Радость полнее, когда есть здоровье, когда мы даже не задумываемся, в какой стороне груди находится наше сердце. Именинникам и юбилярам неизменно желают здоровья. Наш Господь, будучи на земле, исцелял людей. Вспомним, как проявил любовь к ближнему милосердный самаритянин: он поднял израненного человека, обработал ему раны, использовав оливковое масло и вино, перебинтовал его, а затем доставил в гостиницу, где тот мог бы отлежаться, прийти в себя.
Ясно, что и христиане должны следовать этим примерам, тем более что Иисус, говоря о служении в этом мире, упомянул больных. Христиане, следуя Его заповеди, должны посещать больных (см.: Мф 25:31–40). При этом Христос говорит, что если вы делаете это, то вы делаете это для Него.
Кажется, что еще здесь обсуждать? Бери и делай. Но на самом деле вопросов много. Актуально ли сегодня, при современной развитой системе здравоохранения, служение, о котором говорил Спаситель? Нужно ли людям, думающим о вечном, заботиться о бренном теле? Нужно спасать души, а не лечить тело, разве нет?
Да, у нас есть система здравоохранения и медицинские учреждения. И мы знаем, как долог и труден путь врача от первого курса медицинского учебного заведения до того момента, когда он впервые самостоятельно приступает к осмотру, диагностике и лечению пациента. Пусть врачи занимаются своим делом, им хватает работы. Но и христиане могут внести свою посильную лепту.
Как мы относимся к своему телу? Библия говорит, что тело человека — храм Святого Духа, и, более того, мы не принадлежим самим себе (см.: 1 Кор 6:19, 20). Только на основании этого стиха из Нового Завета следует, что, во-первых, к телу мы должны относиться бережно и внимательно. Во-вторых, тело не наша собственность, а Божья. И, в-третьих, своими телами мы должны прославлять Бога.
Экология духа начинается с заботы о своем здоровье.
Второй вопрос касается продолжительности нашей жизни: как долго вы собираетесь жить? Христианин готовит себя к вечной жизни (см.: Ин 3:16). Но это не значит, что сегодня, в нашем несовершенном мире, он может жить так, как ему заблагорассудится. Уже в книгах Ветхого Завета есть обещание долгой и благополучной жизни на земле для тех, кто соблюдает установления Божьи. Моисей говорит: «Будь послушен установлениям Его (Божьим) и заповедям Его, которые я излагаю тебе ныне, чтобы пребывал в благополучии и ты, и потомки твои и наслаждался долгою жизнью на земле, которую навсегда дарует тебе Господь, Бог твой» (Втор 4:40, пер. под ред. Кулакова, далее ПК); «Почитай отца своего и мать свою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы жил ты долго и было тебе хорошо на земле, которую дарует тебе Господь, Бог твой» (Втор 5:16, ПК).
Получается, что уже сегодня надо готовить себя к жизни в условиях новой земли, заботясь о себе, о других и об окружающей среде.
Большая часть болезней проистекает из того, что люди живут так, как получается, накапливая вредные привычки и не задумываясь о последствиях. Речь даже не о здоровом образе жизни как таковом, а об общих подходах к своему здоровью.
И вот тут возникают вопросы посложнее, они связаны с нашим мировосприятием. Что нужно для здоровья? Вспомним молитву «Отче наш», там есть такие слова: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Конечно же, нам нужно пропитание на каждый день. Важно ли при этом качество питания? Ответом нам может послужить практика туристов. Что они делают, когда собираются в поход? Опытный турист распишет меню на каждый день похода, рассчитает количество продуктов и сделает раскладку — что покупает каждый участник похода. Неопытный турист всегда возьмет больше, чем следовало бы. И часть продуктов и снаряжения будет бесполезной.
«Царство Божье не пища и питие», — говорит Писание. Но сегодня вопросы питания порой занимают нас больше, чем духовные вопросы. Вот вам цитата из некогда очень популярной среди сторонников здорового образа жизни книги: «Каждый из нас, соблюдая определенные гигиенические и диетические правила, может продлить свою жизнь. И каждый обязан сделать это — ради себя, ради родных и друзей и, наконец, ради своей страны… Я верю в то, что каждый человек имеет право и обязан жить до 120 лет и более. Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями. Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем… Я здоров 365 дней в году, у меня не бывает никаких болей, усталости, дряхлости тела. И вы можете добиться таких же результатов!» (Поль Брэгг. «Чудо голодания»).
