Свидетельство

Диван

Ширинай Досова
Диван

Всему свое время, и время всякой вещи под небом

Еккл 3:1

Друзы

Арам живет в Сирии недалеко от города Эс-Сувейда. Арам — друз, он женат, и у него двое детей. Друзы — этноконфессиональная, то есть одновременно включающая в себя и национальность, и религиозную принадлежность, группа арабов, в большинстве своем проживающих в Ливане, Сирии, Иордании и Израиле. Стать друзом невозможно, потому что не существует института перехода в друзскую религию. Друзами рождаются. В мире их около 3,5 млн, большинство из них исповедует ислам. Но он у них немного на свой лад: это синтез исламской религии, греческой философии и индийского влияния. Они верят, что Адам был друзом, и он периодически реинкарнируется в их лидерах. Авель, которого убил Каин, — тоже друз.

В отличие от приверженцев традиционного ислама друзы молятся один раз в день и святым днем считают четверг, а не пятницу. Религиозные взгляды друзов сходны с взглядами мусульман-шиитов, и они, как и шииты, придерживаются доктрины такия* — благоразумного сокрытия своей веры.

Израильские друзы никогда не выступают против правительства Израиля. Их религия учит гражданской позиции и лояльности по отношению к государству, в котором они проживают. В Сирии у друзов выходной день пятница, в Израиле — суббота, а в Ливане — воскресенье. И если в Сирии они называют себя мусульманами, то в Израиле — это самостоятельная религия. Такия позволяет это, потому что подлинное знание выше любых условностей.

Хотя в веровании друзов есть элементы эзотерического характера, но официальное их вероисповедание — ислам, а священная книга — Коран. Они предпочитают, чтобы их называли не друзами, а муахиддун — единобожниками.

Имам Арам

Еще будучи подростком, друз Арам начал искать Бога. Он заучивал коранические тексты и в 22 года был избран имамом в хальфе — молитвенном доме друзов. Человек, знающий наизусть Коран, у мусульман на особом счету: на земле ему почет, а в вечности — место в раю.

Шли годы. Арам стал замечать, что при чтении Корана у него возникает много вопросов. Появились сомнения, случился внутренний конфликт, и он начал спрашивать себя: «Я учу других верить в Творца, а сам сомневаюсь в Нем. Кто я? Служитель Бога и безбожник одновременно? Есть ли Он? Не обманываю ли я людей и себя самого?» Отрицание Творца (кафир) в исламе является самым тяжким грехом и стоит среди прочих на первом месте.

Арам продолжал читать намаз, совершать бракосочетания и хоронить умерших, учить народ в мечети, но в нем появилась неуверенность. «Зачем я всем этим занимаюсь?» — спрашивал он себя и однажды ясно понял, что его вера зашла в тупик.

Честным человеком оказался этот имам. В любой конфессии может быть служитель, «вдохновенно» проповедующий о Боге и одновременно сомневающийся в Нем, или хуже того — безбожник. Советская власть намеренно готовила и плодила таких «служителей», чтобы разрушать в людях веру. Так называемый отец народов, уничтоживший миллионы безвинных людей, сам учился в духовной семинарии, «Отче наш» читал, но каковы были его дела? «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны, и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16).

Бог видел ищущее сердце Арама и проговорил к нему особенным образом, когда в жизнь того пришли испытания. В горести идти не к кому — только к Богу. Он и утешит, и путь покажет. Достоевский сказал о своей четырехлетней каторге: «Подумаешь — горе; присмотришься — воля Господня». В жизни Арама случилось так же.

Исцеление крестом

Диван

А произошло вот что. Слегла любимая жена Арама — Сабрина. У нее сильно заболела спина, и с каждым днем ей становилось все хуже. Муж возил ее по больницам, наконец врачи в бессилии развели руками и выписали ее домой — готовиться к жизни в инвалидной коляске. А дальше, как обычно бывает в таких случаях, человек жестоко страдает, оставшись один на один со своей болезнью.

Однажды, придя домой, Арам увидел, что его жена лежит на полу, скорчившись от боли. Не помня себя его душа прокричала в никуда:

— Всевышний, где Ты? Если Ты есть, помоги ей! Сделай что-нибудь, прошу Тебя!

В ответ он услышал тихий уверенный голос:

— Ты сможешь исцелить ее крестом.

Арам растерялся. Он ничего не понял. Кто это? Что это? Каким крестом?

