Тема

Разорванность греховного сознания

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 84/Разорванность греховного сознания
Разорванность греховного сознания

Слово «грех» относится к религиозным понятиям, но сегодня в светском сознании оно более ассоциируется с отступлением от этических норм, обычаев или традиций, принятых в том или ином сообществе, а то и от закона. В силу этого понятие «грех» трактуется столь широко, что необходимо прояснить его значение. Обратимся к Библии как источнику христианского познания.

Само русское слово «грех» этимологически довольно сложное, ср. древнерусское «съгреза» — «ошибка» или «съгрезъ» — «смешение», старославянское слово «грехъ» — «ошибка, грех», «грешити» — «ошибиться, промахнуться»1 (ср. также «погрешность»). Но в этом оно родственно еврейскому слову «хаттат» (промах, грех), которое впервые встречается в описании первого преступления за пределами рая — братоубийства. Прежде чем Каин убил Авеля, он испытал глубокое волнение, колебания, озлобленность. В конечном счете это расколотое состояние и привело его к убийству.

Разорванность греховного сознанияГенрих Семирадский. Блудница. XIX век

«Господь принял жертвоприношение Авеля, а Каина и его жертвоприношение не принял. Каин сильно огорчился, повесил голову в печали. Господь спросил Каина: “Отчего ты так сильно огорчился? Отчего повесил голову в печали? Если намерения твои добры, то смотришь вверх и разве не видишь, что прощен? А если недобры, грех зверем притаился у порога. Он стремится тобой овладеть, но у тебя до времени еще есть власть над ним”» (см.: Быт 4, пересказ мой. — И. Л.).

Принятие жертвы Богом описывается в четвертой главе Бытия как акт всматривания. Бог обратил внимание на жертву Авеля. Здесь используется довольно редкий глагол «шаа», основное значение которого — «смотреть с заинтересованностью».

Напомним, что события, описанные в четвертой главе, происходят после грехопадения, когда человек и Бог оказались разделены, исчезла гармония этого мира, то равновесие, в котором земное и небесное находились в общении и мире. Теперь же стали нужны какие-то действия, ритуалы, которые позволят человеку осознать свое положение перед Богом, утвердить свое место на этой земле. Ритуал может привести к истинному пониманию великого разделения и возможности его преодоления, а может, напротив, стать элементом магизма, противостояния Божественному замыслу, способом самоутверждения бытия без Бога. Бытие человека без Бога и есть грех, то есть это не поступок, это жизнь автономного человека. Такая автономность, «сам-себе-закон» (такая вот калька), не имеет перспектив.

В Новом Завете Каин упоминается дважды, и в Первом послании Иоанна сказано, что «убил он брата своего. За что он убил его? Да за то, что его собственные дела были злы, а дела брата его — праведны» (Ин 5:12; пер. под ред. М. П. Кулакова, далее ПК).

Состояние духа для Бога гораздо важнее правильного действия. На это Господь и указывает в первом диалоге с Каином: Каин, ты огорчился. Почему? Что стоит за твоим огорчением? Куда оно тебя приведет? Надо остановиться. Это состояние греха.

Грех сравнивается с притаившимся за дверью диким зверем. Пока он небольшой, с ним еще можно справиться, но если лелеять его, то он тебя поглотит. В этих словах Гос­пода используются те же глаголы, что и в приговоре после грехопадения над женщиной: влечь и господствовать. Грех может быть привлекательным, притягательным, но над ним надо господствовать. Надо уметь обуздывать свой дух.

И поныне каждый живущий человек проходит тем же путем, что и Каин, пусть и в других обстоятельствах и масштабах. Если позволить греху расти, то однажды он начнет управлять человеком. Это состояние разобщенности с Богом стало обычным после грехопадения. Главное в этом то, что человек стремится без оглядки на Бога самостоятельно и автономно решать возникающие проблемы.

