В наивной историографии мира на шкале времени существует два направления, связанных с «золотым веком» (Вергилий) человечества: этот век был в прошлом или ждет нас в будущем. Ожидание счастливого будущего связано было, например, с верой в торжество прогресса в развитии науки и техники. Появление двигателей внутреннего сгорания и открытие электричества с возможностью передавать энергию на большие расстояния серьезно изменили наш мир и породили эту веру. Впрочем, прежний оптимизм в этом отношении стал более сдержанным в связи с губительным технократическим влиянием всех этих явлений на экологию.
Счастливое будущее описывалось в разных романах, которые сегодня относят к жанру утопии1. Само слово «утопия» ввел английский философ Томас Мор в своем одноименном философском сочинении о государстве (1516), в котором возможно достижение гармоничного общества на отделенном от остального мира острове2.
Теории о разумном устройстве мира люди неоднократно пытались претворить в жизнь. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», — поется в «Марше авиаторов» (Юлий Хайт—Павел Герман, 1923). Социализм, учение об идеальном социальном устройстве, при котором благо определяется общественным благом и отсутствием частной собственности, воплощенное в жизнь в советском государстве, — наглядное свидетельство того, что в нынешних условиях невозможно построить человеческий рай.
Значит, «золотой век» человечества был в прошлом и в будущем такое не повторится? Христиане предлагают другой взгляд на мир, определяемый библейским повествованием, в котором первые главы Бытия описывают рай, а на последних страницах Нового Завета, в Книге Откровение, мы читаем о возвращении райского состояния человечества со Вторым пришествием Христа.
«Увидел я, Иоанн, город святой, новый Иерусалим. Он с неба спускался, от Бога. Был убран город, как невеста, украшенная для жениха своего. Послышался от престола громкий голос: “Вот обитель Бога — среди людей. Здесь будет жить Он вместе с ними… Отрет Он все горькие слезы с очей их: не будет уже смерти, ни скорби не будет больше, ни крика, ни боли, [ибо] всё прежнее ушло”» (Откр 21:2–4, пер. под ред. М. П. Кулакова, далее ПК). Гармония будущего тесно связана с Самим Богом, с Его присутствием на этой Земле.
Так чего же человечество лишилось в самом начале в Эдемском саду? Вернемся в самое начало, ведь конец нам уже известен — Господь однажды вернется и восстановит нашу Землю, возвратит ей первозданную гармонию. Кстати, слово «гармония» мы определяем именно как восстановление первоначального равновесия при богообщении.
В третьей главе Книги Бытие описывается, как Господь Бог на исходе дня, в опустившейся на землю прохладе, идет по саду (далее используется мой пересказ). Что же это за сад? «На Востоке в Эдеме Бог Яхве произрастил сад или насадил рай». Здесь каждое слово требует пояснения. «На Востоке», вероятно, — это положение некоей земли относительно земли Ханаан (в будущем — Израиля). У Бога есть личное имя, священный тетраграмматон, четырехбуквенное непроизносимое имя (ЙХВХ), которое мы передаем по традиции как Яхве', а слово «сад» (евр. «ган») можно перевести и как «рай». Даются даже географические пояснения, где располагался рай: из него вытекала река, распадавшаяся на четыре рукава, реки. И если две реки определяются точно — как Тигр (евр. Хидде'кель) и Евфрат (евр. Прат), это Междуречье (Месопотамия), то с двумя другими дело обстоит сложнее: одна река течет где-то в Африке (упоминается земля Куш, район Судана и Эфиопии; евр. Гихо'н), а другая, возможно, где-то в Аравии (страна Хавила'), где есть хорошее золото, смола бдолах и камень оникс (евр. «шо'хам»). Древняя традиция видит здесь Нил, а кто-то — индийскую реку Ганг или даже китайскую Хуанхе.
«В саду Эдемском волей Божьей выросли радующие глаз деревья с плодами вкусными и полезными. А в центре рая было особое дерево — дерево познания добра и зла. В этом саду и поселил Господь Бог человека, чтобы он возделывал этот сад и заботился о нем, дав ему заповедь: “Сад этот для тебя создан, чтобы ты ел плоды с деревьев, но лишь от дерева познания добра и зла плодов не ешь под страхом смерти”».
Слово «эдем» (евр. «эден») означает «наслаждение». Затем этот сад с его прекрасными ароматами отзовется отголосками в Песни песней: «Ветер с севера, пробудись, ветер с юга, войди, дохни на мой сад — и заструятся его ароматы. Пусть войдет мой желанный в свой сад, пусть он вкусит его сочные плоды» (Песн 4:16, ПК). Но в Книге Бытие уже прозвучал тревожный мотив — появляется слово «смерть». Трагедия человеческая всегда связана именно с этой разрушающей гармонию глобальной несправедливостью — человеческой смертью.
Вообще вторая глава — это экспозиция для развития основного действия, получившего название «грехопадение».
