Интервью

Актуальность благовестия сегодня

Журнал/Архив/Номер 83/Актуальность благовестия сегодня
Актуальность благовестия сегодня

— Актуально ли сегодня, в век интернета, межпланетных космических полетов, биотехнологий и новых этических норм, благовествовать, то есть рассказывать о событиях и этических нормах двухтысячелетней давности?
— Во все времена человек задавал вопросы о смысле жизни, о жизни и смерти, о душе. Он всегда в этом поиске. Материализм говорит о человеке, что он рождается, недолго живет, трудится, а потом умирает и уходит в никуда. Такая сухость кого хочешь введет в экзистенциальную тоску.
Наш век кажется просвещенным и в то же время непросвещенным. Мы живем в век высоких технологий, и в то же время человек не знает, где искать ответы на свои личные вопросы, он находится во тьме, в проблемах, в депрессии. Нас окружает то, чего не было в древние века, но и сегодня нам по-прежнему нужны ответы на вечные вопросы. Мы познаем сложное устройство мира, природы, макро- и микрокосмоса, узнаем самих себя — все это богословие называет общим откровением. В Библии же мы находим то, что на языке богословия называется особым откровением. Оно было открыто людям Самим Богом, и в нем мы находим информацию о Боге, о Его Творении — человеке и о вселенной. Мы узнаем, что Бог живой, и мы можем познавать Его и обращаться к Нему.
У человека всегда был страх перед Богом. И Благая Радостная Весть в том, что Бог — это Бог любви, Бог прощения, Бог мира. Он искупил и милует нас, об этом нужно говорить и проповедовать.

— Вы считаете, что эта Весть не устарела?
— Конечно нет. Но есть вопросы, которые нужно задавать благовестникам. Им надо говорить о ней так, чтобы их услышали. С детьми, например, мы же говорим на их языке. И со взрослыми тоже надо говорить на понятном им языке. Мы хотим услышать великую тайну древности на современном нам языке. Тайна привлекает людей. Тайна о Всевышнем Боге, существовавшем всегда — до сотворения мира. Это невозможно постичь ограниченному разуму человека. Вопросы вечности всегда современны.
Благая, новая, чудесная, радостная Весть состоит в том, что Бог через Своего Сына дарует людям спасение и вечную жизнь в духе и радости, обогащенную Его особой благодатью.

— Противоречит ли наука религии? Если это противоречие существует, то в чем оно?
— Наука занимается исследованием мира, в котором мы живем. Человек ведь создан по образу и подобию Божию. Он размышляет, задает вопросы, постоянно узнает что-то новое. А вот человек, который не задает вопросов, — проблемный. Мы должны думать, рассуждать, молиться, искать. Наука — доброе, хорошее дело. Все мы сейчас пользуемся достижениями научных исследований и прогресса.
Религия же связана с исследованием священных текстов, но она есть и нечто большее — это связь с Богом. И главная ее задача — познать живого, вездесущего и суверенного Бога.
Когда начинают противопоставлять вопросы веры и религии и науку, то надо понимать, что это совершенно разные области. Наука исследует вопросы, связанные с материей, а религия — вопросы духовные.

— А что такое духовность?
— В человеке есть материальная часть и нематериальная. Они соединены в человеке и оказывают друг на друга огромное влияние. Человек переживает новое рождение от Духа Божия, когда принимает от Всевышнего спасение в искупительной жертве Иисуса Христа за свои грехи. Узнать Бога лично должен каждый из нас. Можно загнать в воду весь народ и крестить его, но крещение — это не массовое мероприятие. Я, например, родился в семье верующих, но лишь в подростковом возрасте осознанно пришел к вере и доверил свою жизнь Богу.
Я врач по образованию. Одним из предметов в мединституте была история медицины. Все важные этапы развития медицины были связаны с христианством. Орден госпитальеров строит госпитали на пути в Святую землю для больных и раненых, Орден святого Лазаря — лазареты для прокаженных при монастырях. Верующие начинают заботиться о самых отверженных людях, возникают приюты, больницы. Так духовное измерение милосердия Божия проникало в материальный мир. Монах Иоганн Грегор Мендель (1822–1884) считается отцом генетики. Люди верующие стремятся задавать вопросы и изучать внешний материальный мир. На карете скорой помощи и аптеках — христианский крест. Сестры и братья милосердия в русско-турецкой войне 1877–1878 годов были христианами. Выдающиеся врачи — Боткин, Пирогов, Филатов, известнейший хирург ХХ столетия Лука Войно-Ясенецкий, который написал учебник по гнойной хирургии и лечил раненых во время войны, — все они глубоко верующие люди. Христиане не чураются познания, науки, наоборот, они стремятся познавать мир.

— Христиан на земле становится все меньше в процентном отношении, означает ли это, что христианство потерпело фиаско?
— Я считаю, что Христос — победитель. Он сказал: «…Я победил мир» (Ин 16:33). Если мы в жизни смотрим на Него, то все вокруг преображается. Если же мы смотрим на цифры, то мы можем огорчаться. Но я знаю, что Бог творит историю и управляет миром. По Его воле в мире сменяются эпохи — времена гонений и благоприятных дней. Я был бы очень осторожен в цифрах, статистика — вещь относительная.
Конечно, у христианства есть свои проблемы. Одна из них состоит в том, что человек начинает размывать нравственно-этические границы и теряет связь с живым Господом. Потому что христианская жизнь — это прежде всего жизнь с Христом, в ней должен быть страх Божий. Если христианин теряет страх Божий, то в его жизнь приходят мирские ценности.
Люди приходят к Богу и в церковь не сами по себе, а когда их к этому побуждает Дух Святой. Господь присоединяет людей к церкви. Мы не должны считать, что, если мы родились в христианской семье или в христианской стране, значит, все мы верующие. Чтобы стать христианином, нужна живая вера. Мы можем много говорить о секулярной Европе или даже о нашей стране, но я советую прежде всего смотреть в себя и в свое сердце. Мы отвечаем за себя и за свою семью, а потом уже за других.
Господь силен извлечь доброе и из трудных времен, как, например, это было в первой церкви в Иерусалиме. Гонения обернулись для нее возможностью широкого распространения Евангелия. Сейчас тоже мы наблюдаем пробуждение — в основном в Южном полушарии, в Азии, в Африке. Там церковь всюду умножается в геометрической прогрессии. Это действие Духа Святого. Я хотел бы, чтобы и у нас было то же самое. Но здесь нам нужно довериться Господу и в послушании совершать свое служение.