Посыл автора ясен: я сам, я могу, я должен. Важно помнить, что просьба о хлебе в молитве не на первом месте, к тому же это не единственная просьба. А мы порой живем так, как будто кроме еды в жизни больше нет радостей. Да, здоровый образ жизни важен, потому что человек — это не только тело, не только сила духа, это цельное существо. «В здоровом теле — здоровый дух» (Mens sana in corpore sano) — крылатое латинское выражение. В традиционном понимании, сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.
То, что мы едим, важно для нашего духовного состояния, но здоровый образ жизни не должен стать самоцелью.
Хотя о пользе сбалансированного питания знают уже не только диетологи. В Древнем Израиле воздерживались от употребления свинины и другого некошерного (нечистого) мяса. В 11-й главе Книги Левит подробно сказано, что разрешается употреблять в пищу и как. Отдельным списком названы животные и рыбы, мясо которых есть нельзя.
Тут же встает вопрос: насколько это важно для Бога? Это не такой безобидный вопрос, как может показаться на первый взгляд. Это вопрос о степени участия Бога в нашей жизни. Есть ли Ему дело до нас? Бог благ, добр к нам и желает нам добра, Он создал нас для вечности, и здесь Он дает нам надежные советы для жизни, в том числе и практического свойства.
Например, нам нужно помнить, что еда без движения приводит к накоплению избыточного веса: значит, наряду с питанием нам нужна физическая активность. И можно начать с утренней гимнастики и ходьбы днем. Не лифт, а лестница, не ехать на машине или автобусе, а пройтись пешком. При этом нужно помнить совет апостола Павла: «Укрепляй себя каждодневно в благочестии. Телесные упражнения лишь некоторую приносят пользу, польза же благочестия безгранична, ибо в нем — обещание жизни и в настоящем, и в будущем. Этим словам можно верить: они стоят того, чтобы их принять. Ведь для этого мы трудимся и усердствуем, уповая на Бога Живого, Спасителя всех людей, в особенности же, конечно, верующих» (1 Тим 4:7–10, ПК). Телесные упражнения нужны, но благочестие важнее.
Труднее всего нам справляться с внутренними, духовными проблемами. Многие болезни или болезненные состояния связаны с состоянием духа. Преодолеть стресс, страх или дискомфорт нам помогает полноценная духовная жизнь. Если в вашей жизни есть Бог, многие проблемы уходят сами собой. Доверившись Иисусу, вы сможете обрести покой и радость — по крайней мере Он пообещал это в Своем Слове: «Придите ко Мне все несущие тяжкое бремя трудов и забот, и Я успокою вас! Примите на себя иго заповедей Моих, и у Меня учитесь, ибо кроток Я и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, потому что иго Мое удобно нести и ноша Моя легка» (Мф 11:28–30, ПК).
Христиане — это вестники любви, ее проводники, те люди, которые дарят любовь и радость. Всему этому они учатся у своего Великого Учителя — Сына Божьего. И гораздо легче делиться всем этим с другими, если ты здоров телом. Христианство — это не красивая история и теория, это образ жизни. Лучше всего узнать о нем помогает вхождение в общину, церковь Божью. Найдите людей, с которыми вы вместе сможете узнавать больше из Библии о Боге и Его советах для ваших практических дел. Поверьте, после этого изменится ваша жизнь, жизнь ваших родных и близких. С этого может начаться «жизнь с избытком», даруемая Богом.
В конце своей жизни апостол Иоанн написал короткое Послание к Гаию, верному истине христианину, известному своим хлебосольством и гостеприимством по отношению к странствующим проповедникам и учителям Слова Божия. Это письмо, известное как Третье послание Иоанна, проникнуто духом внимания и заботы и, возможно, стремлением рассеять беспокойство верующих. Апостол начинает его следующими словами: «Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин 2). В идущей от сердца молитве Иоанн ниспрашивает для Гаия материального и духовного процветания. Вместе с тем апостол беспокоится о его здоровье и искренне желает, чтобы оно было таким же крепким, как и духовная жизнь Гаия. Здравствуйте и преуспевайте, исполняйтесь радости в здоровом теле!
Фото: gettyimages.ru