Когда мы говорим о смирении как добродетели христианина, то не можем обойти молчанием величайшее проявление этой добродетели в служении Самого Христа, как об этом говорится в главе 13 Евангелия от Иоанна. Приведу это сообщение в своем пересказе.
Перед еврейской Пасхой Иисус уже знал, что Ему скоро нужно будет покинуть этот мир и уйти к Отцу, поэтому Он решил показать на деле Своим ученикам, которых Он любил, как нужно проявлять эту любовь. (Иуда Искариот, по наущению дьявола, уже думал, как предать Иисуса.) Вечером, за трапезой, Иисус встал, осознавая власть, данную Ему Отцом, снял с Себя накидку и повязал по поясу полотенце. Затем Он налил воду в кувшин и начал мыть ученикам ноги, подставив таз и вытирая ноги повязанным полотенцем.
Когда пришла очередь Симона Петра, тот с тревогой спросил:
— Господи, Ты хочешь мыть мне ноги?
— То, что ты не понимаешь сейчас, Я потом, как обычно, объясню, — ответил Иисус.
— Ни за что! Чтобы Господь мыл мне ноги? — воспротивился Петр.
Но Иисус остановил его:
— Если нет, уходи!
Симон Петр тогда даже закричал:
— Господи! Тогда не то что ноги, и руки, и голову мой!
Иисус заверил:
— Вы мылись уже, нужно помыть только запылившиеся на улице ноги. Жаль, что не все ваши помыслы чисты.
Это Он сказал о предающем Его Иуде. Помыв ноги всем ученикам, Иисус надел накидку и вернулся на Свое место за трапезой.
— А теперь об этом, — сказал Он, — вы называете Меня Учителем и Господом, и это правильно, так оно и есть. Если Я помыл вам ноги, теперь и вы должны мыть ноги друг другу. Я ведь дал вам пример, как нужно проявлять любовь. Знайте, слуга не выше своего господина, а вестник не важнее отправителя вести. Вот и все объяснение, поступайте теперь в соответствии с этим знанием и обретете счастье.
Нам нужно пояснение того, что происходило в горнице во время пасхального ужина, на Тайной вечери. Вот что говорит известный комментарий по этому поводу: «Дороги Палестины были немощеными и грязными. В сухую погоду несколько сантиметров пыли лежало на их поверхности, а в дождь вся эта пыль превращалась в жидкую грязь. Обувь, которую обычно носили люди, была легкой, открытой; это были, как правило, просто подошвы, притянутые к ноге парой узких ремней, то есть самый примитивный вид сандалий. Такая обувь плохо предохраняла от пыли и грязи дорог, и потому перед каждым домом можно было найти сосуд с водою и слугу с тазиком и полотенцем, готового умыть ноги гостям.
В собрании друзей Иисуса в тот памятный вечер не было слуг, и потому услуги, которые обычно в богатых домах оказывали слуги, они разделяли между собою. Весьма возможно, что в тот вечер они так увлеклись своим состязанием, кто из них будет большим в Царстве Иисуса, что никто не позаботился о том, чтобы была вода и полотенце для омовения ног у входа в горницу. И потому Иисус Сам поправил это упущение самым ярким и наглядным образом»1.
Надо заметить, что в Библии об омовении ног говорится не только в Евангелии от Иоанна. В Книге Бытие к патриарху Аврааму заходят в гости путники, он видит их на дороге и бежит им навстречу:
«Увидев их, он от самого входа в шатер побежал их встретить, поклонился до земли и сказал: “Владыка мой! Если Ты благоволишь ко мне, то, пожалуйста, не проходи мимо раба Твоего. Позволь послать за водой, чтобы вы могли ноги вымыть (выделено мной. — И. Л.) и отдохнуть под этим деревом, а я принесу хлеба, чтобы вы подкрепились, прежде чем путь свой продолжите, коль уж вы мимо раба вашего идете”». Авраам обращается к Тому, Кто казался первенствующим среди его трех посетителей (Быт 18:2–5. Пер. под ред. М. П. Кулакова, далее ПК). Гостеприимство Авраама не было обычной вежливостью, это было проявлением его доброты и уважения. Новый Завет, комментируя этот эпизод из жизни патриарха, замечает: «Не забывайте оказывать гостеприимство. Живя так, иные, сами того не ведая, даже ангелов принимали у себя» (Евр 13:2, ПК). А. С. Десницкий пишет об этом в комментарии к своему переводу этого отрывка: «Так было с Авраамом и Лотом (Быт 18, 19)»2.