— Есть ли сегодня пробуждение среди молодежи в церквах?
— Несомненно, потому что молодежь всегда хочет нового, свежего, они не любят застоя. Им нужна динамика и жизнь. И если церковь «замороженная», то там не будет прироста молодежи.
Наша молодежь всегда приглашает своих неверующих друзей в церковь. Они приходят, и, как пресвитер, я всегда рекомендую им учиться, изучать Писание, ходить в церковь, задавать свои вопросы Богу и искать на них ответы. Я очень люблю слушать, как молодые молятся и задают вопросы. Зачастую сегодня молодые люди по всем вопросам, в том числе и духовным, обращаются к Google. Но там можно найти разную информацию, в том числе недостоверную, и пойти неверной дорогой. Лучше, если они будут спрашивать о вере наставника, который поможет им разобраться в этом огромном и неоднозначном информационном потоке.

— Что нового может привнести благовестие в современный мир?
— Что такое благовестие? Это провозглашение Вести о Спасении, Вести о Боге. Через благовестие Господь спасает людей. В этом мире суеты, гонки и преходящих ценностей, эта Весть дает ценности непреходящие. Христос входит в жизнь человека, и вместе с Ним в твою земную жизнь начинает входить Царство Божие. У Царства есть Царь, и Христос должен стать в твоей жизни Царем. Новизна приходит в каждую жизнь, посвященную Христу.

— В мире пандемия, войны и военные слухи. Есть ли сегодня основание ожидать близкого пришествия нашего Господа?
— Конечно! Книга Откровение заканчивается словами: «Ей гряди, Господи!» Писание подчеркивает, что мы должны быть готовы к встрече с Господом в любой момент. Каждый из нас лично предстанет перед Ним. Но когда на землю придет Господь — знает лишь Бог. Мы должны выполнять свое послушание, радоваться, трудиться, воспитывать детей и посылать их на миссию.
Я ожидал, что кризис, который произошел в прошлом году, приведет людей к осознанию огромной духовной нужды, покаянию, к пониманию того, что человек не может управлять миром, по большому счету. Появился какой-то вирус — и все планы разбиваются вдребезги, люди впадают в депрессию. Но, честно сказать, в это кризисное время я ожидал большего поиска Бога. Люди в общине, где я служу, с большим удовольствием приходят слушать Божье Слово, увеличилось количество слушателей онлайн. Но нет ощущения, что весь народ готов покаяться, как это произошло в Ниневии после проповеди Ионы, — вот это было бы пробуждение!

— Каковы сегодня основные трудности в благовестии?
— Одна из проблем современной церкви — отсутствие духовного роста у новообращенных. Новообращенный готов помолиться, прийти в церковь, но потом он погружается в свои дела. Если ты стал чадом Божьим, то надо расти — становиться зрелым в вере, в служении. Когда человек приходит в церковь только для того, чтобы его там питали, а сам не молится, не вникает в Писание, не трудится, то он остается духовным младенцем. Если церковь состоит из таких людей, то как они могут благовествовать? Ведь они сами нуждаются в том, чтобы о них позаботились.
Мы говорим людям о том, что нас наполняет. Интернет дает сейчас возможность наполнять себя чем угодно. Это к вопросу о духовной и информационной диете. Человек же, наполненный Святым Духом, будет благовествовать и говорить о Боге.
Другая важная проблема — коммуникации, надо благовествовать на современном языке.

— Что вы думаете об интернет-благовестии, интернет-служениях в церквах, которые стали особенно актуальными в период пандемии?
— Нужно благовествовать везде, входить во все открытые двери. Я спокойно отношусь к интернет-благовестию, но люблю личное общение. Я не хочу сказать интернету «нет», потому что мы должны научиться жить в современном мире так, чтобы не нанести урона ни себе, ни другим, и использовать эти прекрасные возможности для духовного роста, для благовестия, для познания мира. Однако не все так просто: информации много, есть ложная информация, есть откровенная помойка, есть зависимость от интернета и так далее. Христос же пришел во плоти, и поэтому я считаю, что для людей важно общение друг с другом не по интернету, а во плоти, так сказать. Нам необходимо общение друг с другом. Реальное общение друг с другом учит находить общий язык, формирует нас.

— Изменилась ли за две тысячи лет суть благовестия? В чем она?
— Не изменилась: «…Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь» (Ин 3:16, НРП) — вот она суть. Христос, Сын Божий, любит и принимает нас. Человек, который верит в Него как в своего Спасителя, исповедал Ему свои грехи и отказался от них, имеет вечную жизнь. Как было во время проповеди в I веке, то же самое и сегодня. Ничто не может заменить нам любви Божьей.
Господи, благослови нас продолжать познавать и любить Тебя и проповедовать о Тебе.

Интервью с Петром Мицкевичем провела Екатерина Гуляева

Фотография предоставлена Петром Мицкевичем

Работает на Cornerstone