Голос продолжил:

— Жена покажет, где у нее болит, — там ставь знак креста пальцем.

Арам слышал голос так ясно, будто говорил человек, стоящий рядом с ним. Однако в комнате кроме жены никого не было. Голос пропал. Жена же, продолжая стонать, корчилась на полу. Арам подумал: «Имам мечети — и кресты будет ставить?» Но в тот момент ему было не до богословия. Подойдя к жене, он решительно спросил:

— Где болит? Покажи.

— Везде. Все болит.

Арам начал медленно водить рукой по ее спине, а Сабрина говорила: «Там… да-да — тут». И он рисовал пальцем крест.

Через пару минут жена закричала:

— Горю! Горю! Что ты сделал с моей спиной? Ай-ай-ай…

Это длилось не больше минуты, но сердце Арама ушло в пятки. Что делать, он не знал. И крестов своих страшно испугался: они «запалили» его жену огнем. Тут Сабрина затихла, а потом сама без всякой помощи встала на ноги. Первое, что бросилось Араму в глаза как похорошело лицо его жены — порозовело, расправилось, ушла мучительная гримаса. А еще через минуту жена стала хлопать в ладоши, прыгать от радости и восклицать:

— Слава Аллаху! Слава Аллаху!

От болезни не осталось и следа.

Жена смотрела на мужа как на ангела. Еще бы! Она спросила:

— Что ты делал с моей спиной?

— Рисовал крест.

— Крест? А кто тебе сказал это делать?

— Не знаю. Он Себя не назвал, я голос слышал. Но раз крест — значит, это христианский Бог. Наверное, Иисус Христос.

Исцеление жены стало чудом не только для семьи Арама, но и для всего их большого родства и даже поселка. Имам воспрял духом: все же есть Бог! И продолжил служить в мечети.

Не кот чихнул

Тут я должна остановиться, потому что в этот момент громко заскрипел диван, упомянутый в названии этого рассказа. «Да расскажи уже, наконец, про меня!» — проскрипел он. А это не кот чихнул, скажу я вам! Диван этот оказался судьбоносным. И вот почему.

Арам купил самый обычный диван в самом обычном магазине. Привез его домой, распаковал и стал раскладывать, глядь, а внутри книга в кожаном переплете на арабском языке — Библия. «Что это? Такия? Знак?» — пронеслось в голове Арама. Он открыл книгу, полистал и положил на прикроватную тумбочку и каждый день страницу за страницей читал ее, обнаруживая в душе тягу к ее невыразимой глубине.

Божественности Христа Арам не понял. Смутился. Как может Бог, сотворивший небо и землю, висеть на кресте, а презренные люди — прах и пепел — плевать Богу в лицо? Смеяться и издеваться над Ним? Разве такое возможно? Какой же тогда Он Бог? И где был Бог, когда Бога убивали? Такие вопросы смущали его, но Иисуса как человека, несправедливо претерпевшего страшные муки и казнь, Арам полюбил всей душой. «Какие злые люди! — искренне возмущался он. — Что они сделали с Христом? Чем отплатили Ему за добро?»

Прошло еще пять лет. Арам продолжал служить имамом. Диван, «освященный» Библией, нет-нет да и поглядывал на хозяина, ожидая своего часа. И вот однажды сидит себе вся семейка на диване, смотрит телевизор. Арам переключает программы одну за другой, и тут на экране они видят эпизод из фильма «Иисус» об исцелении несчастной женщины, которая восемнадцать лет была скрюченной и не могла выпрямиться. Иисус «возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк 13:13).

Смотрит Арам кино и глазам не верит — это же их история один в один! Сердце его забилось. «Вот оно! — обрадовался диван, — пробил наконец час!» Арам резко встал, нет, вскочил и даже не вскочил, а прыгнул с дивана как ужаленный и взволнованно сказал жене:

— Помнишь! Я же говорил тебе, что это Иисус тебя исцелил? Это был Он! Вот оно подтверждение!

Они стали смотреть фильм. Началась сцена распятия Христа. Тут Арам не выдержал, сердце его сжалось от горя и несправедливости, и он переключил канал. Но другой канал «случайно» оказался тоже христианским, и проповедник, глядя с экрана в глаза Араму, обратился к его душе: 

— Почему ты думаешь, что Иисуса распяли на кресте зря? Знай, что за твои грехи Он пострадал и умер. Отдай Ему свое сердце и получишь прощение, тогда и поймешь, что такое Любовь. Покайся. Не откладывай.

