Когда же наступит конец света? Этот вопрос периодически муссируется не только в религиозных кругах, но и в светском обществе. Существует масса книг, материалов и теорий. Только за последние 15 лет было сделано более 30 предсказаний о конце нашей эпохи. Понятно, что у многих людей подобные вещи вызывают улыбку. Однако, думая о будущем, даже скептики и атеисты испытывают тревогу. Чехов когда-то написал в письме к другу, что если в начале пьесы на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. Все понимают, современный мир — это большая пороховая бочка, и когда-нибудь она взорвется.
Однажды Иисуса спросили ученики: «…скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ… проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:3, 14).
Этот текст открывает нам взаимосвязь конца этой эпохи с наступлением Царства Божьего. Добрая Весть о Царстве — это послание Бога, которое должно быть возвещено всем этническим группам! Что же это за послание? Здесь возникает путаница. Кто-то считает, что Царство Бога начинается на небесах, то есть в загробной жизни. Кто-то считает, что Царство Бога — это Церковь. При внимательном изучении Нового Завета мы обнаруживаем, что значение термина «царство» связано не столько с территорией, местом обитания или даже народом, населяющим эту территорию, сколько с правлением или властью царя. Другими словами, Царство Бога — это Его суверенное проявление власти и воли как Царя-Владыки.
Если это держать в голове, то любой отрывок Нового Завета, в котором говорится о Царстве, обретает ясный смысл. Например: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк 10:15). Мы должны принять Божественную власть и подчиниться ей, как дети подчиняются авторитету своих родителей. В Евангелии от Матфея (6:33) записаны такие слова Иисуса: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Что же нам нужно искать? Божью праведность, прощающую, спасающую и оправдывающую нас от наших грехов, что возможно только в случае признания своей полной зависимости от Милующего Царя и Его господства в нашей жизни. В молитве мы молимся: «Да придет царствие Твое». Молимся ли мы о том, чтобы небеса спустились на землю? Нет, но о том, чтобы воля Божья осуществлялась на земле, как она без сопротивления осуществляется на небесах.
Когда же началось правление Божие? Обращаясь к началу Евангелия от Матфея (3:2), мы встречаемся с Иоанном Крестителем, который, объявляя о его наступлении, «говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн, будучи последним пророком ветхозаветной эпохи, объясняет далее природу этого Царства с помощью образа крещения: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3:11). С помощью этих образов Иоанн представляет Иисуса — грядущего Царя, который приходит с властью и силой спасать одних людей, «крестить их Духом», и судить других — «крестить их огнем» Божьего суда. Своих Он соберет как пшеницу в хранилище, а прочих сожжет как бесполезную солому (см.: Мф 3:12). Неугасимый огонь — это не обычное земное пламя, но пламя вечное, в котором понесут наказание все осужденные в День Суда.
Однако вскоре Иоанн сталкивается с кризисом своего послания. Трудность, с которой встретился Иоанн, заключалась в том, что Иисус не действовал так, как он о Нем объявлял. Иоанн по праву задает вопрос: а где же крещение огнем? А где же обещанная расправа над нечестивыми? Ирод Антипа по-прежнему правит в Галилее, римские легионеры расхаживают по Иерусалиму. Процветают политеизм и идолопоклонство. В Мф 11:7 мы читаем, что Иоанн посылает своих учеников узнать, Иисус ли — определенный Богом Царь. Или нет?
Ответ Иисуса был необычным: «...слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11:5). Что это значит? То, что Царство Божье уже наступило, но в скрытой форме. Иисус говорит: смотрите, власть и сила Божьего Царства начнет проявляться не в разрушении мировых держав, не через внешнюю смену политической власти, но через победу над тремя главными врагами Царства и через внутреннее духовное преображение людей. Что это за враги?
Первый из них — дьявол. На протяжении всей ветхозаветной эпохи сатана держал весь мир в плену суеверий, идолопоклонства и богоотступничества. В то время лишь народу Израиля было доступно Божье особое откровение. Народ знал истину о Едином Боге, о своей греховности и о том, каким образом они могли получить прощение и спасение. Но похоже, что в основной массе их жизнь мало чем отличалась от жизни людей из других народов. С приходом на землю Иисуса Царя все поменялось. Он лишил князя этого мира духовной власти над людьми. Когда фарисеи обвинили Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны, Иисус ответил: «…как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» (Мф 12:29; ср.: Откр 20:2).
Примечательно, что слово, которое использует Матфей, говоря о связывании сильного, используется в Откр 20:2 при описании сковывания сатаны. Изгнание бесов — это доказательство присутствия Царства Божия: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Mф 12:28).