Разорванность греховного сознания

У Каина нет животного для жертвы, он приносит свой дар, хотя мог бы попросить у брата. И мы не просим — братья даже мешают нам самостоятельно решать нами же создаваемые проблемы. Много раз я убеждался, что благодаря совместным действиям верующих людей, общины, в которой мы поддерживаем друг друга, совершаются великие чудеса. И напротив, если мы замыкаемся в своей проблеме, молчим о ней или не делимся своими радостями с церковью, у нас возникает чувство глухого одиночества, депрессия, нам кажется, что нас недопонимают, не ценят, не замечают. «Ищите, и найдете, стучите, и отворят вам» (Мф 7:7). 

Наконец, мне хочется сказать о Том, Кто всегда готов нас выслушать, Кто ждет нашего обращения к Нему во всех обстоятельствах, в каких бы мы ни находились, Кто непременно ответит на все наши молитвы.

Именно в Новом Завете открывается возможность преодолеть греховность нашего сознания, неорганичного Богу, восстановить его целостность. Греховность сознания разносит нас вдребезги, порождает депрессию от бессмысленности бытия, действует как осколочный снаряд, как разрывная пуля. Это я и называю разорванностью.

Выдворенные из сада, из рая, мы живем на земле и ждем своего смертного часа. Я предлагаю вам посмотреть на стихи из Послания апостола Павла: «Получили вы то, чего ныне стыдитесь, что кончается смертью. Теперь же, когда от греха вы свободны, когда на служение Богу отданы, плодом вашим явится освящение и в завершение — вечная жизнь. Грех смертью платит, а дар Божий есть жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:21–23, ПК).

Начнем с конца. То, что мы живем в состоянии разобщенности с Богом, очевидно, это факт. Чем он подтверждается? Люди умирают, а смерть — это то, чем платит нам грех. Греховный человек умирает. Вы скажете, что и благочестивые люди умирают. Да. Это только лишний раз доказывает, что мы живем на территории, где грех является нормой для большинства. Как бы мы ни поступали, у нас, по словам Александра Грибоедова, «ум с сердцем не в ладу», нет гармонии даже частичной, всем людям приходится идти на компромиссы.

Но верующим дана надежда на гармонию в безвозмездном даре веры: «Дар Божий — жизнь вечная». Мы верим, что Иисус Христос пришел на эту землю, чтобы умереть за наши грехи и тем самым решить главную проб­лему человека. Один умер за грехи всех, чтобы уверовавшие в Него могли жить вечно. Просто? Не очень. Тут опять же надо многое объяснять. Но главное сказано. Нужна вера для преодоления своей разорванности и созидания целостности, гармоничного слияния с вечным миром.

Далее говорится о служении Богу, плодом которого является освящение, а уже в завершение нам даруется вечная жизнь. Жизнь верующих в этом мире отличается от жизни других. Служение Богу по большому счету это выполнение двух Его важных заповедей: любить Бога и любить ближних: «А заповедовал Он нам веровать во имя Сына Его, Иисуса Христа, и любить друг друга — вот Его заповедь» (1 Ин 3:23, ПК).

Да, верующие умирают, но их ждет воскресение из мертвых. Иисус сказал Марфе, утешая ее через четыре дня после смерти ее брата Лазаря: «“Воскреснет брат твой”, — ответил ей Иисус. “Знаю, что воскреснет, — сказала она. — В последний День, при воскресении мертвых”. Тогда сказал ей Иисус: “Я — воскресение и жизнь. Верующий в Меня будет жить, даже если умрет он”» (Ин 11:23–25, ПК). Это не значит, что мы надеемся только на постбытие, — уже сейчас, в нашей нынешней жизни, совершив исход из мучительной греховности, мы устремляемся к целостному бытию в Боге.

Замечательно описано это состояние веры и обширности духовной жизни, противостоящих греховной разорванности, в последней строфе стихотворения Николая Гумилева:

«Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога»2.

1Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Рус. яз., 1994. С. 216.
2Гумилев Н. С. Фра Беата Анджелико // Николай Гумилев. Колчан. СПб.: Гиперборей, 1916. С. 16–18.

Фото: gettyimages.ru

Работает на Cornerstone