Тема

Странник стучится в дверь

Андрей Суздальцев
Журнал/Архив/Номер 83/Странник стучится в дверь
Странник стучится в дверь

Не так давно у меня был разговор с одним хрис­тианином, регулярно и много лет посещающим церковь. Разговор зашел о нагрузке на человеческую психику ритмов и скоростей большого города, и мой собеседник сказал, что чувствует последствия такой нагрузки в виде страхов, напряжения, беспокойства. Я спросил, как он с этим справляется. И он ответил, что успокаивается «пивасиком и шашлыком на выходных». Откровенно говоря, меня такой ответ удивил.

Я-то по своей наивности еще верю, что «только в Боге успокаивается сердце», как признается автор 61-го псалма, верю, что христианин ищет прежде всего поддержки от Бога, являющегося источником эмоциональной стабильности верующего человека. И тут дело не в том, что «пивасик и шашлык» чем-то плохи сами по себе, а в том, что, во-первых, не возникло разговора о связи общения с Богом со здоровьем человека, а во-вторых, если душа переживает дисгармонию, то означенные средства способны лишь загнать душевную боль глубже, но никак не избавить от нее. Потому что всякая душевная боль и даже душевный дискомфорт — это сигнал мудрого организма о том, что в нас работает тот или иной недостаток (грех), который стоит как следует разглядеть и постараться избавиться от него, опираясь прежде всего на молитву и помощь Бога.

Конечно, мы обращаемся к специалистам, но всякое великое дело, как говорил один мой друг, начинается с молитвы.

Сказать, что сегодня христианство в кризисе — это сказать чистую правду. Но и добавить, что христианство большую часть своей истории испытывало кризисы, а иногда и глубочайшие, и всегда успешно их преодолевало, тоже будет правдой, и правдой вдохновляющей.

И тем не менее речь пойдет именно о кризисе и его некоторых аспектах, потому что сами собой духовные проблемы не уходят, для этого нужно хотя бы знать об их существовании, чтобы потом приложить усилия к их преодолению.

Человек верующий живет в двух мирах — видимом, бытовом, подвластном времени и его порче, и в мире Царства, неподвластном времени, несущем в себе свет и силу, которых слишком земной и суетливый наш мир не знает, несущем в себе истину. И существование одновременно в двух мирах при устремлении к миру высшему — это ежедневная повестка христианской жизни.

И если прибегнуть к сравнению из мира природы, созданного Творцом, в ряде случаев в виде наглядных символов, то я снова предложу как пример эволюцию бабочки. Мы знаем, что бабочка проявляет себя словно бы в виде трех не похожих друг на друга существ: гусеницы, куколки и бабочки. И на первой стадии гусеница озабочена лишь одним — потреблением, с утра до вечера она ищет себе еду и набивает себе утробу все новыми и новыми порциями. На второй стадии гусеница «умирает», превращаясь в неподвижную куколку. И в третьей — она превращается в существо, ничем не напоминающее первую, червеобразную, стадию своей жизни; она словно воскресает из недр неподвижной гробницы-куколки, для того чтобы взмыть в небо, не заботясь больше о пище, — не привязанная к земле, купающаяся в солнечном свете.

Собственно, это удивительное насекомое символизирует этапы жизни человека, познавшего Бога и уверовавшего в Него, — от своей прежней эгоистической жизни до обретенной свободы в высшем мире.

Но если мы зададим себе вопрос, на каком этапе развития находится современное общество, то, к сожалению, придется признать, что большинство остановилось на стадии гусеницы, озабоченной прежде всего добычей и потреблением. Бабочек в нем поразительно мало. И если такая картина вызывает печаль, когда речь идет о людях, находящихся вне церкви, или людях, посещающих церковь крайне редко, то она ошеломляет, когда ее подтверждают люди, на словах ведущие образ жизни практикующего хрис­тианина, но на деле застрявшие на стадии гусеницы.

Скажу проще. Допустим, вы, призванные стать бабочкой, или «внутренним человеком сердца», потому что ваша природа устроена так, взяли и взломали на время свою программу роста. И теперь вы отождествили себя с гусеницей и собираетесь проживать ее жизнь вечно, прижимаясь ко всему материальному, — целыми днями заботясь только о преумножении достатка, о покупке нового автомобиля, о бесконечном общении с экраном телефона, устранении конкурентов и по воскресеньям ожидая выхода на многострадальную природу, затеяв пикник.

И такое ощущение, что многим такой взлом удался.

Но это лишь поверхностный взгляд на вещи. Программу Творца взломать невозможно. Возможно ее задержать. Возможно делать вид, что у нас своя собственная программа и мы сами творцы своего образа жизни. Но это все равно что гусенице надеяться, что она отдельное от Творца, замыслившего ее как начало бабочки, существо.