Еще один отрывок, который связывает ограничение действий сатаны с приходом Царства Христа, находится в Евангелии от Иоанна: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон…» (Ин 12:31; ср.: Откр 20:3). Поразительно, но глагол, переведенный на русский язык словом «изгнан», — производный от глагола, использованного в Откр 20:3: «…и [Ангел] низверг его [сатану] в бездну». Мы приходим к выводу, что Своей смертью и воскресением Иисус лишил дьявола тотальной и безраздельной власти на земле.
Кроме того, Своей смертью на кресте Иисус нанес непоправимый ущерб двум другим главным врагам Царства — греху и смерти: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр 9:26); «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим 6:17–18).
Добрая весть Царства еще и в том, что тоталитарная власть греха также сломлена. Хотя грех еще по-прежнему присутствует в мире, но человек не является более рабом греха. Любой человек может от него освободиться, подчинив свою жизнь новому Царю Праведности.
То же самое произошло и в отношении смерти. Смерть больше не полноправная хозяйка над людьми. Несмотря на тот факт, что люди по-прежнему умирают физически, это не конец. Для верующих в Евангелие Царства Божьего смерть — это дверь в бессмертие и новую жизнь. Иисус победил смерть: «…Христос… уничтожил смерть и через радостную весть показал новую жизнь и бессмертие» (1 Тим 1:10; пер. МБО).
Что все это значит для нас? Это значит, что наступила Новая эра — эпоха Евангелия Царства Божия, в которой мы сейчас живем. Сатана уже не может воспрепятствовать распространению Евангелия народам мира, и Церковь своим свидетельством о Царстве Божием постепенно завоевывает народы.
Выражаясь военным языком, стратегически врагам Царства Божьего был нанесен сокрушительный удар. Исход ясен. Но остается еще много территорий, не подчиненных Божьему Царству. Божественное предназначение истории в период между вознесением Иисуса и Его окончательным возвращением на землю как Царя, который будет «крестить огнем», — в распространении Евангелия Царства среди всех народов. Это наша миссия, миссия Церкви. Вы никогда не задумывались, почему Бог доверил эту миссию нам, несовершенным людям, а не ангелам, например? Неужели Он не подумал о том, что нам в принципе рискованно что-то доверять? Уже прошло 19 веков, а цель не достигнута! У меня нет более простого ответа на этот вопрос, чем признать, что в этом была Его суверенная воля, и, кроме нас, с этой задачей никто не справится. Я хотел бы, чтобы эта мысль зажгла наши сердца! Потому что выполнение этой миссии станет кульминацией всей истории человеческой цивилизации.
Сколько будет продолжаться миссия Церкви? «Когда Евангелие Царства будет проповедано во свидетельство всем народам, тогда придет конец».
Неясно, сколько это время будет продолжаться. Известно одно: Иисус вернется, чтобы установить Свое Царство (во всей полноте) тогда, когда Церковь справится в полноте со своей миссией.
Когда Уильям Кэри, будущий организатор британского миссионерского общества, впервые захотел отправиться в Индию с проповедью Евангелия, ему в церкви сказали: «Молодой человек, сядьте на свое место. Если Бог захочет евангелизировать язычников, то Он справится и без вашей помощи». Но молодой человек ясно услышал призыв от Бога встать, идти и проповедовать. Его пример послужил основой для современного миссионерского служения.
Мы ближе к завершению этой миссии, чем любое поколение христиан в истории. За последние 150 лет в миссионерской работе был достигнут больший результат, чем за все предшествующие века, вместе взятые. Однако приблизительно 40% населения Земли, по мнению миссиологов, еще не слышали об Иисусе. Большинство этих людей проживает в так называемом окне 10/40, в таких странах, как Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш и Китай.
В нашу задачу не входит «спасение» мира. Мы не призваны произвести какие-то радикальные социальные или политические перемены. Мы не спасатели, а свидетели. Мы свидетельствуем о примирении Бога с человечеством через Христа. Однако Иисус предупреждал, что нам будет нелегко, нас ожидают трудности, испытания и даже смертельные опасности. Библия ясно говорит, что будут войны, конфликты, «горячие точки», землетрясения, голод. И да, наше свидетельство будет встречать сопротивление со стороны мира (см.: Мф 24:5–13). Я рад, что подобным текстам есть место в Библии, потому что, когда я наблюдаю за всем происходящим, я прихожу к выводу, что на самом деле все идет по Божьему плану и Его Царство приближается неминуемо.
В этой связи нам нужно помнить слова апостолов: «…Господи, воззри на угрозы их (врагов Царства. — М. М.), и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое…» (Деян 4:29). Оппозиция существует, и Бог о ней знает, но нам нужно смело и уверенно свидетельствовать о победе Божией. В каждом из нас есть сила Божья — Дух Святой, который не принадлежит нам, но благодаря Иисусу Он будет вести людей к новой жизни. Мы лишь проводники-посредники Духа Святого, невидимой божественной энергии, от соприкосновения с которой мертвые души людей обретают новую жизнь.
Фото: Getty Images