Тема

Путь к духовному успеху

Татьяна Горбачева
Журнал/Архив/Номер 82/Путь к духовному успеху
Путь к духовному успеху

Моя подруга всегда любила лошадей, маленькой она рисовала их, подростком ездила на конюшню, каталась и ухаживала за ними. Когда она переехала из Москвы жить в загородный дом, она купила себе лошадку. Было ли так задумано или получилось случайно, но лошадь оказалась беременной и вскоре родила жеребенка. Радость стала двойной, она и дети были в восторге от общения с лошадьми. Лошадь-мама была взрослой, позволяла на ней кататься и запрягать в повозку. Подруга с мужем стали заниматься туристическими конными прогулками, дело пошло в гору. Но планы по включению второй лошадки в работу не оправдались. Воспитание оказалось нелегким, молодая лошадка не смирялась с седлом и ездоком, тем более не собиралась позволять запрячь себя в карету. После многих неудачных попыток они отстали. Лошадка-дочка резвилась и играла на выпасе, а работать отказывалась. Забота о ней для моей подруги превратилась в обузу, встал вопрос, что с ней делать.

Тема духовного роста давно привлекает мое внимание. Вот приходит человек к Богу, оставляет нечестие, происходит метанойя, жизненный разворот, покаяние. И начинается его духовный рост, новая интересная жизнь. Новый Завет, говоря о духовном росте, использует аналогию физического развития человека с младенчества и до зрелости. У каждого духовный рост проходит в своем темпе, по-своему.

На занятиях по основам духовного развития я предлагаю студентам использовать метафору для описания своего духовного роста. Некоторые предлагают очень неожиданные и глубокие образы. Один видит себя путешествующим на лодке по опасным водам океана, другой ведет круговой бой с нечестивыми желаниями, третий видит свое взросление как созревание выдержанного сыра. Иногда образы связаны со страданием. Вспоминается яркий образ мучительного снятия стружки с дерева. Иной раз это ощущение пустоты — пустой дом, где все приготовлено, в печке лежат дрова, но в нем никто не живет. Чаще все же встречаются радостные картины: созревание плодов на деревьях, завоевание и очищение земли, танцы свободы в Божьем свете. Жизнь каждого проходит в определенных обстоятельствах, у каждого уникальные личностные черты, да и пути различны. Что помогает продвигаться вперед, не опускать руки и не удовлетворяться достигнутым?

В самом начале богатство духовной жизни охватывает человека, и его ощущение постоянного стремления вверх визуализируется. Если человек рисует свой путь как стремящуюся ввысь ракету, скорее всего, он недавно приобщился к вере. Его поразительно яркая и свежая духовность еще не проверена воплощением. Но вот кто-то проходит опыт взросления — падения, безответной молитвы или неудачи. И перед ним встает выбор: принять реальность такой, как она есть, — все не так просто, и ты не такой уж прекрасный — и пойти путем смирения или уйти в отрицание, ожесточение, цинизм, бесчувствие. Смирение позволяет человеку принять коррекцию, вынести урок из ситуации, исправиться и жить дальше, узнавая новые грани самого себя и своего жизненного пути. Апостол Павел пишет Тимофею наставление: «Вникай в себя и Писание, занимайся сим постоянно. Ибо этим спасешь себя и слушающих тебя» (1 Тим 4:16). Постоянство необходимо, потому что жизнь течет, изменяемся мы, изменяются обстоятельства, требуется постоянная корректировка жизненного курса и решение новых, не встречавшихся нам ранее задач. Писание служит маяком, который светит нам посреди волнения и жизненных бурь.

Путь к духовному успеху

Почему именно смирение играет ключевую роль в духовном развитии?

Прежде всего смирение помогает человеку отвлечься от самого себя. Именно неспособность преодолеть гравитацию своей плотской природы приводит к отчуждению, доминированию, борьбе, распрям и противостоянию. Греховность сосредоточивает человека на его эго, а в индивидуалистической культуре позиции эгоцентризма еще более укрепляются и даже «освящаются». Смирение — это по определению привилегия ставить себя ниже другого, уважать другого и служить ему. Макарий Великий замечательно сказал, что «смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, когда он ниже всех?»* А как же самооценка, спросите вы. Разве можно так относиться к себе? В смирении ты сравниваешь себя не с другими людьми, а с Богом. Переживание Его величия и святости порождает истинное смирение. Апостол Павел признавал себя «худшим из грешников», осознавая свое положение перед Богом. Но он же утверждал свое апостольство, которое принял от Христа. Сочетание человеческой несостоятельности и безграничности Божьего могущества — рабочее противоречие растущего христианина.

Смирение также снижает конфликтность человека. Дерзость и самонадеянность — предвестники раздора, они вызывают гнев и раздражение: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч 15:1). Смиренное поведение не провоцирует другого на защитные реакции гнева или сопротивления и приводит к конструктивному взаимодействию. Когда нет причин доказывать собеседнику, что ты достоин уважения, можно свободно общаться и сосредоточиться на спокойном общении. Смирение избавляет человека от множества проблем.

Если в коллективе появился конфликтный человек, то при малейших сложностях возникает напряжение в отношениях. Верно и обратное: мудрый и смиренный сотрудник вызывает уважение, к нему идут за советом, рядом с ним другим спокойно и мирно. Смиренный человек ищет мира и сам привносит мир в свое окружение. Как это работает? Смиренный человек располагает к себе, вызывает истинно человеческие, добрые чувства. Может быть, именно поэтому Христос пришел в мир обычным младенцем, а не могущественным царем. Младенец вызывал желание у людей прославлять Бога, облик царя мгновенно вызвал бы реакцию защиты и сопротивления, по крайней мере у некоторых людей. Христос призывает: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:26).

И наконец, самое важное. Смирение стяжает благодать — об этом мы не один раз читаем в Библии. «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак 4:10), — учит Послание апостола Иакова. Апостол Петр пишет: «…смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет 5:6). Притча о почетном месте на пиру подчеркивает, что «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 14:11). Смирение выражается в том, что мы доверяем Богу больше, чем себе, и оно — значимая составляющая нашей веры! Христос в Своем служении явил нам пример смирения, когда, отвергая Свои желания, делал то, что угодно Отцу, когда учил о том, что означает главенство в Царстве Отца (см.: Мф 23:11), когда умывал ноги ученикам (см.: Ин 13:4–17) и когда смирил Себя до смерти, и смерти крестной: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2:6–11). Не собрав ни сокровищ, ни войск на земле, Иисус показал нам пример успешного духовного пути. И Его слова о смирении — ключ к истинному духовному росту.

*Макарий Великий. Семь слов. Электронный ресурс: https://svyatye.com/chitat/Prepodobnyi-Makarii-Velikii-Sem-slov-Slovo-1-4/5618/ (дата обращения 18 апреля 2021 года).

Фото: Getty Images

Работает на Cornerstone