«Снятие с креста» — драматический момент евангельского повествования. Казнь уже свершилась, распятых разрешили снять с креста. Толпа, глазевшая на жуткое зрелище казни, разошлась, даже воины, исполнявшие тяжелую роль палачей, удались. Вокруг креста собрались лишь те, кто знал и любил Иисуса, кто, презрев страх, пришел отдать Учителю последние почести. Мертвое тело Христа снимают с креста Его ученики: Иосиф Аримафейский, Никодим, Иоанн и другие. У креста — Мария, мать Иисуса, женщины (жены-мироносицы).
Эта сцена часто изображалась художниками разных эпох, и Рембрандт, как и многие художники до и после него, тоже не раз изображал эту сцену и в живописи, и в графике. Есть по крайней мере два знаменитых полотна Рембрандта на эту тему — одно хранится в Мюнхене в Старой Пинакотеке, второе — в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже. Они очень разные: в эрмитажной версии сцена выглядит более драматично и эффектно, ее построение сложнее по композиции и по колориту.
Картина была написана в 1634 году, когда в жизни и творчестве художника наблюдался большой подъем. В 1631 году Рембрандт переезжает из Лейдена в Амстердам. Обзаводится здесь своей мастерской. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В 1634 году он женится на Саскии ван Эйленбюрх из зажиточной семьи, и этот брак открывает перед художником двери домов богатых бюргеров, которые становятся его заказчиками: он пишет их портреты, они покупают его картины. Заказы сыплются на него один за другим. Особенно благоволили к нему менониты, отличавшиеся религиозным консерватизмом, но ценившие глубокий подход Рембрандта к библейским сюжетам. Это давало художнику и высокое положение в обществе, и материальное благополучие, так что он смог приобрести собственный особняк в престижном районе Амстердама, где и поселился с молодой женой.
Автопортрет. 1634Да, внешняя жизнь Рембрандта в этот период весьма благополучна и успешна, но он не забывает о жизни духовной, за внешней активностью не исчезает его желание углубляться в размышления о Библии, Евангелии, о Христе. В каждый период своей жизни, а они были разные — и тучные, и худые, Рембрандт оставался глубоко верующим христианином, искавшим Лица Божия.
Это как раз хорошо подтверждает его картина «Снятие с креста». Рассмотрим ее внимательно.
Картина построена на контрасте света и темноты, от этого изображенная сцена воспринимается с большой напряженностью и драматизмом. Все происходит ночью, толпа людей, собравшихся у креста, погружена во мрак, и только тело Иисуса освещено снопом яркого света. Кажется, что это оно излучает свет. В то же время оно пугает своей бледностью и безжизненностью. На теле Иисуса видны раны: кровавые подтеки на лбу от тернового венца и стигматы на руках и ногах. Христос беспомощно повисает на руках снимающих Его, можно сказать, что Он покорно и смиренно отдает Себя в руки людей.
Луч света выхватывает из темноты отдельные фигуры. Вот справа — Мария, мать Иисуса, она в обморочном состоянии от горя и переживаний. Она без чувств повисает на руках поддерживающих ее людей. Мария изображена немолодой и некрасивой, хотя на картинах того времени по традиции, идущей со Средневековья, Марию писали юной и прекрасной. Но для Рембрандта важнее правда жизни: он рисует Марию как мать взрослого сына. К тому же горе не красит женщин, и потому перед нами образ простой женщины, убитой горем.
B облике других людей, изображенных на картине, тоже нет ничего идеального, они просты, грубы, некрaсивы, но видно, что они вовлечены в происходящее не только физически, но и эмоционально. На них простая одежда, какую носили бедняки во времена Рембрандта. Этим художник показывает, что произошедшее когда-то в Иерусалиме происходит здесь и сейчас с теми, кто живет рядом. Сам художник тоже ощущает себя внутри происходящего, становясь даже не рассказчиком, а свидетелем евангельского события. Он сопереживает буквально каждому из персонажей картины. На полотне довольно много людей, но художник стремится описать каждого, и мы видим, что лица людей выражают различные чувства: страх, растерянность, недоумение, подавленность. Женщины плачут, не скрывая своих эмоций, мужчины более сдержанны, они задумчивы, безмолвно напряжены, переживая горе внутри себя. Особенно это чувствуется в человеке, который держит тело Христа: он попадает в самый поток света, и мы видим, как бережно и осторожно он обхватывает тело Учителя, словно боясь причинить ему боль. Возможно, это Иосиф Аримафейский, который отдал свой гроб для захоронения Иисуса.