В Новом Завете есть и другой случай, когда Иисус пришел в гости к одному из фарисеев по имени Симон, который пригласил Его к себе на обед. И вдруг туда, где сидели обедавшие, вошла женщина с небезупречной репутацией (ее называли грешницей) и начала омывать ноги Иисусу своими слезами, отирать их своими волосами и умащать благовонным маслом. «Увидев это, фарисей, пригласивший Иисуса, подумал: “Будь Этот Человек действительно пророк, Он знал бы, что это за женщина, которая прикасается к Нему, какая она грешница”». Иисус рассказал притчу о двух прощенных должниках: один был должен 500 денариев, а другой 50. Он заключил Свой рассказ вопросом: «Так кто же из них будет более благодарен тому ростовщику?» Симон ответил: «Скорее всего, тот, кому он больше простил». И тогда Иисус сказал, что эта женщина сделала более того, что мог бы сделать хозяин дома: он не дал воды для омовения ног, не поприветствовал гостя поцелуем, к тому же почетных гостей умащали, видимо, елеем, возливаемым на голову. «Вот Я и говорю тебе, что прощены ей грехи ее многие, и свидетельством тому — ее сильная любовь ко Мне. Кому же мало прощается, тот и любит мало» (Лк 7:36–50, ПК).
Обычай омывать ноги верующим сохранился также в описании новозаветных вдов: «На попечение церкви бери лишь вдов, которым не меньше шестидесяти лет и которые были только однажды замужем. Такая вдова должна быть при этом известна своими добрыми делами, тем, что сумела поднять детей, давала приют странникам, омывала ноги братьям во Христе, помогала тем, кто в беде, — короче, всегда старалась делать добро» (1 Тим 5:9, 10, ПК).
Бернард Клервосский пишет: «Господь перед лицом Своих страданий видимым знамением устанавливает невидимый дар... Вечеря, омовение ног, крещение… Для того чтобы мы не сомневались в прощении ежедневных грехов, нам дан символ омовения ног»3. В исторических церквах нашего времени, где существует разделение на мир и клир, это служение совершается церковным иерархом либо по отношению к другим священникам, либо как акт смирения по отношению к паломникам.
Вечеря началась с омовения ног, то есть с полного очищения человека и полного принятия им служения Господнего. Иисус послужил тогда Петру так же, как служит ежедневно сейчас нам.
Мартин Лютер отвергал омовение ног. Однако омовение ног практиковалось некоторое время в Англиканской церкви и в Евангелистской церкви Бранденбурга. Оно играло важную роль у анабаптистов. Гернгуты (Братская община, Чешские, или Моравские, братья) практиковали омовение ног до 1818 года. После поражения Чешского восстания (1618–1620), спасаясь от преследования, Чешские братья бежали в Саксонию, где и построили поселение Гернгут (Град Господень). Ян Амос Коменский, епископ Моравских братьев, стал основателем современной педагогики и системы школьного образования.
Как бы мы ни понимали сегодня это служение, буквально или символически, для нас ценно то, что совершил наш Господь Иисус Христос как в служении смирения перед апостолами, так и в Своем величайшем подвиге умаления, смерти крестной. Принимающим этот дар самоотречения Божьего ради спасения грешников обещана вечная жизнь (см.: Ин 3:16; Флп 2:5–11).
1 Баркли У. Толкование на Евангелие от Иоанна. Scottdale: Всемирный союз баптистов, 1985. — Т. 2. — С. 144, 145.
2 Послания апостолов / Пер. и коммент. А. С. Десницкого. — М.: Гранат, 2021. — С. 282.
3 Цит. по: Хайнц Х., Хайнц Д. Вероучение Священного Писания. — Заокский: Источник жизни, 2012. — С. 314.
Фото: Getty Images