Портрет

Иоганн Георг Рапп: хозяйство и Царство

Оксана Зеленова
Журнал/Архив/Номер 83/Иоганн Георг Рапп: хозяйство и Царство
Иоганн Георг Рапп: хозяйство и ЦарствоИоганн Георг Рапп

Иоганн Георг Рапп (1757–1847) немецко-американский протестантский деятель. Он родился в деревне Иптинген рядом с городом Штутгартом (герцогство Вюртемберг)1  в крестьянской семье, где был вторым ребенком и старшим среди сыновей. Уже в школьные годы Рапп проявлял большой интерес к Библии, к ее чтению и толкованию и периодически проповедовал одноклассникам и их родителям. Отец умер, когда Иоганну Георгу было четыр­надцать. Необходимо было освоить ремесло, и юный Рапп начал учиться ткачеству. Как это было принято в те времена, он ездил по разным мастерским в округе в течение двух лет, чтобы приобрести разные навыки. Именно в этот период Рапп встретился с пиетистами2. Они познакомили юношу со своей литературой, которую тот жадно начал читать.

В 1783 году Рапп женился на Кристине Бензингер из города Вельцхайма, которая принесла ему очень богатое приданое, сделавшее Раппа зажиточным человеком. У них родилось двое детей: сын Иоганнес и дочь Розин. Впоследствии Раппы приняли в свою семью сироту — Фредерика Райхерта, взявшего фамилию приемных родителей.

Казалось бы, все в жизни Раппа складывалось благополучно, а обычно благополучные люди не особо думают о переменах, однако именно в это время Рапп начал серьезно размышлять над тем, как строить свою жизнь дальше. Как многие пиетисты того времени, он ожидал скорого Пришествия Христа, и ему было очевидно, что Его Царство необходимо строить прямо сейчас. С точки зрения Раппа, Царство Божие — это пространство, где люди вместе молятся, успешно трудятся, ведут строгую нравственную жизнь и, отделившись от равнодушного к вере мира, ждут, когда придет Христос. Именно такое сообщество Рапп и начал создавать. С 1785 года у Раппа и его единомышленников начались проблемы с церковными и светскими властями: всем казалась подозрительной община, которая вела свою деятельность самостоятельно, без чьих-либо санкций. На нового проповедника один за другим посыпались судебные иски. Однако Рапп был убежден в своей правоте. Широкоплечий, с горящими глазами и мощным голосом, он производил сильное впечатление и на друзей, и на врагов. В 1798 году Рапп написал декларацию, согласно которой его последователи объявляли, что отказываются брать в руки оружие, как принципиальные пацифисты, и будут учить своих детей самостоятельно. К 1802 году последователей Раппа насчитывалось уже около двенадцати тысяч, и власти сочли эту общину угрозой. Раппа арестовали, книги его сторонников конфисковали.

Иоганн Георг Рапп: хозяйство и ЦарствоЦерковь в Иптингене, родной деревне Иоганна Раппа

В 1803 году Рапп вышел из тюрьмы и принял решение строить Царство Божие далеко от дома, в новом государстве — Соединенных Штатах Америки, где беспрепятственно принимали инакомыслящих. Выбор лидера пиетистов пал на штат Пенсильвания, где он нашел землю неподалеку от города Питтсбурга. Приемный сын Раппа Фредерик организовал переселение немецких пиетистов на новое место. В начале 1805 года была основана община «Гармония» (Harmony), в его честь и было названо новое поселение — Хармони, а сторонников Раппа стали называть гармонитами (или гармонистами).

Для Раппа переселение в США виделось исходом из Египта в Обетованную землю, а самое главное — началом новой жизни в общине, построенной по библейским принципам. Рапп был человеком очень деловым и практичным, в нем сочетались возвышенные идеи, отличные способности управленца и трезвый расчет. Для начала были установлены строгие правила: каждый общинник располагал землей и орудиями производства, но вся собственность принадлежала общине.

Поселение Хармони благодаря постоянным трудам поселенцев процветало. В 1814 году Рапп перевел свою общину на запад, в штат Индиана, где основал поселение Нью-Хармони, а в 1824 году приобрел землю в штате Пенсильвания, которую назвал Экономи3, эта община стала центром гармонитов.

По замыслу Раппа, его община должна была быть, с одной стороны, отделена от мира — отсюда строгие правила, общинная собственность, преобладание немецкого языка. А с другой — общинники должны были быть закваской для мира — их деятельность должна была этот мир преображать. И на это были направлены основные усилия Раппа.

Царство Божие ассоциировалось у Раппа с цветущим садом — в том числе поэтому общинники разводили фруктовые сады и стали выращивать в оранжереях экзотические фрукты — апельсины, лимоны и инжир. Сельское хозяйство у гармонитов процветало; они не только выращивали, например, ячмень и сахарный тростник, но и занимались ремонтом сельскохозяйственного оборудования. Именно у гармонитов было самое большое зернохранилище в Северной Америке.

Рапп не оставлял и своего увлечения ткачеством. В США гармониты первыми стали производить шерсть. В конце 1820-х годов внучка Раппа Гертруда купила и привезла из Италии шелкопряда, благодаря чему гармониты стали производить парчу, шелк, атлас и бархат.

Иоганн Георг Рапп: хозяйство и ЦарствоОбщина гармонитов вкладывала средства в строительство Pittsburgh and Lake Erie Railroad (P&LE)

Последователи Раппа вкладывались также в создание лесопилок, строительство мельниц, бурение нефтяных скважин, строительство железных дорог. Гармониты активно экспортировали товары в разные штаты США, открывали там свои коммерческие предприятия, занимались также торговлей и с другими странами.

Помимо производства Рапп активно интересовался культурой. Он основал первое независимое издательство в штате Индиана, где опубликовал свой трактат «Мысли о судьбе человека» и сборник стихов «Огненные угли», первый городской оркестр в штате Индиана, а в Пенсильвании — один из старейших музеев в США. Рапп тратил большие средства на благотворительность — строительство больниц, водопроводных станций, помогал пострадавшим от пожара.

Но Царство Божие будет идеальным только тогда, когда придет в силе, а в несовершенном мире никогда не обходится без проблем. Во-первых, было много недовольных бывших гармонитов, которые чувствовали себя обделенными; во-вторых, Раппа постоянно обвиняли в жестком руководстве общиной; в-третьих, главе гармонитов предъявляли богословские претензии, связанные с его ожиданием Второго пришествия, которого он ожидал в самом скором времени, и т. д. «Гармония», однако, продолжала существовать и после смерти Раппа и была формально распущена только в 1906 году.

Жизнь и деятельность Иоганна Георга Раппа может быть интересна современным христианам как пример того, как христианин, искренне верящий в Царство Божие и настроенный реалистично, а не мечтательно, может преобразить мир.

Иоганн Георг Рапп: хозяйство и ЦарствоПанорамный снимок Питтсбурга. 1920

1Сейчас — земля Баден-Вюртемберг.

2Пиетизм — движение внутри лютеранства и реформатства, которое на первое место ставило рождение свыше и внутреннюю жизнь человека с Богом.

3Сейчас — город Амбридж, штат Пенсильвания.

 

Фото: en.wikipedia.org

Работает на Cornerstone