Сама новая жизнь, которую так избегает гусеница, постучится к вам рано или поздно. Нельзя долго стоять на голове — начнутся проблемы.

Но все же откуда берутся силы для попыток искажения Божьего замысла? Почему люди забыли про свою бабочку?

Дело в том, что большинство из нас живет в выдуманном мире, а точнее говоря, спит и видит сны. Нам бы встряхнуться, проснуться, распрямиться во весь рост и взглянуть на небывалую свободу и полноту жизни, к которой мы призваны! Но нет… Глядя друг на друга, большинство пребывает в состоянии, похожем на гипноз. И состояние это не берется ниоткуда — мы сами его создаем. «Делай, как мы!» — вот основной лозунг спящего человечества.

Странник стучится в дверь

Когда группа людей собирается вместе, она начинает излучать некоторое силовое поле — общность взглядов, установок, действий, мировоззрения. Такое поле действует как излучатель. В современном городе это происходит даже не в переносном, а в прямом смысле этого слова: мы окружены экранами, демонстрирующими практику слепой жизни, внедряющими эту жизнь во сне в наше восприятие, соединяющими нас в болезненное «одно», в «делай, как я». Эти экраны и картинки кодируют наше сознание и подсознание со стендов реклам, интернет-сайтами, телефонным общением, экранами, работающими в парикмахерских, в приемных стоматологов, в собственных квартирах, — почти везде.

Люди словно договорились зомбировать друг друга на программу «слепой жизни». 

В одном из псалмов сказано: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. К сожалению, такой совет действует на нас в современных городах, да уже и в селах, с утра до вечера. И защититься от его «круговой поруки слепоты» чрезвычайно трудно. Тут нужны индивидуальные усилия.

Понимаете, никто не будет за вас просыпаться. Это должны сделать именно вы сами. А вот Божью программу до конца взломать не удастся, и если мы так и будем настаивать на том, что мы гусеницы и жизнь наша — это потребление, то нас начнут будить по-другому, с помощью страшных событий, описанных в Откровении Иоанна. Либо мы проснемся сами, либо нас пробудят к бодрствованию «чаши гнева» — участившиеся катастрофы, новые эпидемии, войны, растущая тревога, превращающая жителей больших городов в загнанных животных, хотя они в этом и не признаются на людях, нас разбудит утрата смысла жизни, уничтожение огромных секторов природы, чистой воды, чистого воздуха.

Понимаете, без света Царства — самой Жизни с ее законами, на которой человечество, увы, паразитирует, без Солнца жизни, без преображения гусеницы в бабочку нам не выжить.

События апокалипсиса создали мы сами. Никто нас не наказывает, как никто не наказывает человека, который сидит на высоком дереве и пилит под собой ветку. То, что он упадет и разобьется, и возможно, до смерти, будет делом его собственных рук.

Свет Царства приходит изнутри наших сердец. Его цель — наше преображение, приобщение к нашей основной природе, нераздельной с этим Светом, как неразделен обитатель Земли с воздухом, дающим ему жизнь. Можно привыкнуть к этому воздуху, но если начать его перекрывать, то мы умрем.

Свет Царства стучится к нам.

В «Апокалипсисе» — книге, описывающей страшные события и катастрофы, вызванные спящим человечеством, отказывающимся просыпаться, — посреди картин, полных ужаса, среди крушения империй, гор, неба, звезд, среди «поколебавшихся сил небесных», среди грохота и воплей рушащихся городов и цивилизаций мы вдруг видим неожиданную картину. Некий как бы странник, как бы прохожий, незаметный человек стоит и стучится к нам в дверь. Стук этот тихий. Его и в мирное время трудно услышать, потому что глаза наши заняты экранами и тем, что на них происходит, уши — грохотом большого города и собственных бегущих бесконечных мыслей, сердца — корыстными планами, а уж в периоды кризисов, военных или природных, тем более.

И все же расслышать стук странника в нашем сердце возможно, если мы остановимся и прислушаемся.

Кто же он? Сам Творец вселенной, наш Создатель.

Тихо стучится Он в наши сердца среди нарастающего безумия общества потребления, общества агрессии, среди непрекращающихся войн, и самое главное, что может сделать для себя ослепленный этим обществом человек, — расслышать этот тихий стук Правды и Истины и впустить Странника в свое сердце. И тогда в него войдет то, что он, сам не зная того, искал всю свою жизнь, но довольствовался подменами, — войдет свет Царства. И тогда жизнь гусеницы наконец-то закончится. И тогда начнется новая, безбрежная, отдающая себя людям и миру жизнь ангельской бабочки — жизнь преображенного человека.

 

Фото: Getty Images

Работает на Cornerstone