Жить в Небесном Царстве могут только его граждане. Очевидная вещь. Но как приобрести в нем гражданство? Возможно ли это? На каких условиях? Временно это гражданство или бессрочно? Если временно, то сколько длится «срок пребывания» в нем? На все эти вопросы легко ответить, если признать, что конституцией Царства служит Евангелие, а живут в этом Царстве люди, уверовавшие во Христа. И живут они там до тех пор, пока духовно растут, а этот рост никогда не прекращается.
Я выразил эту идею однажды так:
«Вышли из детства мы,
трубы зовут,
манит нас звездный свет
в небе большом.
В дыму сновидений
и грез наяву
мы, дети, —
мы к Богу растем».
В стихах возможен этот сдвиг между временем и пространством. Но для ясности нам все же нужно уточнить место и срок, то есть хронотоп события, которое носит название Царства Божьего.
У этого Царства есть прошлое, настоящее и будущее.
В Библии мы читаем о Боге Творце, создавшем небо и землю (см.: Быт 1–2). На той земле был Эдем, райский сад, где Господь поселил «вылепленного» Им человека, а затем и сотворенную для него помощницу, соответствующую ему. Там человек общался с Богом, своим Царем. Это было первое Царство Божье. После грехопадения человек потерял возможность непосредственно общаться с Богом. Это Царство — в прошлом.
Мы ожидаем, что однажды земля будет восстановлена, греха, вселенской порчи больше не будет. И об этом христиане молятся, когда в молитве «Отче наш» взывают: «Да приидет Царствие Твое, Господи!» Собственно, вся эта молитва — прошение о наступлении Царства, ведь и Имя Божье будет святиться, и воля Его будет исполняться на земле, как на небе, только при наступлении времени окончательного царствования Бога. Это Царство будущего.
И вот теперь мы приходим к настоящему. Оно интересует нас больше всего, ведь прошлое изменить не дано, а будущее еще не наступило.
Собственно, в той же Молитве Господней говорится и о настоящем: среди насущных прошений о хлебе и о прощении грехов — об отношениях с людьми, а также просьба о тех обстоятельствах, в которых мы оказываемся вольно или невольно, чтобы нам пройти через них и остаться в Божьей руке. Суть этой молитвы в том, что мы бы хотели жить в Царстве Божьем сегодня, и это возможно в присутствии Божьем, — об этом и просим.
Самая простая повседневная молитва, если следовать этой логике, будет такой: «Боже, благодарю Тебя за Твою любовь ко мне, открытую в Священном Писании и в жизни моей, помоги мне в моих трудах, прошу Тебя во имя Иисуса. Аминь».
Получается, что наш духовный рост начинается с принятия божественного вектора, заданного в Его Слове. Мы свою жизнь теперь сверяем с этим Словом, молимся, чтобы Бог даровал нам силы в этом движении к небесным реалиям. Что нам для этого нужно?
«Хлеб наш насущный дай нам…» — речь идет о повседневной пище, но не только, ведь жизнь христианина устремлена к Царствию Небесному, а все остальное — еда, питие, одежда — приложится. Кроме того, христианин живет в общении с единоверцами, с которыми он разделяет небесные дары, преломляя хлеб причастия и принимая чашу нового завета в Крови Его (см.: 1 Кор 11:23–26). В этих простых вещах мы в воспоминании приобщаемся смерти Его нашего ради спасения до тех пор, пока Он не придет. Во время причастия происходит удивительное соединение прошлого и будущего в нас настоящих. «Царство Божие не пища и питие…» (Рим 14:17), — говорит Писание. Правда, иногда вопросы питания занимают нас больше, чем духовные вопросы. Известная латинская поговорка утверждает: «В здоровом теле здоровый дух»: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье. То, что мы едим, также важно для нашего духовного состояния, но здоровый образ жизни не должен стать самоцелью.
«Прости нам долги наши…» — речь идет о спокойствии духа, ведь прощение нам наших грехов по милости Божьей делает нас людьми спокойными и уверенными. А поскольку само это прощение основано на том, что и мы прощаем тем, кто нам причинил неприятности, то, следовательно, мы живем в атмосфере абсолютного равновесия.
«Не введи нас во искушение…» — находясь в состоянии духовного равновесия, мы не впадаем в легкомыслие, ведь мы понимаем, что равновесие нарушается легче, чем мы думаем. И виной тому искушения. Мы с годами все лучше себя узнаем и чувствуем, где наше слабое место. Поэтому есть ряд самых общих правил, придерживаясь которых, легче избежать искушений.
Вспомним первый псалом, приведу буквальный перевод: «Благо человеку, который не пойдет по совету беззаконных, и на дороге грешников не встанет, и в собрании кощунников не сядет». Обратите внимание на последовательность глаголов — «пойти», «стоять», «сидеть». Если сначала человек еще только движется в сторону нечестивого собрания, то потом он останавливается — и тут еще возможен поворот как в одну, так и в другую сторону. А вот когда он уже сел, то грех объял его, и он успокоился. Это говорит нам о том, что нужно избегать тех мест, где нас ждет искушение. Когда в нашей жизни происходят падения и мы замечаем их, это значит, что мы еще идем. Если же все утихло и ничего не происходит, то надо проверить себя — не успокоились ли мы, уже находясь среди кощунников?
«Избавь нас от лукавого» — мы знаем, что виновник наших искушений дьявол, что, впрочем, не снимает с нас ответственности за совершенные грехи, но одними своими силами зла не преодолеть. Только Бог может помочь нам в нашей борьбе с дьявольскими наваждениями и поддержать нас в нашем духовном росте.
Так начинается жизнь в Царствии Твоем, Боже, ведь только у Тебя есть сила, Тебе одному да будет слава вовеки! Аминь.
Фото: Getty Images