Несколько недель назад во время чтения Писания я почувствовал, как Святой Дух задал мне вопрос: «Чего ты боишься?» В этот момент я читал 24-ю главу Евангелия от Матфея и совершенно по-новому увидел привычные слова.
Иисус сказал: «Смотрите, чтобы вас не ввели в обман! Многие будут приходить под Моим именем и говорить: “Я — Помазанник Божий!” — и многих введут в обман. Вы услышите о ближних и дальних войнах — смотрите, не пугайтесь! Так и должно быть, но это еще не конец. Восстанет народ на народ и царство на царство, будет голод и землетрясения во многих местах, но все это только родовые схватки» (Мф 24:4–7. Радостная Весть. Пер. Нового Завета В. Н. Кузнецовой, 1997).
Я привык читать эти стихи как «признаки последнего времени», указывающие на скорое Пришествие Господа. Но в этот момент перед моим внутренним взором стали возникать картины описываемых событий, и я почувствовал боль и отчаяние людей, которым приходится проходить через эти ситуации.
Иисус говорит о войнах ближних и дальних. Я читаю эти слова, а перед глазами — ролики, которые присылали мне друзья из Израиля во время недавних ракетных обстрелов. Одни сидели с детьми в бомбоубежище. У других бомбоубежища рядом не было, поэтому ракетные атаки они пережидали на лестничной клетке, потому что там меньше вероятность, что задавит плитой перекрытия, если ракета попадет в дом.
Иисус говорит об этнических конфликтах, а я вспоминаю рассказы моего друга, который служил миссионером на Балканах сразу по окончании Балканской войны. Приведу только один пример. Как-то раз ему пришлось служить семье, где муж был серб, жена — хорватка. И во время войны сербские солдаты изнасиловали ее на глазах у детей и мужа. Эти люди пришли в церковь с вопросом, как им дальше с этим жить. В его миссионерском опыте таких историй десятки, а в действительности их десятки тысяч только на Балканах.
Иисус говорит об эпидемиях. Мы уже больше года живем в ситуации пандемии. Эта болезнь не самая опасная и не самая заразная. Человечеству приходилось проходить и через более серьезные испытания. Но уже сегодня, мне кажется, нет никого, кто не потерял бы кого-то из родственников или близких знакомых. Нам приходится проходить через боль самим и утешать других.
А Христос упоминает еще и голод и стихийные бедствия. Кажется, трудно нарисовать более страшную картину. Потому так неожиданно на этом фоне звучат Его слова «Не бойтесь!». Как не бояться, когда такое происходит? Возможно ли это вообще?
В этот момент Дух Святой обратился ко мне с вопросом, чего боюсь именно я. И тут же я увидел собственный страх. Начало нашей семейной жизни и служения пришлось на 90-е годы. В то время я не воспринимал происходящее как-то особенно трагично. Мы просто делали то, что могли, чтобы обеспечить необходимое нашим детям и развивать служение. Но позже я увидел, что десять лет моей жизни были практически вычеркнуты: я не мог думать о чем-то большем, чем просто выживание. И я увидел, что боюсь, что что-то подобное может повториться. Причем страх у меня был не за себя, а за детей: мне очень не хотелось бы, чтобы им пришлось пройти через нечто подобное.
Христос говорит: «Не бойтесь!» Как тут не бояться?
В этот момент я обратил внимание еще на одну фразу: «Так и должно быть». Или, в Синодальном переводе, «Надлежит сему быть». Другими словами, мы не можем этого избежать! Если посмотреть историю человечества, мы увидим, что не было ни одного поколения, которое не проходило бы хотя бы через один очень серьезный кризис. Экономические кризисы, социальные потрясения, стихийные бедствия, войны и эпидемии будут сопровождать человечество до возвращения Христа. Не в наших силах предотвратить эти события или защитить от них себя и своих детей. Но есть то, что действительно в наших силах.
Особо трудный период нашей жизни пришелся на время, когда мы ждали нашего четвертого ребенка. В то время мы познакомились с семьей из другой общины. Они были немного младше нас, у них было двое детей, и они ждали третьего. Иначе говоря, наши ситуации были в чем-то очень похожи. Это было время, когда всем было нелегко. Но мы обратили внимание, что эта семья проходила тот период намного легче, чем это давалось нам. И когда мы задумались, в чем причина, ответ пришел очень быстро. Наши друзья были гораздо глубже связаны со своей поместной церковью.
Хочу быть правильно понятым: мы в то время уже были христианами, более того, служителями, но понимали церковь как собрание верующих в Христа. Однако для наших новых друзей церковь была чем-то много большим, чем собрание. Это было сообщество людей, которые не просто собирались вместе, но участвовали в жизни друг друга, поддерживали друг друга. И это соучастие и поддержка и помогали намного легче проходить через те же самые обстоятельства.
Мы не можем избежать трудностей. Но мы можем и должны научиться жить как народ Завета. Бог призывает нас жить в общении друг с другом. Сегодня слово «общение» чаще воспринимается как непринужденная болтовня за чашкой чая или кофе. Но греческое слово «койнония», переведенное как «общение», буквально означает «жизнь, разделенная с другими». Быть в общении друг с другом — это значит позволить другим людям участвовать в нашей жизни и быть готовым включиться в то, что происходит с ними. Разделенная жизнь подразумевает, что я позволяю другим людям задавать мне вопрос о том, что у меня происходит. Другими словами, я даю этим людям право вмешиваться в мою жизнь. Таких людей не может быть много, но необходимо, чтобы такие люди были. Мы смогли научиться у наших друзей, и через несколько лет у нас уже была довольно мощная инфраструктура поддержки. Именно эти люди делают нас сильными в периоды испытаний и помогают устоять тогда, когда обстоятельства сбивают с ног.
Если вы дочитали этот текст до конца, значит, для вас важно то, чем я поделился. И тогда вам точно нужно ответить себе на два вопроса:
1) чего именно боюсь я? в чем мой главный страх?
2) кто меня страхует? кто те люди, с которыми я разделяю жизнь? кто является моей «инфраструктурой поддержки»?
Фото: Getty Images