Отдельно надо сказать об особых деревьях. Их было два. Если дерево жизни должно было давать человеку возможность жить вечно, то дерево познания добра и зла было деревом испытания человека, его верности Божьему закону. Плоды с этого дерева давали познание различения нравственных поступков, а также нравственную ответственность и опыт в области нравственности. Последнее мы видим в третьей главе: непослушание человеческой четы привело к познанию добра и зла на опыте. Опыт благоговения пред Господом дает мудрость, как сказано в Притчах (см.: гл. 1), а непослушание Богу привело к рабству. Последний стих главы звучит благодушным заявлением о том, что первые люди были наги, но не замечали этого, стыда не знали не в смысле беззастенчивости, а в смысле простодушия. Позднее еврейские комментаторы, а за ними и христианские авторы одели первую чету в одежды света.
Далее говорится о грехопадении: «В раю жил змей, что был мудрее других живых существ, сотворенных Господом Богом. Он заговорил с женщиной: “А правда ли, что Бог запретил вам есть плоды с деревьев в саду?” И она отозвалась: “Нет, мы можем есть плоды со всех деревьев, но с дерева посреди сада Бог запретил есть плоды, и даже прикасаться к нему нельзя, иначе умрем”. Змей возразил: “Нет, вы не умрете, просто Бог знает, что, поев этих плодов, вы всё узнаете и уподобитесь Ему”. Женщина внимательно посмотрела на дерево, плоды ей понравились, они были красивые, казались вкусными, а еще ей хотелось узнать то, чего она не знала, поэтому она взяла плодов, отведала их и поделилась с мужем, и тот тоже поел. И что же они узнали? То, что наги они, поэтому взяли листы фигового дерева и, скрепив их, сделали себе набедренные опоясания.
Тут они услышали шаги Господа Бога, который в прохладе на исходе дня шел по саду. Испугался Адам и спрятался вместе с женой среди деревьев сада. Позвал Господь Бога Адама: “Где ты?” Ответил Адам: “Услышал я Твои шаги и испугался, я спрятался, потому что наг”. Удивился Бог: “Кто рассказал тебе о наготе твоей? Неужто ты ел плоды с дерева, с которого Я запретил тебе есть?” Адам признался: “Жена, которую Ты дал мне, дала мне плоды, и я поел”. Тогда спросил Господь Бог с жены: “Что же ты наделала?” Ответила она: “Змей меня обманул, и я ела”.
Вынес Господь Бог такой приговор змею: “Проклят ты за свой проступок среди всех живых существ, на брюхе ползать будешь, питаться прахом всю свою жизнь. Враждовать будешь ты с людьми, с женщиной и ее детьми, твое потомство враждовать будет с ее потомством, оно размозжит твою голову, а ты станешь жалить его в пяту”».
В словах обманщика была ирония, которую люди просмотрели, не увидели: будете как Бог, но ведь люди уже были сотворены по образу и подобию Божьему — они уже были как Бог. Они обладали врученной им Богом властью над всем животным миром, в том числе и над змеем, но пренебрегли ею; поверив змею, они фактически отвергли высокую миссию, которая была им поручена.
При этом, хотя женщина была здесь инициатором, основная ответственность все же лежит на мужчине, потому что ему было поручено беречь сад (и женщину), а ей отводилась роль помощницы. Но есть тут интересная деталь: поскольку женщина введена в заблуждение змеем, теперь между ней и ее потомством и змеем и его потомством устанавливается вражда. Быт 3:15 — это обещание будущей победы над злом, вошедшим тогда в мир. Этот стих называют Протоевангелием. Именно в Иисусе Христе это обещание было исполнено.
Пожалуй, самым удивительным стихом во всей этой истории является Быт 3: 21. Бог одевает людей в одежды кожаные, шкуры. Где Он их взял? В тот день не человек, но все же кто-то расстался с жизнью. Это был день смерти, но смерти заместительной. Бог продолжает заботиться о своем творении. Во-первых, он прикрывает их наготу и спасает от стыда (вероятно, набедренные повязки из смоковных листьев не очень-то помогали), а во-вторых, как мы уже сказали, Бог дает надежду. Об этой надежде надо сказать две вещи. Во-первых, о грехах людям должна была напоминать устанавливаемая система жертвоприношений (подробнее она объясняется в Книге Исход). Во-вторых, все это станет прообразом будущего искупления грехов в грядущем воплощении на земле Мессии, Христа, в Его жертвенной смерти за человечество на кресте.
Бог обещал восстановить гармонию, обещал вернуть человека в рай, и это стоило Ему жизни Его возлюбленного Сына, нашего Господа Иисуса Христа. И обещание Божье исполнится. Об этом пишет апостол Павел: «Но заверяем вас: как Бог всегда был верен, так и наше слово к вам никогда не было и “да”, и “нет”. Ведь и Сын Божий, Иисус Христос, Которого мы… проповедовали у вас, не был и “да”, и “нет”. В Нем — неизменное Божественное “да”. Ведь сколько ни есть обещаний Божьих, в Нем все они — “да”. Через Него поэтому и наше “аминь” — Богу во славу» (2 Кор 1:18–20, ПК).
1Утопия — греч. «у» (не), «топос» (место) — «страна, которой нет».
2Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2004. С. 275, 470.
Фото: gettyimages.ru