Тема

Чаю жизни будущего века

Иван Лобанов
Журнал/Архив/Номер 83/Чаю жизни будущего века
Чаю жизни будущего века

Эти слова, запечатленные в Никео-Цареградском Символе веры, церковном документе IV века, выражают упование христиан, ожидающих грядущего Царства Небесного. В Евангелии словами «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» начинается проповедь Иоанна Крестителя, а затем их произносит Иисус (см.: Мф 3:2; 4:17). Глагол «приблизилось» выражает активное действие, которое совершилось, но не полностью, его установление еще осуществляется.

Иисус начал Свою проповедь с упоминания о Царстве, говорил о нем в притчах, уподобляя его земным понятным явлениям. В Его притчах Царство Небесное уподобляется сеятелю, горчичному зерну, закваске, сокровищу, скрытому на поле, купцу, ищущему хороших жемчужин, неводу, закинутому в море (см.: Мф 13:24, 31, 34, 44, 45, 47), царю, который захотел сосчитаться со своими рабами (см.: Мф 18:23). Господь сравнивает Царство с хозяином, который пригласил работников в свой виноградник с утра, в девять часов, в полдень, в три часа пополудни и за час до окончания трудов, а затем заплатил всем одинаково, хотя трудились все разное время (см.: Мф 20:1–16). В этот же цикл входят притчи о брачном пире (см.: Мф 22:1–14), о десяти девах (см.: Мф 25:1–13), о талантах (см.: Мф 25:14–30). Завершает его притча о Суде, на котором Сын Человеческий отделит одних людей от других, подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов, при этом стоящих по правую руку «овец» Он назовет «благословенными», а стоящих по левую «козлов» — «проклятыми» (см.: Мф 25:31–46).

Ответы на вопрос, что же такое Царство Небесное, или Царство Божие (см.: Мк 1:15), можно найти в многочисленных отрывках из Евангелия, где оно упомянуто. Но хочется проникнуть более глубоко в суть этого понятия. Важно понимать, что во времена Иисуса в Иудее все обороты речи были не столько греческими (Новый Завет написан на греческом языке), сколько семитскими. Предполагают, например, что Евангелие от Матфея было написано изначально на еврейском языке1 I века, а потом уже было переведено на общепринятый в то время язык международного общения, греческое койнэ. В еврейском же понимании словосочетание «Царство Бога» не имеет географических границ, но указывает на некое время, момент, с которого Бог начинет править миром. Долгие века Бог молчал, и вот близко то время, когда Бог явит Свою безграничную власть.

Отчетливо это можно видеть в ветхозаветной Книге псалмов: «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его. Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» (Пс 96:1–6). И в этом смысле понятие «Царство Небесное», или «Царство Божье», можно было бы перевести как «время царствования Бога». Кстати, слова «Бог» и «Небо» здесь синонимы, словом «Небо» евреи заменяли запрещенные для произнесения вслух слова «Бог» или «Господь», вместо последнего евреи и сегодня говорят а-Шем («Имя»).

В Ветхом Завете написано, что Бог царствовал над Своим народом во времена судей, пока народ не потребовал себе царя. В то время судьей был пророк Самуил: «И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними… сами вы [народ Мой] будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1 Цар 8:6–7, 17, 18).

По большому счету, вера Израиля (сначала единого, а затем разделенного на два царства) с тех пор во многом определялась волей правителя. Если царь был благочестивый, народ исполнял волю Божью, если нет — то совершал служения не только в Божьем храме, но и на высотах в языческих капищах, поклонялся рукотворным идолам в домашних святилищах. И только пророки, которым Бог открывал Свою Весть, призывали народ вернуться к Богу. Еврейское слово шув («вернитесь», «повернитесь») стало религиозным понятием: «обратитесь, покайтесь». После такого обращения происходил духовный поворот сердца человека к Царству Божьему.

О впечатляющей картине престолов и воссевшего на них Бога-Царя мы можем прочесть в Книге пророка Даниила, правда, тут поясняется, что царствование Божье начнется с Его Суда. Привожу отрывок из Книги пророка Даниила (7:9–10) в моем авторизованном пересказе: «И тут я увидел поставленные престолы, и на один из них сел Древний, нет начала дням Его. Одежды Его белоснежны, волосы лилейны, кипенны, Его престол сиял огнем, а колеса под престолом полыхали. От престола изливался огненный поток, а окружен Он был мириадами служителей Божьих, выступающих свидетелями. Суд начался, и развернуты были свитки». Даниил наблюдал за этим Судом: «И еще в этом видении я увидел Рожденного среди людей, Он шел к Древнему безначальному, подвели Его прямо к престолу. Власть и слава безвозвратно даны Ему навек, и все языки, народы, племена преклонятся пред Ним» (Дан 7:13–14). Книга Даниила написана в особом апокалиптическом жанре, описывающем события, которые должны закончить историю нашего мира и начать историю новой пересотворенной земли.

Описание новой земли с удивительным устройством жизни на ней содержит и Книга пророка Исаии. «Дома будут они строить и сами жить в них, виноградники сажать и плоды их вкушать; а не так, чтобы один строил, а другой жил, один посадил, а другой ел… Не успеют они воззвать ко Мне, Я отвечу, еще говорить не кончат, уже услышу. Будут пастись у них рядом волк с ягненком, лев, как вол, станет есть траву, а пищей для змея будет прах земной. Не будет там, на всей святой горе Моей, ни пагубы, ни погибели», — говорит Господь» (Ис 65:21–25. Пер. под ред. Кулакова). Многочисленны пророчества, записанные Исаией, и их перекличка ведется на протяжении всей его книги2. Пророчество о новой земле — одно из последних в ней.

В Ис 2:2–4 также сказано, что события последних дней произойдут в Святой земле, в Израиле, неподалеку от Храмовой горы в Иерусалиме, туда устремятся народы, чтобы узнать истину, услышать Божий Закон. Там будет вершиться правый Божий Суд, который разрешит все военные конфликты, и установится мир («перекуют мечи на лемеха, искусство войны предадут забвенью»).

В Новом Завете есть еще два фрагмента, в которых упомянуто Царство Небесное, — это Нагорная проповедь Христа и молитва «Отче наш». Слова «да приидет Царствие Твое!» (Мф 6:10) содержит молитва, которой Христос научил Своих учеников, — это прошение, которое мы повторяем ежедневно, призывая наступление Царства Бога.

И в Евангелии от Матфея мы читаем: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33). Под «этим всем» подразумевается пища, питие и одежда, о чем ранее спрашивали Его ученики (см.: Мф 6:31–32). Правда Его — это праведность, «требуемая от человека, а значит, те действия, которые Бог от него желает увидеть и которые соответствуют Его Царству… Матфей стремился уточнить, что искание Царства не пассивное ожидание, не только внутренний религиозный настрой, а конкретная практика праведности»3.

Царство Небесное составляет суть христианского упования, воплощенного в Личности нашего Спасителя Иисуса Христа. И мы можем стать Его причастниками, войти в это Царство уже сегодня, ведь оно начинается с того момента, когда мы принимаем решение следовать за Ним.

1На галилейском диалекте арамейского языка, следы которого встречаются у Матфея и Марка, например в возгласе Иисуса на кресте.

2См.: Ис 2:2–4; 4:2–6; 9:2–7; 11:1–9; 25:6–9; 32:15–20; 35:1–10; 41:17–20.

3Луц У. Нагорная проповедь (Мф 5–7): Богословско-экзегетический комментарий. — М.: Изд-во ББИ, 2014. С. 371.

 

Фото: Getty Images

Работает на Cornerstone