Портрет молодой Саскии. 1633На земле расстелена ткань — плащаница, в которую Иисус будет завернут перед положением во гроб. И эту ткань увидят те, кто придет уже к пустому гробу, когда Христос воскреснет. Свет выхватывает эту ткань из тьмы, и снова кажется, будто свет не падает на нее сверху, а исходит из нее. Возможно, Рембрандт намекает этим на будущее воскресение.
Яркие вспышки света только усиливают густоту мрака, и кажется, что все действие совершается в глубокой тишине. Люди если и переговариваются, то шепотом. Тьма символизирует смерть, страшную в своей беспощадности и обыденности. Но вспышки света напоминают о том, что тьма и смерть не всесильны, ибо «свет и во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:5).
Освещение картины очень тщательно продумано и разработано до мельчайших деталей художником. С одной стороны, здесь показаны различные источники света: свеча, факел, обеспечивающие разную интенсивность освещения. Но с другой — Рембрандт создает через свет драматургию образа, и этот свет кажется иррациональным, таинственным. Свет освещает и выделяет три основные группы, образующие своего рода треугольник: центральная группа — Иисус и люди, снимающие Его тело с креста, справа — Мария и окружающие ее люди, слева — женщины, раскладывающие погребальную плащаницу.
Мастерская РембрандтаРембрандт часто писал одни и те же сюжеты, постоянно перечитывая Библию, он хотел как можно точнее и достовернее изобразить главные ее моменты. И даже когда он писал один и тот же сюжет несколько раз, он никогда не повторялся и не копировал самого себя, в каждом варианте он находит какой-то новый поворот и новые нюансы. Достаточно сравнить два полотна «Снятия с креста» 1633 и 1634 годов.
Дом-музей Рембрандта в АмстердамеВ более раннем варианте также действие происходит ночью, но здесь нет столь резких контрастов тени и света, хотя по-прежнему самое светлое пятно — это тело Христа и ткань, при помощи которой тело снимают с креста. Тело Христа сильно изогнуто, чувствуется, что его тяжесть давит на стоящего внизу человека, пытающегося удержать буквально сползающее на него тело. Мария оказывается в тени, мы не сразу ее замечаем, но если приглядеться, то видно, что она буквально лежит без чувств на земле, у подножия креста. Зато хорошо освещен человек в богатой одежде, стоящий справа и наблюдающий за происходящим. По мнению исследователей, это Иосиф Аримафейский, богатый человек, не привыкший выполнять грубую работу, но давший деньги на погребение Христа. Но есть и другое мнение: что это Никодим, принадлежавший к фарисеям, которым Закон запрещал прикасаться к мертвому телу. Как бы то ни было, здесь мы видим совсем другие духовные и эмоциональные акценты. И в целом этот вариант не столь захватывающий, как тот, что написан позже.
Тем не менее картина была приобретена в 1633 году штатгальтером Гoлландии принцем Фредериком Хендриком Оранским и ныне находится в Старой Пинакотеке в Мюнхене. И ее по праву относят к шедеврам Рембрандта.
Но, видимо, сам художник не был доволен своей картиной, и потому в 1634 году он пишет новый вариант, который мы подробно разобрали выше. И, несомненно, сам он считал этот вариант более удачным, о чем говорит тот факт, что художник не расставался с картиной, не продавал ее, и она была в его доме вплоть до 1656 года, когда имущество Рембрандта было продано с молотка.
Более двадцати лет картина «Снятие с креста» висела в доме Рембрандта, и он смотрел на нее едва ли не ежедневно. Какие мысли посещали художника? Конечно, этого никто доподлинно знать не может. Но когда мы смотрим на картину Рембрандта, то она, несомненно, делает для нас этот евангельский эпизод предельно наглядным и поучительным: смерть Сына Божия на кресте — это предел любви и предел кенозиса — умаления, уничижения, смирения Самого Бога. Как и сказано в Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
Фото: wikiart.org, wikipedia.org