При слове «покайся» Арама словно обдало кипятком, а потом — ледяной водой, а потом еще раз. Вот тут и наступил звездный час дивана. Эх, была не была — он пнул хозяина. А что было делать? Сколько можно ждать? Свалившись с дивана на пол, Арам повторил за проповедником молитву покаяния. «Ура!» — воскликнул счастливый диван. Порадуемся и мы с ним. Выполнена миссия, ради которой он поступил на службу в этот дом.

Имам-благовестник

После этого Арам всю ночь не смыкал глаз. А наутро жена не узнала его — это был совсем другой человек. Он решительно заявил ей, что уходит из мечети и теперь будет рассказывать о Христе всем друзам. Сабрина пришла в ужас:

— Ты же имам? Что скажут люди? С ума сошел! Это позор всему нашему роду. Нас исключат из общины. Возненавидят. А о детях ты подумал? Над ними будут издеваться в школе и во дворе. Мы станем изгоями. Одумайся! Если ты оставишь веру наших отцов, я заберу детей и уйду от тебя.

Помните евангельскую историю об исцелении десяти прокаженных? Они умоляли Христа об исцелении, но поблагодарить Его вернулся только один. А что же девять? Где они? Пошли своей дорогой, позабыв обо всем, будто ничего и не было. Таков человек — только «дай-дай», а благодарности не дождешься.

Слава Богу, жена противилась недолго. Поразительные перемены в муже с каждым днем все больше радовали и удивляли ее. Мир и любовь воцарились в семье. А что женщине еще нужно? Сабрина полюбила Иисуса и вскоре приняла крещение.

В местности, где живет семья Арама, около пяти тысяч друзов. Среди них не было христиан. Арам обошел все дома, чтобы поделиться с соседями Радостной Вестью, Инжил (Евангелием). Он говорил о том, что пережили его жена и он сам. Бывший имам вдохновенно проповедовал о жертве Христа, Его прощении, о спасении и вечной жизни. Сегодня в этом поселке есть церковь. В ней около ста человек.

В провинции Эс-Сувейда 175 поселений. Арам обошел все. С момента его покаяния в 2005 году почти в каждом из них появились христиане, группы по изучению Библии и церкви.

Принять Христа для друзов — серьезный шаг. Уверовавшему придется оставить не только религию, но и потерять национальную принадлежность. Не случайно Христос предупреждал Своих последователей: «…нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк 18:29–30).

Обретая Христа, человек становится гражданином Царства Небесного. Могут ли национальность или цвет обложки паспорта быть ценнее? И ничто из желаемого тобой не сравнится с ней — с небесной обителью и ее гражданством.

Черная тетрадь

Новый имам, видя, как друзы один за другим переходят в христианство, начал перекрывать кислород уверовавшим во Христа. Он завел тетрадь и черный список, куда заносил имена всех обратившихся. На службах имам в гневе потрясал этой тетрадью и сыпал угрозами в адрес отступников:

— Кто теперь будет их хоронить? Кто? Я не буду! И никто не будет! Они кафиры и предатели, и им нет места среди нашего народа. После смерти их тела выбросят на свалку на съедение собакам. Вот участь предателей!

Имам стращал, метал громы и молнии, ожидая возвращения неверных, но тщетно: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его…» (Пс 126:1). Узнав любовь Христа, люди не захотели возвращаться, и черный список продолжал расти.

Мудрый Арам старается поддерживать хорошие отношения с земляками и новым имамом мечети. Встречаясь с ним на улице или на базаре, бывший имам по-братски похлопывает нынешнего по плечу и шутливо спрашивает: «Друг, загляни-ка в свою черную тетрадь, сколько там уже наших, а то я со счету сбился. Ты, брат, не обижайся на нас. Мы не враги, мы любим Бога и молимся о тебе и о нашем народе. Давай будем дружить».

Имя Арама изменено. Он стал пастором нескольких церквей. Благослови, Господь, и сохрани Твоего верного слугу: «…должно делать… доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин 9:4).

*Такия (араб.) — букв. «благоразумие, осмотрительность, осторожность». Один из принципов шиизма. Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры, дружбу с неверными, нарушение ритуальных предписаний; см.: словарь по исламу. Электронный ресурс: http://religiocivilis.ru/islam/islamt/579-takiya.html (дата обращения 20 апреля 2021 года).

Фото: Getty Images, wikipedia.org


Работает на Cornerstone