: противоядие от унынияКнига Томаса Брукса «Богатство Христа». XVII век

Чтобы правильно относиться к жизненным трудностями и вообще принять такой взгляд на вещи, необходимо доверять Богу. На доверии Брукс делает особый акцент: нужно помнить о том, что Христос сделал для нас, помнить о Его страданиях и держаться за Него несмотря ни на что. Цель жизни христианина — угодить Богу, которому он безгранично доверяет; для истинных христиан, считает Брукс, главным стремлением должно быть прославление Бога и содействие Ему, а не попытки любой ценой избавиться от бед и неприятностей. Смиренный человек дальновиден, указывает Брукс: он видит «сахар на дне горькой чаши, которую Бог дает ему»2. Утешая своих читателей, Брукс отмечает, что скорби временны, и, если мы правильно к ним относимся и не унываем, они могут привести нас к Богу: «Скорби — это всего лишь черный вход в дом вашего Отца; они всего лишь грязный переулок на пути к царскому дворцу»3. Основание для надежды у христианина, говорит Брукс, это строки Писания: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс 33:20).

Такая позиция помимо всего прочего способствует тому, что христианин всегда найдет, за что благодарить Бога, по заповеди, данной нам апостолом Павлом (см.: 1 Фес 5:16); он будет радоваться малому — даже небольшим изменениям к лучшему; а такая позиция способствует твердости и спокойствию духа.

Брукс считается одним из самых образованных и глубоких пуританских мыслителей XVII века; великий баптистский проповедник Чарльз Сперджен называл Брукса человеком, державшим в руках звезды. Будем надеяться, что опыт и размышления Брукса могут быть полезны и для нас, людей XXI века.

1Brooks T. 18 Characteristics of Humble Souls. Электронный ресурс: https://www.monergism.com/18-characteristics-humble-souls (дата обращения 13 декабря 2021 года).

2Там же.

3Thomas Brooks (Puritan). Citations. Электронный ресурс: https://en.wikiquote.org/wiki/Thomas_Brooks_(Puritan) (дата обращения 13 декабря 2021 года).

 

Фото: wikipedia.org


Работает на Cornerstone