Решение

Как избежать ложных надежд

Владимир Попов
Журнал/Архив/Номер 82/Как избежать ложных надежд
Как избежать ложных надежд

«Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11:4), — рассуждали строители Вавилонской башни. Сделать себе имя — такова была мечта этих амбициозных строителей.

Но слава и радость — это не одно и то же. Неужели какое-то количество строений, машин, технических новшеств сделает людей более радостными и довольными?

Время идет, сменяются века, каждое поколение изобретает новые приборы и механизмы, средства коммуникации, а люди по-прежнему страдают от недостатка любви, взаимопонимания, милосердия.

Почему у нас так много информации, знаний и так мало подлинной мудрости? Почему мы так много всего делаем, но не живем полноценной жизнью?

На нашем горизонте всегда маячит образ той самой Вавилонской башни. Грандиозные амбиции и планы коверкают судьбу и опустошают сердце. Безудержная реклама и пропаганда меняют местами ценности подлинные и мнимые. Мы возлагаем свои надежды на народ, партию или религиозную конфессию и превозносим личность, и в конце концов все оборачивается пустой шумихой и кризисом — общественным и личным.

Внешняя показная религиозность также преграждает путь живой вере и общению с Богом. Вспомним притчу Христа о мытаре и фарисее: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14), — суммирует суть этой притчи Христос.

Молитва фарисея в храме много говорит о нем. Вот его слова: «…я не таков, как прочие люди… или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю…» (Лк 18:11–12). Человек этот наполнен лишь собой и не способен помыслить о том, что думает о нем Его Господь, и о своих истинных жизненных мотивах. Но рано или поздно наша личная Вавилонская башня также превращается в груду развалин.

Мытарь же опустошен и подавлен своей несостоятельностью и греховностью. А потому он ищет только Божьей милости. Ведь по закону справедливости он не может быть оправдан. Род занятий у него презренный. Он сборщик налогов для оккупантов. Да и других грехов у него, видимо, немало.

Исполняя лишь внешние религиозные предписания, фарисей считает, что он праведен и угоден Богу. А мытарь сознает себя грешником и искренне кается.

В жизни человека есть два пути — путь самоутверждения и путь смирения. Большинство устремляется на первый путь, думая, что здесь их душа найдет все, что ей нужно. Однако Библия предупреждает, что их ожидания тщетны.

Адам и Ева захотели стать как боги без Бога. И их созданные из праха тела утратили жизнь, она стала таять и испаряться как снег, потому что они потеряли связь с ее Источником, с Богом (см.: Быт 3:22–24). В результате первородного греха в наследство они оставили всем нам жизнь и смерть, мироздание также приняло на себя его последствия (см.: Быт 3:18).

Опыт мудрейшего царя Соломона привел к самым горьким и плачевным результатам. Он приобретает много серебра и золота, насаждает сады и виноградники, лучшие певцы и музыканты служат ему, у него множество слуг и служанок, увеличивается поголовье мелкого и крупного скота (см.: Еккл 2:4–10). Что же приносят эти блага царю Соломону? Он разочарован: «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл 2:11).

Ошибку царя Соломона повторяет оборотистый предприниматель из притчи Христа об опасности любостяжания (см.: Лк 12:15–21). Получив хороший урожай, он все свое время, всю свою жизненную энергию отдает строительству амбаров. Он полон амбициозных планов расширения бизнеса и говорит сам себе: «…душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12:19).

Но так ли нужны душе еда и питье? Ведь Господь в любой момент может отделить ее от тела. Она нематериальна и бессмертна, ей нужен другой хлеб, иначе она погибнет.

В чем же преимущество пути смирения? На этом пути человек старается найти богатство в Боге и вечное спасение души через покаяние и веру в Искупителя Господа Иисуса Христа.

Слово «грех», как известно, означает промах мимо главной цели. Грех — это не только неверные поступки, но и состояние. Состояние отчужденности от Бога, Его забвение и абсолютная сосредоточенность на своем эго.

Паломников и туристов, посетивших Сикстинскую капеллу в Ватикане, как правило, впечатляет громадная фреска Микеланджело «Страшный Суд». Потрясает живая динамика этой росписи — непрерывное движение на стене. Праведники устремляются вверх в небесные обители, а грешники низвергаются к адским безднам. Великий художник уловил и смог передать самую суть Божьего Суда. Божий Суд не юридическая процедура, а нечто таинственное, глубокое. Созерцая грандиозное творение художника, начинаешь понимать, что ад — это не только место, но прежде всего состояние грешника, связанное с тем самым первородным амбициозным желанием стать как боги без Бога. Не об этом ли говорит выражение лиц грешников, искаженных чувством безысходности, безнадежности и позднего сожаления об отторгнутой ими любви Бога?

У подножия фрески размещены богослужебные предметы: небольшой престол с темным распятием и светильниками. Эти вещи — символы, дополняющие и расширяющие замысел художника. Хочешь избежать Страшного Суда и ада? Прими Невинную Жертву, принесенную на кресте за тебя. Человек сам себя загоняет в ад, если не заботится о собственной душе и равнодушно проходит мимо спасения Божия.

Некоторые из тех, кто присутствовал при казни на Голгофе, испытали потрясение: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:54), — признал римский сотник. Страх и смиренное сокрушение коснулись и других людей: «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк 23:48).

Вблизи креста Христова, находясь перед Тем, Кто «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:8), можно ли оставаться в гордом равнодушии?

Врата, ведущие в Царство Небесное, не только узкие, но и низкие. Чтобы войти в них, надо пригнуться. В них не войти без смирения.

Молитва

Боже Вечный, Милосердный, я сознаю свою испорченность и пораженность грехом. Ты абсолютно свят и праведен, а я грешен. Смиряясь, взываю к милости Твоей. Очисти меня от греха, спаси и помилуй меня по благодати Твоей.

Фото: Getty Images

Работает на Cornerstone